Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Психиатрия и наркология для детей и взрослых (доп.) / Вера_в_свободу_Практики_психиатрии_и_принципы_либертарианства.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.67 Mб
Скачать

Часть II. Где допустили ошибки наиболее известные либертарианцы

урок, который мы можем извлечь из преступлений пси­ хиатрической профессии против Макклоски.

Финал

217Либертарианцы рассматривают государство как орга­ низацию, обладающую монополией на законное при­ менение насилия. Это не значит, что либертарианцы не понимают того, что государство среди прочего может предоставлять определенные услуги, такие как почта, же­ лезнодорожные перевозки, охрана здоровья. Это значит только, что они считают монополию государства на за­ конное применение насилия наиболее очевидной и важ­ ной его характеристикой.

Поскольку узники так называемых «психиатрических стационаров» лишены в них свободы и всегда были ли­ шены свободы, мне казалось очевидным, что психиатрия является отраслью аппарата государственного принужде­ ния. Существующие оправдания монополии психиатров на законное применение медицинского принуждения но­ сят психиатрический, терапевтический и криминологи­ ческий характер: это душевная болезнь, отсутствие у па­ циента понимания наличия у него заболевания и потреб­ ности в лечении такового, а также потребность пациента

иобщества в защите от опасности, вызванной душевной болезнью. Это не значит, что я не понимаю, что среди про чего психиатры также могут предоставлять определенные услуги, которых люди хотят и которые пациенты получа­ ют по собственной воле. Это значит только, что я считаю монополию психиатрической профессии на узаконен­ ное применение насилия его наиболее очевидной и са­ мой важной характеристикой.

Каждый знает, что государство имеет власть застав­ лять людей делать то, что они не хотят делать, и силой не позволять им делать то, что они хотят. Джордж Ва­ шингтон, первый среди равных основателей США, пре­ дупреждал: «Правительство — это не разум и не красно­

316

Глава 15. Дейдра Макклоски

речие; это сила»619. Против опасности, которую государ­ ство представляет собой как аппарат принуждения, мы имеем определенные меры защиты — Билль о правах и верховенство права.

Но немногие знают, и еще меньше признают открыто, что современное государство обладает также совсем иным видом власти — властью принудительно диагностировать индивидов в статусе душевнобольных и лечить их заяв­ ленные душевные болезни против их воли, т.е. стигмати­ зировать невиновных индивидов как безумных и лишать их свободы помещением в тюрьмы под названием «пси­ хиатрические стационары». Против опасности, которую

государство представляет собой как аппарат «терапии», 218 у нас не имеется формальной законной защиты. Разница между этими двумя видами угрозы свободе и ответствен­ ности можно проиллюстрировать следующим образом:

Государство всеобщего благосостояния стремится об легчить нищету и безработицу. Его выгодоприобрета­ тели не получают помощь против своей воли. Это кон­ ституционное государство, регулируемое верховенст­ вом права. Получатель чека на обеспечение, который отдаст деньги другу или потратит их на алкоголь, не подвергнется преследованию или наказанию предста­ вителями государства всеобщего благосостояния.

Терапевтическое государство стремится облегчить лич

ные и социальные проблемы, определенные в статусе за болеваний. Его выгодоприобретателям часто «помо­ гают» против их воли. Это тоталитарное государство, регулируемое верховенством терапевтического усмо­ трения. Получатель психиатрического лекарства, кото­ рый отдаст его другу или откажется получать «пользу» от него, будет преследуем и наказан представителями терапевтического государства.

Как я утверждал в предисловии, принципы и практи­ ки деинституционализации, недобровольного амбула­

317

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

Часть II. Где допустили ошибки наиболее известные либертарианцы

торного лечения, права душевнобольного на лечение и обязанности психиатра защищать [от опасности] стер­ ли границу между правовыми статусами добровольно­ го и недобровольного, стационированного и свободно­ го пациента, превратив всех психиатрических пациентов в людей, потенциально или действительно не несущих ответственности за свои поступки и, следовательно, под­ лежащих психиатрическому принуждению. А професси­ оналов сферы охраны психического здоровья они сдела­ ли ответственными за проступки пациентов и их благопо­ лучие, наделив их обязанностью принуждать пациентов при необходимости. Вот почему я считаю, что неприну­ дительная психиатрия — оксюморон.

Нравственный порок и политическое зло легче уви­ деть, чем исправить. Омерзительность рабства была оче­ видна многим американцам до 1776 г., когда были учре­ ждены США.

Спустя столетие и кровавую войну упразднение рабст­ ва все еще было скорее фикцией, чем фактом.

В отличие от рабства, психиатрическое рабство мно­ гие американцы рассматривают как благо, а не зло. Ско­ рее всего, дело будет обстоять таким образом до тех пор, пока большинство людей веруют в «научные» сказки пси­ хиатров с тем же почтением и отсутствием критического суждения, с которым они верили и часто продолжают ве­ рить в религиозные сказки священников. Когда­то аме­ риканская религия, американский закон и американская медицина поддерживали систему рабства, т.е. союз меж­ ду рабством и государством. Теперь они поддерживают психиатрическое рабство, т.е. союз между психиатрией и государством. Упразднение данной омерзительности — идея, время которой, определенно, пока не пришло.