Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУРС ЛЕКЦИЙ. СВОД.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
20.09.2019
Размер:
2.97 Mб
Скачать

1. Институт образования в истории европы. Античность

Европейская система образования начинает складываться в VI—V вв. до н.э. При этом с самого начала она формируется как совершенно уникальный институт.

Рассмотрим некоторые из ее особенностей.

1.1. Ценности, нормы, формируемые институтом образования

Часто эти ценности сводят к любви к знаниям, интеллектуальной дисциплине, и т.п. но (при безусловной правильности подобных утверждений) это не совсем так. Общество в лице государства стремится сделать из индивида исправный винтик единой отлаженной социальной машины. Иными словами, «заточенного» под его идеологию функционера, которому, с одной стороны, предстоит обеспечить стабильность общественного уклада, и, с другой, — достижение каких-то стратегических целей долговременной государственной политики. Поэтому, кроме носителей накопленной культуры, т.е. кроме ее творцов, хранителей, преподавателей, семьи, главенствующим субъектом образования выступает некий абстрактный (не поддающийся персонификации) политический ее интерпретатор. Иными словами, государство.

Ключевые ценности общины с самого начала европейской государственности формировались так, чтобы обеспечить ей условия развития, когда никто за периметром границ уже не сможет ни бросить ей, ни принять её вызов. В конечном счете, речь идет о достижении мировой гегемонии. Именно этого будут добиваться европейские державы на всем протяжении своей истории.

Уже Рим воспринимает себя не обычным городом, каких и без того много на земле, но избранным самими богами в качестве своего земного жилища. Мысль о создании такого города вынашивалась небожителями давно, и, несмотря на то, что в мире было много других — сильных и знаменитых — городов, они предпочли создать новый и поселиться в нем всем вместе, чтобы оттуда сообща заботиться о благе всего мира. Словом, главенствовать над миром Риму было начертано уже с самого начала.

Именно поэтому Тит Ливий говорит о его истории как об хронике подвигов народа, первенствующего на всей земле.231

Ливий о Риме

Создам ли я нечто, стоящее труда, если опишу деяния народа римского от первых начал Города, того твердо не знаю <...> Но <...> я найду радость в том, что и я, в меру своих сил, постарался увековечить подвиги первенствующего на земле народа <...> Древности простительно, мешая человеческое с божественным, возвеличивать начала городов; а если какому-нибудь народу позволительно освящать свое происхождение и возводить его к богам, то военная слава народа римского такова, что, назови он самого Марса своим предком и отцом своего родоначальника, племена людские и это снесут с тем же покорством, с каким сносят власть Рима.

В сущности, об этом же в оде к цезарю Августу, написанной в 27 г. до н. э, говорил Гораций.

Гораций о Риме

…пусть Капитолий, блеск

Бросая вокруг, и грозный

Рим покоряет парфян законам.

Внушая страх, он пусть простирает власть

До граней дальних...

В законченной поэтической форме об этом пишет Вергилий:

Вергилий о назначении Рима

Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,

Или обличье мужей повторить во мраморе лучше,

Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней

Вычислят иль назовут восходящие звезды— не спорю:

Римлянин! Ты научись народами править державно —

В этом искусство твое! — налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных!232

Надо думать, что именно эти идеи и должны были вбиваться в головы юношества.

Сколь бы ни говорили о мире древние и все последующие просветители, именно война становится единственной формой существования европейского государства. Она ведется всеми его институтами:

— всей системой выдавливания предельно возможных объемов живого труда как из своих собственных подданных, так и из покоренных народов;

— правовой системой, дающей возможность отчуждать также и труд своих союзников;

— государственной идеологией;

— наконец, всей системой физического, интеллектуального, нравственного воспитания и образования гражданина, которая позволяет не только поставить в строй его тело, но и мобилизовать его душу, использовать весь его нравственный и культурный потенциал.

И уже только потом в действие вступает собственно оружие. Именно такой — профессиональный — подход к организации тотальной войны ставит Европу вне всякой конкуренции с Востоком.

Для того, чтобы достичь такого положения вещей, нужно создать нового человека: образцовому государству нужен образцовый гражданин, проникшийся духом его идеологии и усвоивший ключевые достижения самой передовой культуры. Поэтому воспитание неотделимо от образования.

О том, как создается такой гражданин, можно судить по следующему историческому преданию.

Спарта, терпя поражение за поражением во Второй Мессенской войне (685—668 до н. э.), обратилась, по совету оракула, к Афинам с просьбой дать им полководца (великолепные воины, они долгое время страдали отсутствием хороших стратегов). Афиняне в насмешку послали им хромого школьного учителя. Но произошло чудо. Далекий от всего того, что составляет таланты военачальника учитель, кроме всего прочего, оказался поэтом и сумел воспламенить сердца спартанцев своими песнями, вдохнул в них несокрушимую отвагу и тем доставил торжество над врагами. Что здесь от истины, что от извечного соперничества великих греческих городов,— не нам судить. Но как бы то ни было, не одни только спартанцы, но и сами афиняне находили его стихи как нельзя более лучшими для воспитания своего юношества.