Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Власов.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
1.94 Mб
Скачать

6.1. Политико-правовые учения в голландии (г. Гроций, спиноза)

Классическим воплощением нового мировоззрения была теория естественного права и общественного дого­вора. Ее основоположником стал голландский мыслитель и юрист Гуго Гроций (1583—1645). Уже в детстве у Гроция проявились необыкновенные способности. В 11 лет он поступил в университет, а в 15 получил степень доктора права. Карьера Гуго Гроция головокружительна. Он являлся членом Генеральных штатов Голландской республики, по­сланником при английском дворе, в 24 года — генераль­ным адвокатом Голландии.

Однако после завоевания независимости в Голландии разгорелась внутренняя борьба. Гроций оказался в стане проигравшей партии и в 1618 г. был приговорен к пожиз­ненному заключению, но в 1621 г. с помощью жены ему удалось совершить побег. Он уехал во Францию, где был встречен с почетом, Людовик XIII даже назначил ему пен­сию. В ответ Гроций посвятил королю Франции свое глав­ное сочинение — «О праве войны и мира». Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права. Книга вышла в свет в 1625 г., была внесена в список «еретических изданий» и : запрещена до 1900 г. С 1633 по 1644 г. Гроций состоял швед-; ским посланником при французском дворе. Погиб он при; кораблекрушении. Его перу принадлежат более 90 работ \ по юриспруденции, истории и филологии.

Исходный пункт политико-правовой доктрины Г. Гроция — природа человека, его социальные качества. Она основывается на признании того, что все люди от приро­ды, от рождения, т. е. изначально, равны и наделены есте­ственными страстями, разумом, стремлениями, правами. Следовательно, законы природы определяют естественное право и ему должно соответствовать позитивное, воле установленное право.

Продолжая античную традицию, Гроций отождествля­ет понятие права и справедливости: «...право есть то, что не противоречит справедливости. Противоречит же спра­ведливости то, что противно природе существ, обладаю­щих разумом». Опираясь на аристотелевское понимание справедливости, Гроций анализирует понятие права в трех различных значениях. Так, справедливость действует в двух видах отношений: между равными и между господствую­щими и повинующимися. Первый вид справедливости Гро­ций называет правом равенства, второй — правом госпо­дина. Право равенства, собственно, и лежит в основе есте­ственного права. От права равенства зависит право, касающееся лиц, которое определяется как «нравственное качество, присущее личности, в силу которого можно за­конно владеть чем-нибудь или действовать так или ина­че». Причем это нравственное качество может быть совер­шенным и менее совершенным. Первое Гроций называет «способностью», второе — «соответствием». «Способность» соотносится с действием, «соответствие» — с возможно­стью. По сути, в первом случае речь идет о субъективном, наличном праве, во втором — о возможности обладать пра­вами. И именно субъективное право — совершенное нрав­ственное качество — Гроций называет «правом в собствен­ном, или тесном, смысле слова; им объемлется власть как над собой, что называется свободой, так и над другими лицами, например, власть отеческая или господская; а так­же собственность — полная, или неограниченная, и огра­ниченная, как... право залога... право требования по дого­вору, чему с другой стороны соответствует обязанность». В Данном значении право предстает в качестве отношения, построенного на началах взаимных прав и обязанностей субъектов. Причем Гроций подразделяет их на два вида: низшие — отношения между частными лицами и высшие — отношения ради общего блага. Иными словами, Гроций стремится провести различие между частным и публичным правом. Наконец, в третьем значении право понимается как «правила нравственных поступков, обязывающих к вы­полнению какого-нибудь надлежащего действия». Из ска­занного можно заключить, что естественное право пони­мается Гроцием, хотя и не всегда последовательно, как субъективное право, как система отношений частного и публичного характера и как система общеобязательных норм.

Гуго Гроций являлся также сторонником договорного происхождения государства. Он считал, что было время, когда существовало «естественное состояние», т. е. не было государства и частной собственности. Однако постепенно люди утратили простоту общения, появилось насилие, а с ним угроза жизни и бессилие человека. И тогда разум при­вел людей к пониманию необходимости объединения: так был заключен договор о создании государства.

Государство — «это совершенный союз свободных лю­дей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы», т. е. результат их сознательной деятельности, следствие общественного договора.

Конечно, идея договорного происхождения государства возникла еще в средние века, но только у Гроция договор о создании государства стал рассматриваться как основа са­мого государства.

Одним их самых выдающихся философов XVII в. был голландский философ-материалист Бару (Бенедикт) Спи­ноза (1632—1677). Родился он в Амстердаме в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Будущий философ учился в еврейском религиозном училище, однако не за­кончил, так как приходилось помогать отцу вести торгов­лю. После смерти отца Спиноза сам некоторое время возглавлял дело. Однако оно не занимало его, помыслы юно­ши были устремлены к научному и философскому образо­ванию. Для их осуществления пришлось освоить латынь, остававшуюся тогда основным языком философии и на­уки (Бару стал называть себя по латински — Бенедикт).

