Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Latyshina_-_Istoria_pedagogiki.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
3.96 Mб
Скачать

Глава 8

ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА КОНЦА XIX в.

§ 1. Критика школьного образования. § 2. Реформаторская педа­гогика

§ 1. Критика школьного образования

К концу XIX в. в зарубежных странах обостряется внимание общества и государства к проблемам школьного образования. Образ школы сложился исторически и, несмотря на специфику его в разных странах, он сохра­нялся веками. Индийскую школу браминов, храмовые школы египтян, ассирийцев, философские школы Афин, риторические школы римлян, ев­ропейские церковные школы Средневековья и латинские школы XVIII в., созданные на основе церковных, роднит одно — все это школы книжного, словесного обучения. Такой школа оставалась повсеместно и в начале XIX в.

Между тем экономическая и общественно-политическая ситуация, сложившаяся к этому времени в Западной Европе и США, стала иной, старая школа не соответствовала новым условиям жизни. Значит, требо­валось внести коррективы в сложившуюся веками модель школы, что пы­тались сделать еще в XVIII в. известные педагоги и что осталось лишь в теории. Школа нуждалась в кардинальном преобразовании — таким все чаще становился призыв к обществу со стороны педагогических деятелей.

з-

К концу XX в. в различных зарубежных странах обостряется и внимание государства к проблемам школьного образования.

Пути решения образовательных проблем виделись различными. Вновь пробудился интерес к педагогическим теориям и опыту Я.А. Коменского, особо пристально изучалась педагогика Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци с их принципами опоры на самодеятельность, инициативу, творчество ре­бенка, признанием развивающей роли труда. Идеи века Просвещения о праве на образование детей из всех слоев общества также встали на по­вестку дня в XIX в, и нашли свое воплощение во введении всеобщего на­чального обучения. С середины до конца XX в. во всех европейских стра­нах и в США было объявлено об обязательном обучении всех детей от 6 до 14 лет в объеме начальной школы (4—6 лет). Создаются государствен­ные школы, часто бесплатные.

Однако внутренняя сущность школы остается неизменной. Школа словесного, книжного обучения времен Средневековья была жива и в Новое время. Предпринимались попытки создания нового типа образо- вания (например, «Школа воспитания» Главным принципом была объявлена самодеятельность ребенка, основанная на «обучении идеям» наглядности, призванная упорядочить и дополнить знания уче- ников. Но она оставалась словесной школой «слушания» и пассивного вос- приятия нужного знания, не считалась с природными потребностями ре- бенка.

В конце XIX в. наблюдалось необыкновенное оживление в педагоги-области. Появилось множество реформаторских педагогических течений. Дискуссии сводились к одному: какой быть народной школе, чему детей из народной среды, как развивать их, какие организаци­онные принципы положить в основание народной школы. Многие из пе­дагогов считали, что образование — это единственное средство улучшения бедняков.

Среди педагогов-реформаторов разработчики и сторонники тру- довой школы, педагогики действия, индивидуальной, социальной, врачеб- ной, сексуальной, экспериментальной педагогики и др. Много идей высказывалось в области специальных методик.

Но прежде всего все представители новых направлений обрушива­лись на существующую школьную систему с критикой. В школе господ­ствовало засилье схоластики, догматизма, формализма, зубрежки, лич­ность ученика полностью подавлялась. Критиковали старую школу также за отсутствие внимания к ребенку, незнание потребностей и интересов.

Утверждали, что школа подавляет активность ребенка, убивая в нем дух самостоятельности, инициативы и предприимчивости, жажду иссле­дования. Школьное обучение направлено на то, чтобы ребенок стал спо­собным побеждать в борьбе за существование, учиться для себя, а не для других людей. Даже творчество в школьном варианте (например, поняв прочитанное, создать собственное сочинение) оставалось словесным твор­чеством. Оно не имеет связи со всей полнотой жизни ребенка, направлено только на удовлетворение личных стремлений.

Школьная комната со скамьями, на которых дети должны сидеть смирно, и столами, расставленными по прямой ЛИНИИ, школьные доски — все это не оставляет никакого места для движения.

школе ученику нужно заниматься по предписанию учителя, в оди­ночку и вместо того, чтобы помочь товарищу, нужно отделиться от него, чтобы тот не списывал. Дети имеют дело в обучении не с вещами, а с их тенями, вместо личного опыта все большее значение приобретает книжное знание. Вместо былой смелой предприимчивости и жажды от­крытий, свойственных ребенку, у него оказывается в школе учеба по проторенным и заезженным путям, место наблюдений, исследований занимает непререкаемое слово учителя. Такова школа с нежеланной учебой, мучительным порядком и беспощадной строгостью. Верно, здесь дети приобретают и нужные, ценные качества: пунктуальность и добро­совестность, выдержку, дисциплинированность, чувство долга, но теряют активность.

Школа, где ребенок с 6 до 14 (даже до лет проходит противоес­тественное, пассивное книжное обучение с огромным количеством учеб­ного материала и при неподвижном сидении, школа, которая душит сво­бодную деятельность',' ведет к нарушениям физического и психического развития ученика, оказывает пагубное влияние на душу и тело. В резуль­тате обследований учеников в Гермайии оказалось, что до 70% их, окончив школу, страдают различными болезнями.

Школа и жизнь находятся в противоречии друг к другу. Нередко вы­дающиеся ученые — Линней, Дарвин, Гельмголыт, Эйнштейн и др. — не обнаруживали успехов в пассивной школе словесного обучения и с отвра-вспоминали о ней, но преуспели впоследствии благодаря своей незаурядности. Это происходит потому, что в школах царит однообразие методов и программ, имеется установленное количество готовых выводов и сведений, предназначенных для всех детей, многие дети в большинстве школ в определенный день и час имеют один и тот же урок с одинаковым наполнением. За всем этим пропадает индивидуальность отдельного ре­бенка.

Оканчивая школу, молодежь оказывается неподготовленной ни к какой работе, не обладает практическими знаниями и навыками.

Итак, организация школьного обучения, стиль отношений педагогов и детей, учебные помещения — все это устарело, было пригодно для школы слушания и подлежит коренному изменению.

В последней четверти XIX в. начался процесс кардинальной пере­стройки школы, проходивший на протяжении всего XXX в. Эти изменения были обоснованы прежде всего новыми теориями образования.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]