Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Власов.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
1.94 Mб
Скачать

7.3. Политико-правовые взгляды на северном кавказе в XVI—XVII вв.

В рассматриваемый период усилилась феодальная диф­ференциация общества, самостоятельным фактором раз­вития стала исламизация. Мусульманская религия появи­лась в Дагестане еще в VII—X вв., но процесс исламизации завершился к XIV в. Процесс феодализации и исламиза­ции проходил неравномерно: более интенсивно в прикас­пийских городах, медленнее в горных аулах. Поэтому в прибрежном Дагестане быстрее сформировалось частное феодальное (мюлыс) и условное феодальное землевладение (икта). Наиболее распространенной формой землевладе­ния стала отчуждаемая семейная земельная собственность. В связи с распространением ислама, появилось крупное землевладение духовенства (вакуф). Социальная структу­ра Дагестана также обладала рядом особенностей, харак­терных для мусульманского Востока. Класс феодалов объе­динял в себе шамхалов, ханов, уцмиев, майсумов, султанов и беков. Класс феодально-эксплуатируемого населения со­стоял из свободных и закрепощаемых крестьян-общинников (узденей и раятов). Городские и сельские общины диф­ференцировались по имущественному признаку (состоя­тельные купцы, ремесленники и городская беднота, зака­баляемые крестьяне). В результате многочисленных войн в Дагестане существовал слой рабов (лаги, кулы), но были рабы и из местного населения.

В горном Дагестане сохранялись пережитки патриар­хальной общины, а частная земельная собственность раз­вивалась медленнее. Горские общины (джамааты) были территориальными, но в них преобладали родовые кланы. Социальное расслоение джамаатов привело к появлению в них сословий феодалов (ханы, майсумы, шамхалы, уцмии), средних землевладельцев (беки, уорки) и низшего слоя об­щин (уздени и др.).

Сложный длительный процесс вхождения Дагестана в лоно исламской цивилизации отразился и в формирова­нии политико-правовых взглядов. Например, народные предания и обычаи, «Постановления» Рустемхана и дру­гие источники позволяют выявить своеобразный компро­мисс шариата и адата. Правовой плюрализм на Кавказе, т.н. «маслагат», был компромиссной формой между ис­ламским правом и местными обычаями. Плюрализм адата и шариата четко прослеживается в правовых трактатах: «По­становления кайтагского уцмия Рустемхана», «Законы Сул­тан-Ахмада*, «Кодекс законов Умму-хана Аварского», «Ги-датлийские адаты». Длительный период дуализма адата и шариата подтверждается и датировкой источников права. Так, «Постановления» и «Кодекс законов» отнесены А.В. Кома­ровым и Ф.И. Леонтовичем к XII в. — такая датировка ос­нована на этнографии права. Работы же М.М. Ковалевс­кого и современных исследователей-кавказоведов датиру­ют названные адаты и законы XVI — началом XVII в.

Так или иначе, самым ранним памятником законода­тельства признаны «Постановления кайтагского уцмия Ру­стемхана» (XVI в.). Период происхождения «Постановле­ний» подтверждается наличием большого числа архаичных правовых норм и своеобразным компромиссом между ада­том и шариатом в виде маслагата, т. е. мирового соглаше­ния тяжушихся при посредниках. Другие памятники за­конодательства Дагестана постепенно заменяли нормы обычного права шариатом, ограничивая права общины и вводя феодачьные отношения. По косвенным признакам этнографии права А.В. Комарова «Постановления» также имеют древнюю историю, даже признавая датировку ис­точника XVI в. Терминология норм адата и содержание обычаев (например, аманат, барамта и т. д.) тождественны праву, имевшему место в Золотой Орде и у кочевых наро­дов с XV в. Противостояние адата и шариата показывает, что обычное право, сформировавшееся в названный пе­риод, может быть отнесено ко времени, не позднее XVI в., т. е. ко времени первых кодификаций.

Содержание «Постановлений» также соотносится с пра­вовым трактатом, содержащим нравоучение: «Кто будет беречь рот (должно быть, «род») свой, того и голова буде спасена». Структура глав показывает архаичный характер памятника. К выводу о времени появления закона можно прийти и по уровню обобщения Рустемханом юридичес­кого опыта совместно с кайтагскими старейшинами, со­ставившими текст закона.

Итак, «Постановления кайтагского уцмия Рустемхана» являются уникальным по значимости памятником зако­нодательства, подводят своеобразный итог длительного развития права средневекового Дагестана. В источнике четко отражаются плюралистические правовые тенденции и уровень социально-экономического развития кайтагско­го общества на рубеже средневековья и нового времени.