Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Психиатрия и наркология для детей и взрослых (доп.) / Вера_в_свободу_Практики_психиатрии_и_принципы_либертарианства.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.67 Mб
Скачать

Глава 13

РОБЕРТ НОЗИК

Роберт Нозик (1938—2002) — философ, профессор Гар­ 177 вардского университета и видная фигура либертариан­ ства — называл себя человеком широкого круга интере­ сов. «На протяжении многих лет, — писал в некрологе в «Нью­Йорк таймс» Кристофер Лиман­Хопт, — Нозик преподавал совместно с преподавателями факультетов управления, психологии и экономики, а также школы бо­ гословия и юридического университета»497.

В своих книгах Нозик регулярно цитирует психиатров, психологов, психоаналитиков и социологов. В 1998 г. Американская психологическая ассоциация удостоила его Президентской благодарности.

Поскольку в этой книге я рассматриваю мнения ли­ бертарианцев по поводу отнятия свободы на психиа­ трических основаниях, то, насколько они были знако­ мы с психиатрией, важно для суждения об их взглядах. От ученых­специалистов нельзя ожидать компетентно­ сти в социальных практиках, далеких от сферы их инте­ ресов. Однако Нозик называл себя «человеком Возрожде­ ния». Учитывая его знакомство с областью психиатрии, он не мог не знать об ужасах психиатрического рабства.

«Анархия, государство и утопия»

Как правило, либертарианцы считают правительство без­ донным источником политического лицемерия. Пси­ хиатрия всегда была ветвью правительственной власти: она наделена государством властью лишать свободы лиц, признанных психически больными и опасными для себя и других. Тем не менее некоторые либертарианцы не ус­

265

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

Часть II. Где допустили ошибки наиболее известные либертарианцы

матривают в заявлениях этих агентов государства источ­ ник лицемерия. Напротив, они принимают их за науч­ ные истины. Таким либертарианцем был Роберт Нозик.

«Анархия, государство и утопия», опубликованная

в1974 г., — первая книга Нозика. Она послужила основой

178 тому, чтобы его стали считать либертарианцем. В преди­ словии он пишет: «Не без внутреннего сопротивления,

врезультате размышления и изучения аргументов, я стал приверженцем этих взглядов, которые теперь принято называть либертарианскими... Вы не найдете в этой кни­ ге моего былого неприятия, потому что оно исчезло»498. Как мы увидим, неприятие Нозика того, чтобы быть ли­ бертарианцем, вскоре вернется и отомстит.

Целью этой книги, пишет Нозик, было исследование «природы государства, его правомерных функций и их оправданий»499. Среди важнейших функций американ­ ского государства при жизни Нозика была защита лю­ дей от самих себя — задача, которую государство испол­ няет посредством запрета на препараты, запрета на само­ убийство и законов о психическом здоровье, спаянных

вединую широкомасштабную систему превентивных за­ ключений и наказаний, именуемых «психиатрический диагноз», «психиатрическая госпитализация» и «психи­ атрическое лечение». Одной из ведущих профессиональ­ ных организаций, подпитывающих, оправдывающих и извлекающих выгоду из правительственных войн с пре­ паратами и с психическим заболеванием, является Аме­ риканская психологическая ассоциация. В этом контек­ сте следует рассматривать получение Нозиком в 1998 г. Президентской благодарности от этой ассоциации.

Несмотря на заявленную цель «Анархии, государст­ ва и утопии», Нозик даже не упоминает прием препара­ тов и законы о препаратах, психическую болезнь и не­ добровольную госпитализацию, защиту по безумию или самоубийство. Однако его ссылки на Эрвинга Гофманна и Гельмута Шёка свидетельствуют о знакомстве с этими вопросами500.

266

Глава 13. Роберт Нозик

Гофманн, автор книги «Приюты» (1961)501, в 1971 г. вместе с Джорджем Александером и со мной учредил Американскую ассоциацию за упразднение недобро­ вольной психиатрической госпитализации502. Шёк, вли­ ятельный философ и социолог, был редактором изда­ ния «Психиатрия и ответственность» (1962), для которо­ го я подготовил главу о «Психиатрии как общественном институте»503.

«Анархия, государство и утопия» полны замечаниями, очевидно применимыми к психиатрической практике. Например, Нозик пишет: «Если уж на то пошло, имеют­ ся более убедительные доводы в пользу отказа от агрессии между людьми»504. Либертарианский принцип отказа от агрессии несовместим с принудительно­покровительст­ венными практиками психиатрии. Невзирая на умолча­ ние о войнах психиатрии против мастурбации, гомосек­ суализма, злоупотребления препаратами, психической болезни и самоубийства, Нозик провозглашает: «Исхо­ дя из непатерналистской позиции я утверждаю, что че­ ловек вправе решить (или разрешить другому) сделать с собой все что угодно, если только у него нет обязатель­ ства перед третьей стороной не делать этого или не по­ зволять делать этого с собой»505. Нозик не признает ни в коей мере, что заявленная им приверженность логи­ чески делает его смертельным врагом психиатрических принципов и практик и что она несовместима с его не­ критичными ссылками на работы профессионалов пси­

хиатрических областей. 179 Нозик утверждает, что он против превентивного ли­

шения свободы, которое он описывает как «заключение человека под стражу не за совершенное им преступление, а на основании прогноза, что для него вероятность совер­ шить преступление намного больше средней»506.

Используя пассивный залог*, Нозик избегает упоми­ нания о том, кто такие прогнозы делает, а именно: пси­

* У Нозика «it is predicted». — Прим. перев.

267

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

Часть II. Где допустили ошибки наиболее известные либертарианцы

хиатры и психологи. Вместо того чтобы предложить один конкретный пример превентивного заключения, Нозик наполняет страницу за страницей вымученной прозой вроде следующего: «Но если зло, которое может (есть опасение, что может) принести человек, действительно зависит от тех его решений в пользу зла, которые он еще не принял, то, согласно введенным ранее принципам, превентивный арест или превентивные ограничения не­ правомерны и недопустимы»507.

Нозик не может занять позицию и принять ответ­ ственность за поддержку либертарианских принципов, которую он провозглашает. Вместо этого, подобно дос­ тойному сожаления защитнику прав животных Питеру Зингеру, он долго разглагольствует о правах животных и нравственности поедания таковых. «Животные, — про­ поведует он, — что­то значат. <...> Если животные что­то значат, можно ли сказать, что дополнительная выгода, получаемая от поедания животной, а не растительной пищи, больше, чем моральные издержки? Как можно ре­ шать такие вопросы?»508 Нозик упоминает поедание жи­ вотных, но комфортно избегает мириад моральных про­ блем, которые мы могли бы увидеть в другом использо­ вании животных и животных продуктов — в сельском хозяйстве и транспорте, изготовлении одежды и пред­ метов быта, в качестве домашних животных, в роли спа­ сателей, объектов медицинских опытов, источников для вакцин и частей тела для профилактики и лечения забо­ леваний у людей509.

Нозик утверждает, что нам следует наделить живот­ ных правами. Он не говорит, что нам следует наделить правами людей, которых психиатры диагностируют как психически больных. Его страстные переживания насчет прав животных в сочетании с хладнокровным приняти­ ем статуса психиатрических пациентов как объектов, ли­ шенных права, симптоматичны для его глубоких покро­ вительственно­государственнических побуждений, оче­ видных в его последующих трудах.

268