Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Latyshina_-_Istoria_pedagogiki.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
3.96 Mб
Скачать

Глава 2

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (V— XVII вв.)

§ 1. Типы обучения и воспитания. 2. Школа а педагогическая мысль в эпоху Возрождения

Римская империя, поглотившая Древнюю Грецию, распалась в IV в. на Западную и Восточную — Византию, которая просуществовала до XV в., когда была завоевана турками.

Здесь сохранились элементы античной культуры в воспитании, а анти­чный идеал соединился с христианско-православным. В отличие от других средневековых европейских государств в Византии высоко ценилась об­разованность и не существовало монополии церкви на школу; заметным было византийское культурное влияние как на Запад, так и на Восток.

Известно, что византийские монахи Кирилл и Мефодий создали в IX в. славянскую письменность.

В V в. пала Западная Римская империя, наступила эпоха, названная Сре­дневековьем. Характерными чертами средневекового общества в Западной Европе явились сословная структура общества (духовенство, светские фео­далы, крестьяне, горожане) и монополия церкви на его духовную жизнь.

Богатейшая античная культура, наука и школы постепенно разруша­лись, уничтожались и предавались забвению, дух античности искоренялся.

Во времена раннего Средневековья оплотом идеологии общества стала католическая церковь. Она проповедовала аскетический идеал жизни, отказ от удовольствий земной жизни, умерщвление плоти, духов­ный порыв к небу. Эти религиозно-нравственные качества воспитывали у детей с ранних лет в условиях строгой дисциплины; призывы к аскетизму объяснялись церковью необходимостью спасения души для загробной жизни.

В Средневековье господствует взгляд на человека, как на глубоко гре­ховное существо, от рождения несущее в себе пороки. Целью земной жизни признавалась подготовка к будущему блаженству на небесах. Ук­репилась любовь ко всему фантастическому и сумрачному. Воспитание, искусство и вся культура вообще оказались на службе католицизма.

Религия имела место и в античном мире, но там она была тесно свя­зана с народной мифологией; в Средневековье она приобрела авторитар­ный характер, объявила себя исключительной. Догматы религии в эпоху Средневековья, презрение к земному ради вечного блаженства на небесах служили препятствием на пути свободного развития культуры.

Все это привело к упадку школьного дела, воцарению неграмотности и невежества, искоренению наук. Даже многие короли и их окружение были не только необразованными, но элементарно неграмотными. Из­вестны такие характеристики королей: «Хотя он не знал грамоты, но всег­да мудро наставлял духовных лиц», «Император был так учен, что сам был в состоянии читать и понимать присылаемые ему письма» и т.п.

§ 1. Типы обучения и воспитания

В вв. вместо исчезнувших античных школ стали появляться

школы, создаваемые церковью, своеобразные островки знания в мире не­вежества. Они готовили служителей культа и обучали мирян.

Монастырские школы создавались для мальчиков, которые готовились стать монахами (внутренние), и жителей данного церковного прихода (внешние).

Соборные или кафедральные школы, где обычно учили своих детей дворяне и именитые горожане, создавались в центрах церковного управ­ления.

Приходские школы открывались при церковных приходах, помеща- лись или в специальной комнате, или на квартире служителя культа и собирали мальчиков.

Языком обучения являлся латинский.

В школах учились вместе с детьми и взрослые мужчины, учение про­должалось несколько лет. Занятия обычно проходили так: учитель читал из церковной книги отрывок, ученики повторяли его вслух, а после усвое­ния алфавита читали сами; писать учились на навощенной дощечке заост­ренной палочкой; выучив написанное, стирали. Книги, но которым учи­лись, были рукописными, что очень затрудняло обучение, ведь почерки были разными, да и книг было мало. Всякий, приступивший к постиже­нию «науки», должен был прежде всего выучить по-латыни 150 псалмов и молитв, научиться церковному песнопению, а потом — читать и писать, На все это уходило не менее трех лет.

В школах обучались только мальчики и юноши, не было ни опреде­ленных сроков, ни деления на ступени.

Курс обучения в монастырских и сооорных школах со временем рас­ширялся, стали изучать семь свободных искусств• (V—VI вв.), включавших грамматику, риторику, диалектику (тривиум) и арифметику, географию, астрономию, музыку

Основой всех наук считалась грамматика. На гравюрах того времени она изображалась в виде царицы с короной на голове, покоящейся под древом познания, в правой руке у нее нож для подчистки ошибок, в левой — бич, принадлежность средневекового учителя. На изучение латы­ни — грамматики (а вернее сказать, овладение грамотой) уходило много времени. Заучивались грамматические формы латинского языка, разбира­лись тексты религиозных книг. Математика включала в себя арифметику и начала геометрии. За изучение ее брались только самые одаренные и упорные ученики, которых называли «обливающимися потом абациста-ми». Безобидная арифметика порождала настоящий страх; трудности в ее освоении вызывались богословским толкованием многих математических действий и мистических значений цифр, поэтому простейшее решение занимало несколько страниц книги. Но те смельчаки, которые овладевали математическими премудростями (тремя или четырьмя действиями) и запоминали значение чисел, удостаивались почетного имени «доктора абака» или даже «доктора умножения и деления».

