Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
economica.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
6.13 Mб
Скачать

16.4. Причины и формы существования теневой экономики

Теневая экономическая деятельность существует и в административно-

распределительной, и в рыночных системах, хотя ее масштабы и сферы могут существен- но различаться. В общемировом масштабе удельный вес неформального производства оценивается в 5-10% валового внутреннего продукта. При этом в африканских странах данный показатель достигает 30%.

Внимание российского общества сегодня приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно различаются как взгляды на сущность этого явления, так и ко- личественные оценки его масштабов. Последние колеблются от 25% ВВП, согласно дан- ным Госкомстата России, до 40-45%, по оценкам правоохранительных органов.

Прямая и стопроцентно статистически достоверная оценка масштабов теневой эконо- мики, конечно, невозможна. Однако в соответствии с утвержденной ООН новой версией национальных счетов все государства стремятся учитывать теневую экономику в объемах производства. Госкомстат России также начал осваивать методы ее отражения. Поскольку имеются расхождения между данными Госкомстата и МВД России, нужно учитывать ряд косвенных индикаторов, к которым относятся следующие процессы и обстоятельства. Во-первых, общее падение объемов ВВП за годы реформ превысил 50%, тогда как уро- вень энергопотребления снизился лишь на 25%. Во-вторых, банковские процентные ставки в несколько раз превосходят рентабельность, показываемую предприятиями в официальных отчетах. В-третьих, котировки денежных суррогатов сразу же после вы- пуска последних резко снижаются относительно номинала (нередко на 50-70%), оставляя

«черные дыры» для скрытых финансовых комбинаций. В-четвертых, заработная плата по основному месту работы в развитых странах достигает 79-80% всех доходов работни- ков, т.е., служит главным источником обеспечения их нормальной жизнедеятельности. В России в 1994 г. она составляла45% всех доходов, а ныне приближается к 35% (иными словами, превращается в некое пособие по труду), тогда как по потреблению, скажем, кондиционеров Россия в 1998-1999 гг. вышла на четвертое место в Европе (после Испа- нии, Италии и Греции).

Можно выделить два основных подхода к определению понятия «теневая экономи- ка»: ее рассматривают как деятельность, или скрываемую от прямого статистического учета, или уводимую из под налогообложения. Одни авторы считают, что корни теневой экономики лежат в неразвитости рыночных отношений и чрезмерно тяжелом налоговом прессе. По мнению других, теневая экономика – это преступный бизнес, с которым необ- ходимо решительно бороться.

Действительно, если подходить к проблеме с сугубо юридической точки зрения, то

«теневая экономика» оказывается сопряженной прежде всего с нарушением правовых норм. В этом случае в одну и ту же недифференцированную категорию «теневиков» по- падают, с одной стороны, «воры в законе» и киллеры, а с другой – добропорядочные, за- конопослушно настроенные предприниматели, вынужденные уходить «в тень» лишь вследствие жесткого фискального прессинга и других исключительно неблагоприятных условий хозяйствования, создаваемых избранной и последовательно реализуемой с начала

1992 г. государством реформационной моделью.

С правоохранительной точки зрения, структуру экономики можно представить сле-

дующим образом: экономика делится на легальную и нелегальную (криминальную или

«черную»); а легальная, в свою очередь, на контролируемую и неконтролируемую (тене-

вую).

Нелегальная экономика – запрещенные виды экономической деятельности (незакон- ное изготовление оружия, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, сбыт наркотиков, выпуск и продажа товаров, не отвечающих требованиям безопасности, мошенничество).

Для признания указанных операций незаконными достаточно самого факта их проведе- ния. Тем самым они отличаются от любых других финансово-хозяйственных операций, которые тоже могут совершаться с нарушением закона, но в принципе легальны.

Под теневой экономикой (неконтролируемой экономикой (теневым бизнесом) пони- мается совокупность в принципе легальных, но не выявленных открытым проверочным методом финансово-хозяйственных операций.

Теневая экономика – это экономический, а не правовой феномен, однако для борьбы используется целый ряд уголовного и другого права.

Способы уклонения, не зависящие от вида налога:

1. Сокрытие объектов налогообложения (ведение финансово-хозяйственной деятельно- сти без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой ин- спекции или лицензии). Неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете, уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки, ведение финан- сово-хозяйственной деятельности через счета других организаций.

2. Занижение объектов налогообложения.

3. Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов (искусственная дебиторская задолженность, перечисление вы- ручки на счета зависимых структур).

4. Неправомерное использование льгот.

Способы уклонения, характерные для отдельных видов налогов:

5. Занижение налога на прибыль.

6. Уклонение от уплаты и занижение НДС.

7. Уклонение от уплаты акцизов.

8. Уклонение от уплаты подоходного налога.

Последние пять способов (с четвертого по восьмой)не подразумевает сокрытия ни хо- зяйственной деятельности, ни ее результатов. Они сводятся лишь к неправомерному бух- галтерскому учету. Поэтому данные финансовых операций, хотя и являются способом ук- лонения от налогообложения, однако, по определению, к теневой экономике не относятся.

