Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Власов.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
1.94 Mб
Скачать

Глава 5. Политико-правовые учения в России в XV—XVI вв. 95

в XV в. стала объективной необходимостью, осознанной не только в Москве, но и в Твери.

В XV — начале XVI столетий политическим центром Се­веро-Восточной Руси окончательно утвердилась Москва. Великий князь Р1ван Васильевич III (1462—1505) в 1472 г. женился на византийской принцессе Софье Палеолог. Та­ким образом наследник престола, Василий Иванович III, по материнской линии восходил к римским императорам. Столица нового государства обзаводилась державной ат­рибутикой. Обветшавшие стены «белокаменной» заменя­лись кирпичными, возводимыми итальянскими мастера­ми. Новый кремль с белоснежными соборами впечатлял современников. Русь восприняла византийский герб: дву­главый орел также символизировал преемственность. В годы правления Ивана III Русь окончательно свергла мон­голо-татарское иго (1480), был принят общегосударствен­ный «Судебник» 1497 г., проведены реформы в войске, об­разованы первые Приказы. Великий князь Иван Василье­вич III именовал себя царем.

Процесс образования Российского государства завер­шился при Василии Ивановиче III (1505—1533). России была необходима новая идеология, подтверждавшая ста­тус великой державы, преемницы Византийской империи. Параллель «Русь — Византия» была нередким сюжетом в отечественной средневековой литературе, но в XV в. по­явилась тенденция отождествления двух стран. В России находили прибежище грамотные византийцы. Среди них Максим Грек, предостерегавший Россию от ошибок Ви­зантийского государства, Пахомий Логофет и др. Иными словами, прослеживается формирование нового направ­ления политической мысли, отражавшего процесс форми­рования единого государства.

Среди первых авторов, сравнивших Москву и Царырад, монах псковского Елиззрьева монастыря Филофей. Инок развил теорию «Москва третий Рим». В своих «Посла­ниях» Василию III и Ивану IV старец Филофей выступает ярым сторонником присоединения Пскова к Москве и раз­мышляет о сущности грехопадения. Он логическим путем выводит, что человеческие грехи воспринимаются государ­ством. Государство, как и человек, наказывается Богом за грехи, в том числе и гибелью. Автор сравнивает Апокалип­сис с падением Древнего Рима и с крушением Византийс­кой империи. Природа «конца света» объясняется ересью, отходом от христианства. Пример апокалипсиса государ­ства — Рим, наказанный за свои грехи варварским завое­ванием. В «Послании старца Филофея к царю Ивану Ва­сильевичу» говорится: «Некогда великий Рим пал и болен неисцелимым неверием — ересью католической». Второй Рим, Константинополь, также оказался заражен ересью «из-за соединения православных с латинянами» на Фло­рентийском Соборе 1439 г. Следствием грехопадения ви­зантийцев стало завоевание Константинополя турками, «потому и была разрушена константинопольская церковь, и унижена была». Православная церковь переместилась в третий Рим —новую и великую Русь. Итак, заключает Филофей: «Два Рима пали, а третий стоит, и четвертому не бывать!» Поскольку Русское царство всегда будет оплотом самодержавия, автор предостерегает Москву от «людей, недостойных и враждебных царю», т. е. еретиков. Русский царь призван защищать друзей (церковь) и верных рабов, тех, кто «волю Божию беспрестанно исполняет». Однако отличить друзей от врагов возможно, только если жить по «Божиим законам». Старец конспективно изложил осно­вы вероучения в сравнительном толковании Ветхого заве­та с логикой падения государственности «арамейской, еги­петской и прочих».

Теория «Москва — третий Рим» сразу же была взята на вооружение Иваном Грозным. Во-первых, она обосновы­вала могущество России. Во-вторых, Иван IV (1533—1584), по настоянию митрополита Макария, венчался на царство (1547) и получал с новой теорией легитимность по отно­шению к византийским «цезарям — автократам». В переводе на русский «цезарь» — царь, «автократ» — самодер­жец, т. е. теологическая теория перекликалась со светским обоснованием власти. В-третьих (этот аспект тоже важен), — борьба с ересью. Влияние Флорентийского Собора до­катилось и до России, появились разные ереси «жидовству-ющих», в церкви шла борьба «иосифлян» и «нестяжателей», а теория Филофея как раз была направлена на ортодок­сальное учение. В-четвертых (и этот субъективный аспект немаловажен), Филофей прожил около 100 лет, признавал­ся современниками мудрым старцем, считалось символич­ным, что инок родился в год падения Константинополя (1453), что придавало его учению характер прорицания.

Одновременно с формированием политической теории «Москва — третий Рим» создавалась историческая. В 1512 г. был написан «Хронограф» — труд, в котором рассматри­валась история православных стран на фоне отстаивания приоритета русского православия над константинополь­ским униатством. В сравнительном обзоре особое место уделялось России, как православной стране. На истори­ческих примерах показывалось усиление Московского го­сударства, с одновременным ослаблением и падением Ви­зантии, обосновывалась его роль как ведущей христиан­ской державы. Тема римского могущества становится одной из главных в русской исторической литературе ХУ1-ХУП вв.