Изучение других наук тривиума и квадриума также представляло для учеников большие трудности.

Диалектика изучалась для подготовки к ведению споров на религиоз­ные темы, к защите догматов веры, риторика — для подготовки церков­ных проповедников.

Частыми в школах были физические наказания, учеников били розга­ми и палками, а позже бичом. Наказывали голодом, карцером.

Церковные школы ввиду их немногочисленности и конфессиональ-ности не могли удовлетворить потребности общества в грамотных и под­готовленных людях для выполнения практических дел.

В вв. самим населением, а также городскими властями

стали создаваться школы цеховые (для детей ремесленников), гильдей­ские (для детей купцов), объединившиеся впоследствии в городские. Обучение в первых двух шло на родном языке, в городских — еще и на латинском. Кроме чтения, письма, счета, давались знания профессио­нального характера. Появились подобные учебные заведения и для де­вочек.

Особняком стояло рыцарское воспитание детей светских феодалов. Его содержанием было семь рыцарских добродетелей: езда верхом, плава­ние, владение копьем и мечом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать стихи и петь в честь дамы сердца. Презиралась книжная образо­ванность. Организация воспитания была следующей.

До 7 лет мальчик жил в своей семье; с 7 до 14 — при дворе сюзерена, выполняя обязанности пажа при супруге сюзерена и его придворных. С 14 до 21 года был оруженосцем у своего господина, сопровождая его в походах, на охоте, участвуя в рыцарских турнирах и пирушках. Таким образом осваивались основные рыцарские добродетели: вежливость, зна­ние этикета, благородные манеры и речь, умение слагать стихи, воинская доблесть, религия.

В 21 год юноша, пройдя предварительные испытания в турнирах, поединках, пирах, посвящался в рыцари. Так воспитывался старший сын, а младшие сыновья, оставаясь дома, упражнялись в рыцарских уме­ниях, воспитывались в религиозном духе, затем некоторые из них на­правлялись к епископу и готовились к занятию высших церковных должностей.

Этот опыт эстетического и физического воспитания был впоследствии частично учтен педагогами-гуманистами в вв.

В XII в. при соборах и монастырях стали появляться университеты. Они основывались на принципах автономии и самоуправления, выбира­ли ректора, имели свой суд, присуждали ученые степени и т.п. Каждый университет создавал свой устав, по которому организовывалась его

В XII в. возникли университеты в Италии, затем были основаны уни­верситеты: Парижский (1200) на базе Сорбоннской богословской школы, в Оксфорде (1206), Кембридже (1231), а в XIV в. в Праге, Варшаве. Сеть их быстро расширялась.

Средневековый университет имел 4 факультета: артистический (под- готовительный), выполнявший роль общеобразовательной школы, где изу- чались «семь свободных искусств», и в случае успешной учебы студент получал степень После лет обучения окончивший его и

защитивший перед членами факультета работу получал степень «магистра искусств». Далее можно было продолжить образование на богословском, медицинском или юридическом факультетах, где срок обучения составлял также лет и заканчивался защитой работы на ученую степень док­тора наук.

Студент проходил курс в строго определенном порядке: слушал лек­ции, которые профессор читал по книге и комментировал, участвовал в диспутах по заранее определенным темам. Юноша, приходя в 13—14-лет­нем возрасте заниматься в университет, в течение нескольких лет нахо­дился под попечением одного профессора, а потом посещал занятия и других профессоров. Право быть представленным к экзамену студент по­лучал, прослушав определенное количество лекций и приняв участие в диспутах.

Существовали университеты за счет денег, выделяемых церковью, взносов за обучение самих учащихся и различных пожертвований. Уни­верситеты обычно не были зависимы от городских властей; как студенты, так и сами университеты отличались мобильностью, подвижностью. Не поладив с властями или оказавшись в полосе войн, университеты переби­рались из одного города в другой.

Университеты постепенно становились центрами средневековой науки, но она находилась еще в «пеленках» богословия и только начинала освобождаться от них.

В период Средневековья получила развитие схоластики, стремившая- ся примирить, сблизить науку и богословие, светское знание и христиан- скую веру, ставшая универсальной философией и теологией в вв. Схоластика развивала формально-логическое мышление и оживляла тео- логию. Одним из ее видных представителей являлся Фома Аквинский (XIII в.), труды которого стали главными источниками при изучении бо- гословия в школе.

Со временем схоластика превратилась в формальную бессодержатель­ную «науку» словопрения, однако еще на протяжении долгих веков она господствовала в обучении.

Нередко ввиду схоластического обучения выходцы из университетов были невежественными. О них в XVII в. ЯА Коменский писал: «Посмот­рел на одного из этих магистров, которому приказали посчитать что-ни­будь — он не сумел, приказали измерить — не сумел, приказали говорить чужими языками — не сумел, в конце концов приказали прочитать и на­писать — не сумел»1.

Ученые мужи — схоласты вели бесконечные диспуты на темы: «Снег — белый или черный?», «Огонь — горячий или холодный?», тратя на них недели и доходя до ссор, ругани и даже драк. Такими были «плоды» просвещения.

Но были университеты, которые противостояли схоластике, развивая научную мысль и искусства, и из их стен вышли новые мыслители.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]