Разлад между духовными интересами и характером де­ятельности привел к тому, что Спиноза все больше отда­лялся не только отдел, но и от еврейской общины. Склон­ный по природе к независимому мышлению, он постепенно отошел от воззрений иудаизма. Руководители еврейской общины были весьма недовольны его образом жизни. Си­нагога прибегала к различным способам, чтобы вернуть заблудшего. Делались попытки подкупить и даже убить строптивого юношу. Когда все средства воздействия ока­зались исчерпаны, Спиноза был изгнан из еврейской об­щины и подвергнут проклятию. В последующие годы фи­лософ зарабатывал себе на жизнь шлифовкой линз, что окончательно подорвало его от природы слабое здоровье. В 1677 г. в возрасте 45 лет он умер от чахотки, которой стра­дал в течение 20 лет.

Политико-правовые взгляды мыслителя изложены в «Богословско-политическом трактате» (1670), «Этике, доказанной геометрическим методом» (1675) и незавер­шенном «Политическом трактате» (1677).

Проживая в Гааге, Спиноза сблизился с некоторыми Деятелями республиканской партии, лидер которой Ян де Витт возглавлял правительство Голландии. Как предпола­гается, именно по прямому заданию де Витта Спиноза на­писал одно из самых замечательных философских произ­ведений века — «Богословско-политический трактат», идеологическое и политическое острие которого направ­лено против нидерландских кальвинистов, фактически стоявших во главе монархической партии. Впрочем, это произведение было ненавистно и всем другим христианс­ким и иудейским клерикалам. Главная задача, которую ставил себе Спиноза в тракта­те, — отделение философии от теологии. Философия, ос­нованная на разуме, и религия, основанная на вере, — два разных царства Отсюда выводы, сделанные Спинозой, а именно: чрезвычайно вредно как для религии, так и для государства, когда служители управляют делами государ­ства, когда стараются подчинить божественным законам мнения, которые могут быть предметом спора между людь­ми, когда государство меняет форму правления. Каждому должна быть предоставлена свобода в его внутренних сно­шениях с Богом, правительство устанавливает только вне­шнюю сторону религии. Поэтому каждый может думать, судить и говорить с полной свободой, не нарушая прав правителя, если только он своими словами не возбуждает в людях ненависть и злобу против ближних и против пра­вительств, повинуется законам, даже если не считает их хорошими, ибо только правитель имеет право изменять законы, иначе государство будет разрушено. Если прави­тельство запретит людям высказывать то, что они думают, оно породит в людях двоедушие, которое затем повлечет общий упадок нравственности. Так, в лице Спинозы прин­цип религиозной свободы, свободы мысли и совести на­шел лучшего выразителя.

Свое завершение политико-правовое учение Спинозы получило в незавершенном «Политическом трактате», где философ доказывал, что стремление к пользе, одобрение полезных действий и реагирование против вредных обус­лавливается чувством самосохранения, которое является в естественном состоянии единственным руководителем человеческого поведения. Это естественное состояние в изображении Спинозы не составляет уже только методо­логического предположения, но выступает как историчес­кое утверждение. В нем господствует естественное право, являющееся правом делать все, что вызывается требова­ниями самосохранения. Пределы естественного права — физические силы ин­дивида. Ограничение его свободы создается не только при­родой, но и другими людьми Сталкиваясь в своих жела­ниях и способах их удовлетворения, люди оказываются единственными врагами друг другу. Если человек должен опасаться столкновения с более сильным или более хит­рым, то существование его оказывается малообеспечен­ным, а естественное право — неосуществимым. Только в соединении с другими людьми, в сложении сил для борь­бы с препятствиями может быть найдено искомое обеспе­чение. Чем многочисленнее и теснее союз, тем вернее обес­печение.

Такое соединение людей составляет государство, в ко­тором люди называются гражданами с точки зрения их прав и подданными с точки зрения их обязанностей. По согла­шению каждый отказывается от своего естественного пра­ва в пользу установленного органа власти и взамен того по­лучает ту обеспеченность, которой в действительности до того не имел. Если власть в государстве представляет со­бой переданное ей естественное право, то само государ­ство находится в таком положении, какое в естественном состоянии занимает каждый индивид.

Поскольку Спиноза жил в стране, где политическая сво­бода впервые свила себе гнездо, постольку он был привер­женцем демократии и придерживался того взгляда, что выгода, побуждающая образовывать государство, не допус­кает отречения от всех прав, и напротив, с точки зрения выгоды та организация выше, которая сохраняет за граж­данами наибольшую сумму прав. В связи с этим монархия как форма правления может существовать, но лишь с не­которыми ограничениями произвола Воля монарха дол­жна быть непременно дополнена волей народа.

Такого рода ограничения воли монарха волей народа Спиноза предлагал достигнуть с помощью Государствен­ного совета. Компетенция его должна быть значительной. Иными словами, отвергая абсолютную монархию, Спиноза вносил совершенно новую для того времени идею консти­туционной монархии. Новизна идеи, не встречая опоры в окружающих условиях, вызвала ту неясность построения, которая так мало согласуется с ясностью мышления Спи­нозы. Очертив широко компетенцию Совета, Спиноза признает за ним лишь совещательный голос. Тем не менее следует сказать, что политическая философия Спинозы состояла в том, чтобы установить государственный поря­док, отвечающий интересам демократии.