Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
vse-2011.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
1.45 Mб
Скачать

Вторая волна позитивизма.

Новый всплеск интереса к позитивизму пришелся на конец XIX века. Эрнст Мах (1838- 1916), австрийский физик, придает позитивизму новую форму, получившую название махизм или эмпириокритицизм (критика опыта).

Конец XIX века - переломная эпоха в развитии науки, когда она открыла для себя новое огромное поле исследований. Естественно, что первая задача состояла в том, чтобы описать и как-то классифицировать новые явления.

Основные идеи философии Маха весьма просты. Мир, с его точки зрения, состоит из элементов, которые представляют собой соединение физического и психического. Поэтому в отношении физического мира и человеческого сознания эти элементы нейтральны: они не включаются полностью ни в первый, ни во второе.

Поскольку все элементы мира абсолютно равноправны, между ними нет отношений "сущности - явления", "причины - следствия". Связи в природе не настолько просты, чтобы каждый раз можно было указать на одну причину и одно следствие. Единственный вид отношений, существующий между элементами, - это функциональные отношения. В ФО изменение, возникновение или существование одной из его сторон сопровождается определенным изменением, возникновением или существованием другой стороны. Именно сопровождается, а не вызывается, ибо ни одна из сторон этого отношения не является определяющей.

Следствием такого видения мира, при котором в нем усматривают лишь однородные элементы и функциональные связи между ними, является дескриптивизм в теории познания, при котором все функции познания, в том числе и научного, сводятся к описанию. И это понятно, ибо если из мира изгоняются закон и сущность, то объяснение и предсказание оказываются невозможными.

1. Аналитическая философия

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – направление западной, главным образом англо-американской, философии 20 в.; сводит философию к анализу преимущественно языковых средств познания; разновидность неопозитивизма.

Основные течения: 1) философия логического анализа, использующая аппарат современной математической логики, - логический эмпиризм (Р. Карнап, К. Гемпель, Ф. Франк) и логический прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен); 2) лингвистическая философия

Зарождение аналитической философии в начале ХХ в. связано с кризисом метафизической философии и развитием идей «второго позитивизма» Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса.

Основоположниками аналитической философии являются Бертран Рассел и Джордж Эдуард Мур. Первый в соавторстве с А. Н. Уайтхедом построил философские основания математической логики и предложил доктрину логического атомизма, развитую Витгенштейном; второй подверг критике традиционную этику и идеалистическую метафизику. Подлинным вдохновителем аналитической философии является Людвиг Витгенштейн и его главный труд «Логико-философский трактат».

Для аналитической философии характерны три главных признака:

лингвистический редукционизм, то есть сведение всех философских проблем к проблемам языка;

«семантический акцент» - акцентирование внимания на проблеме значения;

«методологический уклон» - противопоставление метода анализа всем другим формам философской рефлексии, в частности отказ от построения системы философии в духе классических философских построений ХIХ в

Аналитическая философия – это прежде всего философия языка: мир видится через призму языка, старая традиционная философия, говорят аналитики, возникла из-за несовершенства языка, многозначности его слов и выражений, «речи, которая запутывает мысли», по выражению Витгенштейна; задача философии состоит в том, чтобы построить такой идеальный язык, который в силу своей однозначности автоматически снял бы традиционные философские «псевдопроблемы» (бытия и сознания, свободы воли и этики).

Поэтому аналитическая философия - это прежде всего (на раннем этапе) логико-философская доктрина, стремящаяся к формализации языка, доведению его до совершенства языка логических символов. Эту проблему решали ученики Витгенштейна, члены Венского логического кружка: Мориц Шлик, Отто Нейрат и, прежде всего, Рудольф Карнап. Венский кружок выдвинул доктрину верификационизма, то есть идею о том, что истинность или ложность высказывания (главного объекта анализа аналитиков) и научной теории может быть подкреплена или опровергнута лишь в том случае, если все предложения свести к высказываниям о чувственных данных, или «протокольным высказываниям», которые можно подвергнуть непосредственной эмпирической проверке

Идея построения идеального логического языка быстро себя исчерпала. Такой язык нужен и возможен лишь для вспомогательных научно-философских целей, и таким является язык математической логики, но разговаривать, писать стихи и осуществлять множество других речевых актов или языковых игр на таком языке невозможно, «как невозможно ходить по идеально гладкому льду», по выражению позднего Витгенштейна.

Перелом в аналитической философии произошел между мировыми войнами. В 1930-е гг., когда Витгенштейн вернулся в Кембридж из добровольного шестилетнего изгнания (он работал учителем начальных классов в горных альпийских деревнях с 1921 по 1926 г.), вокруг него, читавшего лекции в Тринити-колледже, начался формироваться круг молодых учеников, впитывавших его новые идеи, которые нашли свое окончательное воплощение в книге Витгенштейна «Философские исследования», над которой он работал до самой смерти.