К субъектам теневой экономики надлежит причислить предпринимателей, коммер- сантов, финансистов, банкиров, промышленников и аграриев, мелких и средних бизнес- менов, которые вынуждены уходить в «тень», главным образом лишь потому, что из- держки их деятельности при существующих правилах и законах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы. К ним примыкает еще одна группа представленная наемными работниками, причем и физического, и умственного труда, т.е. это мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых, по имеющимся оценкам, до 60% составляют взятки. Для этой категории лиц нерегистрируемая деятель- ность является вторичной (неформальной) занятостью. В силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия выводятся из-под действия закона в «тень».

Программа «высветления» теневой экономики требует учета следующих двух об- стоятельств. Во-первых, необходимо отграничивать криминальную экономику от обыч- ной теневой, подход государства должен быть дифференцированным. Во-вторых, в тене- вой экономике увязли огромные капиталы. В условиях инвестиционного голода необхо- димо задействовать данные ресурсы в интересах экономического роста.

Однако в государственных властных структурах, общественных организациях и науч- ных учреждениях доминирует два явно ущербных подхода к решению проблем «теневой» экономики. Первый – радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 – начала

1992 гг. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Итогом данного подхода являются критические масштабы теневой составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово- производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны госвласти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого и сред- него бизнеса, с другой.

Второй – репрессивный – подход возник как своеобразная реакция на социальные не- гативы либерального подхода. Он предполагает расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Минфина России; улучшение взаимодействия спецслужб в рассматриваемом отношении, формирование системы тотального контроля и доносительства; общее резкое ужесточение законодательства, направленного против «теневой» экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие Федерального закона «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам» (№116-ФЗ от 20 июля 1998 г.).

Для достоверного прогнозирования последствий подобных правовых акций необходи-

мо вернуться к причинам разбухания «теневой» части экономики.

Не только богатый мировой опыт (в том числе примеры латиноамериканских стран), но и практика отечественных преобразований свидетельствуют, что теневая экономика есть реакция хозяйствующих субъектов и граждан на систему, которая ставит их в положе- ние жертв правового и экономического беспредела.

Реализация рассматриваемого законодательного акта лишь ужесточит эту систему: под пресс попадут прежде всего мелкие и средние предприниматели, а также те трудящиеся, которым удалось получить некие денежные средства сверх мизерных окладов; другими словами, «под прицел» будет поставлен становящийся средний класс России. У воротил же бюрократически-криминальной экономики, в руках которых как раз и сосредоточена основная масса не контролируемых государством доходов, особых проблем не возникает: их регистрируемые доходы, образующие «надводную часть айсберга», настолько велики, что достаточны для оправдания любой текущей покупки, сколь бы значительной она ни была.

Становясь фактором поощрения тотального доносительства, данный правовой доку- мент не дает никаких гарантий от утечки соответствующей информации от чиновников к уголовникам. В этом контексте возникает и вопрос о его технической реализации: ведь под госконтроль попадает несколько миллионов покупок в год. С таким объемом не спра- вится не только российская налоговая полиция, но и технически оснащенная, имеющая многолетний опыт налоговая служба США. А если так, то госконтроль может быть только выборочным, т.е. субъективным.

В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на уст- ранение условий, препятствующих превращению «теневой» деятельности в легальную, экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы – ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций – их усиление.

Учитывая вышеизложенное, необходимо, с одной стороны, изменить, стоит еще раз подчеркнуть, общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную про- грамму интеграции здоровой части «теневой» и легальной экономики. Необходим, кон- кретнее говоря, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно- правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.

Резюме

1. Замедленный темп движения России, возвратно-поступательный характер общест-

венного развития, ее истории связаны именно с постоянным недостатком и даже подав- лением элемента предпринимательской деятельности. Причинами были и особенности географического положения, и иноземные вторжения, и догмы религии.

2. На этапе первоначального накопления капитала в России субъекты частнопред- принимательского сектора в основном сформировались в результате приватизации госу- дарственных предприятий.

3. В результате применения в основном второго варианта льгот трудовым коллективам в процессе приватизации в России сформировалась инсайдерская экономика.

4. Характерными чертами функционирования предприятий и их различных типов в пе-

реходной экономике можно считать следующие:

- нечёткость и изменчивость законодательной базы и, как следствие, одновременное наличие старых и новых форм предприятий;

- неустойчивость экономического положения предприятий, высокая тяга к спекулятив-

ным действиям;

- высокая доля нелегального бизнеса, теневой экономики;

- прямое или косвенное воздействие на деятельность многих предприятий криминаль-

ных структур, рэкета;

- слабая спецификация прав собственности;

- большое число неработающих формально зарегистрированных предприятий;

- высокие административные барьеры.

5. Специфический феномен постсоветской России, противоречащий мировым тенден- циям агропроизводства, - минимальный удельный вес малых предприятий в сельском хозяйстве, где их доля в числе всех предприятий – только 4,5%. А в производстве сель- хозпродукции основных агрорегионов страны доля таких предприятий вообще ничтожна

– около 1%. Отнесение к малому бизнесу крестьянских (фермерских) хозяйств не намного изменяет эту ситуацию. Причина такого положения в том, что нишу малых предприятий здесь заняли «хозяйства населения»: на них приходится значительная доля производства, превышающая по некоторым продуктам две трети регионального выпуска. Часть этой продукции сбывается на рынках. И такое «малое предпринимательство» получило широ- кое развитие

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]