Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУРС ЛЕКЦИЙ. СВОД.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
2.97 Mб
Скачать

5.6. Советское государство

Особое место в типологии государств занимает советское государство. С самого начала оно создавалось в оппозиции теории правового государства: не взирая на глубокие российские традиции, эта теория была отвергнута и объявлена буржуазной, а значит, вредной. Была утверждена идея диктатуры пролетариата как надзаконной власти, использующей закон для решения своих задач.

Были разрушены формировавшиеся веками государственные органы. Буквально с нуля началось складываться новое законодательство. Граждане, принадлежавшие ранее к привилегированным слоям, были объявлены вне демократии.

Вместе с тем советское государство изначально создавалось как социальное: здравоохранение и образование финансировались государством и были бесплатны для граждан. Однако отсутствие негосударственных социальных систем, монопольное положение государства в социальной сфере негативно отразилось на его развитии.

Видимо, можно сказать, что России еще предстоит стать и правовым, и социальным государством.

Таким образом, наряду с политикой и властью государство является субъектом общественной жизни и объектом изучения политологической науки. Государственный аппарат, как институт политической власти, имеет много типов, но функционирует на основе общих законов и закономерностей.

6. Генезис государства

6.1. Античность

Этап характеризуется следующим:

— сохраняются остатки первобытной демократии (особенно военной);

— чередуются республиканские и монархические формы правления;

— существует деление населения на свободных (граждан) и несвободных (рабов);

— экономическая деятельность представляет собой удел несвободных.

Особенность античного государства (Греция) заключается в том, что оно формируется на ограниченных территориях, не располагающих большими ресурсами для прокормления больших людских масс. Поэтому с прехождением предела численности народонаселения начинают развиваться формы государственного ее регулирования:

— ограничение рождаемости,

— отбраковка младенцев,

— убийство стариков.

Так, на острове Хиос существовал закон, повелевавший отравлять цикутой всех стариков свыше 60 лет, чтобы остальные не испытывали недостатка в пище.

В Спарте долгое время существовал обычай умерщвлять детей,248 физические свойства которых не соответствовали предначертаниям законодателя (выражение Аристотеля);249

В Риме о лишении жизни младенцев, не отвечающих сложившимся стандартам, говорится в римских Законах XII таблиц;250

Есть основания полагать, что этот печальный обычай существовал и во многих других, если не в большинстве античных городов. Заметим, кстати, что эта норма ничем не противоречила ни состоянию права, ни нравственным заветам того времени, о чем свидетельствует то обстоятельство, что Аристотель закладывает ее в философские и правовые основания идеально устроенного государства: «пусть будет закон: ни одного калеку выращивать не следует».251

Там, где предвидится рождение ребенка сверх установленного числа детей, обязательным требованием является аборт, о чем говорит все тот же Аристотель.252

Весьма распространенным явлением остается подкидывание детей (особенно девочек),253 причиной чему в первую очередь оставались материальные соображения. Следы древнего обычая класть младенца в глиняный сосуд, (корзину из тростника и т.п.) и бросать на произвол судьбы мы находим и в Священном писании (жизнеописание Моисея),254 и в сохраненных Геродотом легендах о персидском царе Кире.255

Греки со страхом думают о своей старости, и поэт едва ли шокирует сложившиеся представления, рисуя ее в весьма отталкивающем обличье:256

Одетый в рубище; зловонный тлен

Лохмотьев ветхих старческое тело

Его бесчестит; на главе слепца

Свободный ветер развевает космы

Нечесанных волос; а там, в суме

Несет он пищи нищенской остатки.

Все это вынуждает общину по достижении критической численности отселять часть молодежи за море, где они образуют колонии.

Именно в результате колонизации земель в VIII—VII вв. до н. э. и сложилось то, что мы называем греческим миром. В него входили прибрежные области Малой Азии, побережье Черного моря, Северо-Восточная Африка, юг Апеннинского полуострова и Сицилия.

Даже само представление о едином греческом мире, родоначальнике новой цивилизации, возникает именно на этой волне колонизации. Ведь даже Гомер, говоря о греках, еще не дает им обобщающего имени; впервые это важное обстоятельство подмечает Фукидид:

Фукидид о самоназвании греков

«Он жил ведь гораздо позже Троянской войны и, однако, нигде не обозначает всех эллинов в их совокупности таким именем, а называет эллинами только тех, которые вместе с Ахиллом прибыли из Феотиды,— они-то и были первыми эллинами,— других же Гомер в своем эпосе называет данаями, аргивянами и ахейцами. Точно так же Гомер не употребляет и имени варваров, потому, мне кажется, что сами эллины не обособились еще под одним именем, противоположным названию варваров».257

«Существует мнение, что слово «эллины» как общее самоназвание древних греков впервые зафиксировано в произведениях Гесиода и Архилоха. Есть, таким образом, основания полагать, что процесс формирования общеэллинского самосознания относится к VII в. до н. э. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что судьи на всех греческих Олимпийских играх назывались «элланодиками»; первое эпиграфическое свидетельство употребления этого термина относится примерно к 600 г. до н. э.»258

О форме колонизации мы читаем и «Одиссее»:

Гомер о колонизации:

... мы достигли прекрасных течений Египта.

Там, на Египте-реке, с кораблями двухвостыми стал я.

Прочим спутникам верным моим приказал я на берег

Вытащить все корабли и самим возле них оставаться,

А соглядатаев выслал вперед, на дозорные вышки.

Те же в надменности духа, отваге своей отдаваясь.

Ринулись с вышек вперед, прекрасные нивы египтян

Опустошили, с собой увели их супруг и младенцев,

Их же самих перебили.259

О размахе колонизации, свидетельствуют стихи, оставленные Архилохом, одним из величайших поэтов Греции (современники почитали его наравне с Гомером; по преданию, дельфийский оракул даже отказался отвечать на вопросы наскосца Калонда, от руки которого он погиб; на Паросе Архилоха почитали как героя). Время его жизни в точности неизвестно, но именно с его именем связана первая дата в греческой литературе. В одном его отрывке описывается солнечное затмение, происходившее по вычислениям астрономов 5 апреля 648 г. до н. э. Таким образом, творчество Архилоха относится к середине VII в. до н. э.260

Незаконнорожденный сын аристократа, он избрал судьбу профессионального воина и еще юношей с частью своих сограждан отправился за море для основания колонии. Ему выпало принять непосредственное участие и в событиях во Фракии, и во многих других местах — на островах Фасосе, Эвбее, Наксосе, где он и принял свою смерть в бою с его защитниками во время такого же колонизационного похода.

Тот факт, что Фракия и Наксос расположены на разных краях Эгейского моря, свидетельствует о географических масштабах греческой экспансии, развернувшейся на протяжении его непродолжительной жизни.

Но точно такие же события, преследующие те же самые цели, происходят и за другими морями. О колонизации Сицилии говорит Фукидид.261 Общая картина колонизация Италии едва ли чем могла отличаться от того, что мы читаем в римском эпосе Вергилия,262 добрая половина которого посвящена в сущности именно этой теме.

В результате военно-колонизационной экспансии, по образному выражению Платона, греки окружили Средиземное море подобно лягушкам, сидящим вокруг болота.

Таким образом, демографический кризис сообщил начальный импульс колониальной экспансии, но очень скоро обнаружилось, что вывод колоний давал возможность не только наделить землей нуждающихся.