Задача философа, как теперь понимает ее Витгенштейн, - это попытка помочь человеку разобраться в обыденном языке, в его неоднозначности и путанице («помочь мухе выбраться из бутылки»).

В «Философских исследованиях» Витгенштейн остроумно доказал, что язык является в принципе социальным явлением, невозможен некий индивидуальный язык, который мог бы понимать только говорящий на нем. Проблема сознания, в частности «чужого сознания» (other mind), вообще очень занимала поздних аналитиков (не только Витгенштейна; Гилберт Райл написал по этому поводу целую книгу «Понятие сознания». Как проникнуть в чужое сознание? Либо благодаря наблюдениям за поведением индивида, либо доверяя его свидетельству. Но свидетельство может быть ложным, а поведение - притворным.

Идеи «Философских исследований» Витгенштейна были с воодушевлением приняты англосаксонским философским сообществом. Вся А. ф. 50 – 60-х гг. ХХ в. так или иначе оказалась под влиянием этого стимулирующего произведения. На его основе оксфордский философ-аналитик Джон Остин, а вслед за ним Джон Серль из Беркли (Калифорния) строят теорию речевых актов, учение о том, как производить действия при помощи одних слов. Джон Уиздом разрабатывает теорию лингвистической терапии, учения, согласно которому язык лечит говорящего и слушающего (здесь впервые в явном виде пересеклись аналитическая философия и психоанализ). Джеймс Хадсон разрабатывает лингвистическую апологетику, учение о том, что отношения человека с Богом есть разновидность языковой игры. Наконец, появляется аналитическая философия вымысла, утверждающая, что если Шерлок Холмс и не существовал, «то он мог бы существовать при других обстоятельствах» (формулировка Сола Крипке).

Современная аналитическая философия – это огромная «фабрика мысли» с большим количеством интеллектуальных цехов. Постепенно проводятся линии к феноменологии (Карл Апель) и даже к философскому постмодернизму (Ричард Рорти). Ответить на свой основной вопрос: «Где кончается язык и начинается реальность?» –аналитическая философия, пожалуй, так и не смогла, но в процессе ответа было сделано так много интересного, что можно с уверенностью сказать, что эта языковая игра стоила свеч.

Дж. Мур и Л.Витгенштейн были теми, кто поставили в центр философского анализа не искусственные языки математики и логики, а естественный язык.

Основные идеи основателей аналитического движения в философии:

  • Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным или ложным, а это – задача логики.

  • Логика занимается высказываниями, предложениями, состоящими из слов, т.е. она имеет языковой характер. Первые философские вопросы: Что есть слово? Что есть предложение?

  • по Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения могут иметь одно и то же значение, но разный смысл.

  • Фреге ввел в логику понятие функции. Сравним выражения: "2+3" и "Сергей играет с Татьяной". В первом выражении 2 и 3 – это аргументы, а знак + есть функция. Если мы вместо 2 и 3 подставим переменные x, y, то мы получим эффективнейшее средство для описания множества математических выражений с одной и той же функцией +. В традиционной грамматике используется не представление об аргументе и функции, а представление о субъекте и предикате (подлежащем и сказуемом). Но ведь предложение "Сергей играет с Татьяной" тоже можно представить как связь аргументов ("Сергей", "Татьяной") с функцией ("играет с"). Раз так, то можно в логику, другими словами, в исчисление высказываний, ввести переменные. Изобретение Фреге буквально преобразило логику и аналитическую философию в целом.

  • Редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет избежать, считает Рассел, ложных представлений. Предельное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо.

  • Мур выступал в "защиту здравого смысла" в философии

  • Мур предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более ясные.

Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в небольшой книжке Витгенштейна "Логико-философский трактат". Основные положения:

  1. Язык есть граница мышления (язык и мышление совпадают; лучше вообще говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление "за" языком – это химера).

  2. Есть только один мир – мир фактов, со-бытий (сосуществование фактов), которые описываются совокупностью естественных наук.

  3. Предложение – картина мира, оно имеет с последним одну и ту же логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы представить в форме предложений).

  4. Смысл предложения выражает со-бытие.

  5. Сложные предложения состоят из элементарных предложений. которые соотносятся с фактами.

  6. Высшее невыразимо (т.е. предложения этики, эстетики, религии нельзя обосновать фактами)

  7. То, что может быть сказано, может быть сказано ясно. Обо всем остальном, н-р мистическом, лучше молчать.

  8. Философия не может состоять из научных предложений, ибо философские предложения нельзя проверить на истинность и ложность, они бессмысленны.

  9. Цель философии – не особые философские предложения, а логическое прояснение языка.

