Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
vse-2011.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
1.45 Mб
Скачать

7. Классическая наука 18-19 веков: научные открытия и методологические парадигмы познания; наука как профессиональная деятельность.

На стыке 18-19 веков утвердился тот стереотип исследования, который назывался классической наукой. У Коперника, Кеплера, Галилей, Ньютона, Декарта и Бэкона был сформирован каркас понятия классическая научная рациональность:

  1. механицизм был господствующей тенденцией в науке - ценности и нормы механики лежат в основе классической науки

  2. физика всему задавала тон, была образцом, по которому ориентировались все другие науки, в том числе и психология (машиноподобный, технофицированный подход)

  3. строгое установление причинно-следственных связей, функция объяснения. Попытки установить причины были и в социальных дисциплинах, так Конт рассматривал социологию как социальную физику, учение об обществе, которое приравнивалось работе машины.

  4. К концу 19 века завершение периода становления науки как социального института, ее важность заключалась в том, что бюджет государств выделял средства для ее развития. Дальнейшее развитие индустриализации зависело от развития науки (19 век – технические открытия, которые способствовали развитию индустриализации: это все открытия, связанные с тепловой энергетикой и теплодинамикой).

  5. Появились тенденции дифференциации наук. Несмотря на универсализм 19 век заявляет, что будущее развитие науки связано с дифференциацией и специализацией, отсюда методологическая установка на размежевание дисциплин на естественные, биологические и все науки о жизни.

В биологии все тенденции идет от 18 века (Линней со его классификацией видов: это была уже первая попытка разделения биологии на ботанику и зоологию, он применил логический принцип для классификации, это был родовидовой принцип. В то время как у Аристотеля в основе классификации лежало понятие о душе.

В последнюю четверть 18 века утвердилась небулярная гипотеза Канта Лапласа. По сути она стала научной, когда к Канту присоединился Лаплас: попытки раскрытия формирования солнечной системы (по типу разбегающихся галактик) из туманности млечного пути.

В 20 веке появилась эволюционная психология. Понятие эволюции было введено Спенсером в 19 веке. Дарвин установил тенденции и принципы протекания эволюции жизни (адаптация и преадаптация как механизмы жизни, борьба за существование (межвидования и внутривидовая) и естественный отбор – регулирование жизни, выживает сильнейший). Это обеспечило приоретет всех генетических открытий. Кстати Дарвин нигде не писал, что человек произошел от обезьяны, он утверждал о самостоятельности развития каждого отдельного вида. Например, биохомия червы на 99% такая же как и человека, дыхательная система тоже примерно одинаковая у комара и человека, разница лишь во времени, также все живые существа бегают, кушают , те обладают энергетикой. Поэтому только на основании биологического сходства, говорить о родстве человека и обезьяны нельзя.

Вирхоф совершил открытие клетки в 19 веке, работал на установление клеточного строения жизни, это еще одно общее сходство всех живых существ.

Мендель совершил открытие механизмов наследственности. Генетика говорит о том, что если есть один испорченный ген (например, алкоголизм) то в силу угнетения он будет проявляться в каждом поколении или через поколение.

Вторая половина 19 века – феномен сохранения энергии Джоуля и Майера (он кстати говоря застрелился, так как был не первым, кто его открыл). Постулат энтропии – характеризует все термодинамические процессы (в том числе и атмосферные) – он гласит о том, что все стремится к хаосу, это некая разрушительная сила, которая стремится к бесконечной кривой. Так было до открытия феномена информации: любые явления, характеризуется не только энтропийными характеристика, но и информационными.

Также установили, что у многих явлений есть электромагнитная природа (например, свет). Это как-то оказало влияние на психологию – стали исследовать влияние суггестии на психофизиологические процессы.

Механическая детерминанта, воздействие рациональности естественно-научного типа доминировала до 20 века. Хотя уже в последней трети 19 века стали говорить о необходимости методологического разделения методов познания на номотетические (законоустанавливающие) и идеографические (описательные) естественных и гуманитарных наук.

