Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ЛАВРЕНТЬЕВ ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА.doc
Скачиваний:
610
Добавлен:
11.04.2015
Размер:
4.26 Mб
Скачать

Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности

Глава 1. Скандинавский функционализм

203

кой. Бакелит же имел готовый товарный вид. Время производства со­кратилось с семи дней до семи минут. Жан Хейберг, член Норвежской ассоциации художников прикладного искусства, придал новую форму этому телефону, ставшему классическим для 1930-х гг.

Второй центр довоенного функционализма сложился далеко за пределами Скандинавии — в Швейцарии. В истории интернацио­нального стиля и функционализма особую роль сыграл швейцарский дизайн 1930-х гг., в частности компания «Wohnbedarf», созданная в 1931 г. в Цюрихе инженером, архитектором и историком дизайна и ар­хитектуры 3. Гидеоном, а также В. Мозером и Р. Грабером. Компания выпускала мебель на металлическом трубчатом каркасе, складные легкие столики, удобные простые шкафы, пружинящие кресла и функциональные торшеры. Рекламой занимался не кто-нибудь, а ос­новоположник швейцарского графического дизайна Рихард Пауль Лозе, а также мастера из Германии — Герберт Бауэр, Макс Билл, Курт Швиттерс.

В разработанных Биллом рекламных плакатах, брошюрах, объяв­лениях для компании коммерческие интересы плавно перетекали в пропаганду нового стиля жизни, для которого, собственно, и были со­зданы все эти остроумные складные столы, простые трубчатые карка­сы, удобные светильники.

В послевоенные годы Билл работал здесь же как проектировщик мебели и осветительной арматуры. Он перешел к языку органических форм, близкому ван де Вельде или Карло Моллино, сохраняя при этом приверженность функционализму. В 1949 г. Билл стал инициато­ром проведения в Цюрихе конкурсов «Гуте Форм» («Gute Form») под эгидой «Веркбунда».

Лучшее для большинства

Скандинавские дизайнеры придерживались принципа: лучшее для большинства. После Второй мировой войны поколение, родившееся в 1920-е гг., старалось так обставить свои квартиры, сформировать та­кую предметную среду, которая помогала бы возродить утраченное за годы войны представление о прекрасном, вернуть красоту и гармо­нию в жизнь. Даже простейшие вещи — повседневная посуда или ем­кости для масла и уксуса для сервировки стола — проектировались после долгого предварительного функционального анализа: кто и как

подает посуду на стол, жаропрочность посуды, взаимозаменяемость, крышки емкостей и т.д. И лишь потом начиналась работа над скульп­турной формой.

Элегантный стул «Муравей», спроектированный датчанином Арне Якобсеном в 1950-х гг., до сих пор сохраняет популярность. Его иногда называют символом модернизма, понятным для масс. Конструкция навеяна экспериментами с гнутой фанерой американского дизайнера Чарлза Имса. Когда смотришь на безукоризненно отточенные по про­порциям стеклянные бокалы Тапио Вирккалы (1956) или на посуду ра­боты Тимо Сарпаневы, кажется, что сама природа породила такие вы­веренные контуры.

После войны начинается дизайнерское освоение высокотехноло­гичных изделий. Первая аэродинамичная модель шведского автомо­биля «Сааб», форму которой разработал Сикстен Сасон, была запуще­на в серию в 1950 г. Связь с аэродинамикой и авиацией здесь не случайна, поскольку фирма «Сааб» также конструирует и выпускает самолеты.

Годом раньше Сасон спроектировал для Виктора Хассельблада, который во время войны работал для фирмы «Сааб», новую широко­форматную зеркальную фотокамеру. Фотоаппарат выпускался без изменений более 40 лет. Самая яркая страница в биографии этого профессионального фотоаппарата — съемка на Луне во время аме­риканской экспедиции 1960-х гг.

В 1950-х гг. в США и Канаде прошли выставки скандинавского ди­зайна. Критики удивлялись: в чем причина высшего качества этих из­делий, их авангардного облика? Мировой дизайн еще не знал столь красивых вещей. Искали объяснение в холодном климате, традициях близости к природе, в отсутствии урбанистического наследия. Ответ же заключался в том, что скандинавские производители приглашали к сотрудничеству талантливых дизайнеров.

В дизайнерской коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке немало вещей, созданных скандинавскими дизайнерами. Сту­лья и кресла Аалто для фирмы «Артек» (1934, 1945), его же органиче­ские по формам вазы (1930), бокалы Вирккалы.

Послевоенная Европа была готова к приятию функционального стиля. В нем видели примету нового времени.

С рационализацией торговли, с расфасовкой товаров связано и по­явление фирмы «Тетра-пак». В 1952 г. фирма начинает выпуск молоч­ных пакетов в виде тетраэдров вместо привычных молочных бутылок.

204 Часть V. Национальные модели дизайна и глобальное поле деятельности