Если местом становления аналитич. философии по праву можно считать Англию, где работали Мур, Рассел и Витгенштейн, то позднее центр движения переместился в Вену и Берлин (М.Шлик, Ф.Франк, О.Нейрат, Р.Карнап, К.Гедель, Г.Рейхенбах, К.Гемпель).

Всех упомянутых философов объединял интерес к научному постижению мира, прежде всего на основе данных математики, логики и физики.

Основные идеи логического позитивизма, т.е. положительного учения, ясного, научного. Его еще называют неопозитивизмом: Отрицание философии как учения о первых принципах. По мнению Карнапа, истинность философских предложений невозможно обосновать. О философии следует отказаться в пользу науки, лишь она представляет собой обоснованное знание.

Аналитические и синтетические предложения. Это различение имело важное значение в непозитивистском понимании предложения, истинность которого определяется его собственным содержанием, чего нет в случае синтетического предложения. Примеры аналитических предложений: "В квадрате все углы прямые", "Тела протяженны". По определению в квадрате все углы прямые, а тела представляют собой нечто протяженное. примеры синтетических предложений: "На столе лежит книга", "Студенты смеются чаще, чем их преподаватели". По определению стол не является чем-то таким, на чем непременно лежит книга. Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим путем.

Неопозитивисты считали, что все предложения науки являются либо аналитическими, либо синтетическими. Аналитические предложения логически необходимы, синтетические предложения – эмпиричны, они отражают экспериментальные данные. В соответствии с этим можно разделить все науки на экспериментальные (физика, химия, психология, история, социология) и неэкспериментальные (логика и математика). А предложения философии не аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны. Это ясно уже из того, что философия толкует о реальных явлениях, но не имеет собственной экспериментальной базы.

Сторонниками этого течения был предложен принцип верификации. Согласно нему, достоверность синтетических предложений выявляется в эксперименте. Проще говоря, не доверяй, а проверяй, проверяй каждое суждение. С этой целью сложный тест надо разложить на элементарные предложения (= протокольные предложения). Элементарное предложение проверяется фактами.

Часть философов сохранили свою приверженность неопозитивизму. Однако с сер. XX в. большое число философских экспертов стали отдавать предпочтение постпозитивизму. Виднейшие из постпозитивистов – Поппер и Лакатос, Фейерабенд и Кун.

Основное отличие этих течений: неопозитивисты считали, что человек способен на ясное, истинное на века знание; достижение знания имеет определенный конечный пункт; непризнание философии наукой. Постпозитивисты – придают принципиальное значение тому факту, что человек существо ошибающееся; настаивают на развитии знания; считают, что между философией и наукой нет жесткой границы, но философствовать надо научно.

Поздний Витгенштейн.

В аналитической философии есть 2 интереса к языку. в одном случае речь идет об искусственных языках, т.е. в основном о науке, ибо именно в ней используются искусственные языки. Во втором случае речь идет о естественных языках, т.е. о жизни в целом. Ясно, что во втором случае значение и смысл не являются столь четко определенными.

В течение первого периода своего творчества Витгенштейн был настроен весьма позитивистски: все должно быть ясным, четким. Ему казалось, что он решил эту задачу применительно к естественному языку. На некоторое время он даже потерял интерес к философии в целом и к философии языка в частности. Однако вскоре позиция В. изменилась радикально. Он недоволен своими прежними изысканиями и ищет новые подходы к пониманию языка.

Значение слова есть его употребление.

Ранний В. считал, что слова и предложения обладают значением, этими значениями являются либо отдельные предметы, либо их расположение, со-бытие. В прежних его работах слово и значение слова увязывались уж очень формально, по формуле "слово есть метка предмета". А между тем язык – это сама наша жизнь, в ней одно и то же слово может обладать многими сотнями значений. Значение слова ест его употребление в языке и действии. Язык есть деятельность, форма жизненной игры.

Семейное сходство слов.

Язык состоит из многих слов, а у слов много значений, но это не означает, что язык – это сплошной хаос. При характеристике спорных, равно как и не спорных, вопросов имеет смысл использовать слова, обладающие "семейным сходством", похожие друг на друга. Одним словом суть дела не исчерпать. Значение слова во многом становится понятным в рамках группы слов.

В аналитическое философии, как правило, все богатство жизни хотят увидеть в языке. Возможно ли это? Ранний В. видел в языке границу мышления. Поздний В. переносит ударение на действия человека, его практическую жизнь.

Согласно как ранним, так и поздним аналитикам, философия есть способ избавления человечества от характерных для него недугов посредством анализа языка и содержащейся в ней логики. В.:"цель философии – показать способ, каким муха вылетает из мухоловки". Без философии человек остается в западне своих кажущихся неразрешимых проблем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]