Фрейд изначально работал как физик, он исходил ис того, что энергия никуда не девается, вопрос был в том, во что она превращается….

В это же время появляется лабораторный тип учного, ученого-индивидуалиста, у которого есть периодика. Уже во второй половине 18 столетия постепенно началось углубление специализации научной деятельности. В различных странах образуются сообщества исследователей-специалистов, часто поддерживаемые общественным мнением и государством. Примером может служить сообщество немецких химиков – один из первых национальных дисциплинарно ориентированных объединений исследователей, сложившиеся в Германии к концу 18 века. Коммуникации между исследователями осуществляются уже на национальном языке (а не на латыни), и в них сочетаются как личные коммуникации, так и обмен результатами исследований благодаря публикациям отдельных сообщений в журнале «Химические анналы». Примерно такой же процесс характеризовал формирование сообществ специалистов и в других научных областях.

Ученые уже не ограничивались только перепиской между собой и публикацией книг-фолиантов как основного продукта их научной деятельности.

Место частных писем, выступающих как научное сообщение, заменяет статья в научном журнале. Статья приобретает особую значимость: в отличии от книги она меньше по объему, в ней не требуется излагать всю систему взглядов, поэтому время появления ее в свет сокращается. Но в ней не просто фиксируется то или иное знание, она становиться необходимой формой закрепления и трансляции нового научного результата, определяющего приоритет исследователя. Для того чтобы знание вошло в культуру, необходимо его объективировать, закрепить в тексте, который был бы доступен самым различным исследователям. Статья успешно решает эту задачу. В этом процессе все более широкое применения находят национальные языки. Прежний язык научного общения – латынь – постепенно уступают место общедоступному национальному языку, который благодаря специальным терминам, особой системе научных понятий трансформируется в язык научной коммуникации.

В отличии от письма, адресованного конкретному человеку, статья была ориентирована на анонимного читателя, что приводило к необходимости более тщательного выбора аргументов для обоснования выдвигаемых положений. Статья не сразу приобрела все эти необходимые характеристики. Лиши к середине 19 века статья обрела те функции, в которых она предстает в современном научном сообществе:

Она выступает как форма трансляции знания, предполагая преемственную связь с предшествующим знанием;

Является заявкой на новое знание.

Появление статьи как новой формы закрепления и трансляции знаний было неразрывно связано с организацией и выпуском периодических научных журналов.

В конце 18 – первой половине 19 веков в связи с увеличением объема научной, научно-технической информацией, наряду с академическими учреждениями, возникшими в 17 – начале 18 столетия (Лондонское королевское общество – 1660, Парижская академия наук – 1666, Петербургская академия – 1724 и др.), начинается складываться различного рода новые ассоциации ученых, такие как «Французское консерватория (хранилище) технических искусств и ремесел» (1795), «Собрание немецких естествоиспытателей» (1822) и др.

Не случайно в данный период все более широкое распространение приобретает целенаправленная подготовка научных кадров, когда повсеместно создаются и развиваются новые научные и учебные учреждения, в том числе и университеты. Первые университеты возникли еще в 9-13 вв. (Парижский – 1160, Оксфордский – 1167, Кембриджский – 1209 и т.д.) на базе духовных школ и создавались как центры по подготовке духовенства. Длительное время в преподавании главное внимание уделялось проблеме гуманитарного знания. Но в конце 18 – начале 19 в. ситуация меняется. Начинает постепенно осознаваться необходимость в расширении сети учебных предметов. Именно в этот период большинство университетов включают в число преподаваемых курсов естественнонаучные и технические дисциплины.

Растущий объем научной информации привел к изменению все системы обучения. Возникают специализации по отдельным областям научного знания, и образование начинает строиться как преподавание групп отдельных научных дисциплин, обретая ярко выраженные черты дисциплинарно-организационного обучения. В свою очередь, это оказало обратное влияние на развитие науки, в частности на ее дифференциацию и становление конкретных научных дисциплин.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]