Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гражданский процесс УМК (Тема 1-13).docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
692.15 Кб
Скачать

Тема 13. Иcковое производство

Лица, участвующие в деле:

§ 1. Понятие лиц, участвующих в деле

Среди субъектов гражданского процессуального отношения необходимо выделить прежде всего суд – орган, осуществляющий правосудие, а также всех иных субъектов процесса, которые участвуют в рассмотрении гражданского дела.

Правовое положение всех этих лиц очень разнообразно. Например, истец возбуждает дело для того, чтобы защитить кем-либо нарушенные свои права или охраняемые законом интересы; третье лицо вступает в дело на тот случай, если после рассмотрения дела ему придется отвечать по регрессному иску, который может предъявить к нему ответчик; эксперт оказывается вовлеченным в процесс в связи с тем, что суд вынес определение о назначении экспертизы и поручил проведение экспертного исследования именно ему; прокурор вступает в дело о признании лица недееспособным, так как закон обязывает его дать заключение по такому делу; свидетель вызывается в суд для дачи показаний о дорожно-транспортном происшествии; ответчик вызван в суд в связи с исковым заявлением, в котором его обвиняют в неисполнении своей обязанности об уплате алиментов несовершеннолетним детям и т. д.

Нетрудно заметить, что у всех этих субъектов разные интересы.

Выделим основную группу, которой законодатель присвоил наименование лиц, участвующих в деле. С точки зрения обывательской, все участвуют в деле: и истец с ответчиком, и свидетели, и адвокат, и переводчик. Но понятие лица, участвующего в деле, следует определить применительно к тому специальному юридическому смыслу, который предусмотрен законом.

Закон (ст. 34 ГПК) относит к лицам, участвующим в деле, следующих субъектов: стороны (истец и ответчик); третьи лица; прокурор; государственные

органы, органы местного самоуправления; профсоюзы, предприятия, учреждения, организации, граждане, участвующие в процессе по основаниям, указанным в ст. 4 и 46 ГПК; заявители и заинтересованные граждане, государственные органы, предприятия, учреждения и т.д. по делам, перечисленным в ст. 245 и 262 ГПК.

Что же позволяет отличать «лиц, участвующих в деле» от других субъектов? Первый признак – наличие юридической заинтересованности. Стороны и третьи лица имеют в деле материально-правовой юридический интерес: в результате разрешения дела одна из сторон может приобрести какое-либо материальное благо, другая – его лишиться. Для истца, ответчика, третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, это всегда прямой интерес, так как судебные решения непосредственно влияют на права и обязанности указанных лиц. Для третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, интерес носит косвенный характер, т.к. решение на права и обязанности такого третьего лица прямо не влияет, он заинтересован в том, чтобы решение по основному иску не оказало отрицательного влияния на судьбу регрессного иска.

Ни прокурор, ни иные государственные органы материального правового интереса в деле не имеют, т.к. не состоят в спорных правоотношениях ни с одной из сторон. Их интересы в деле, безусловно, имеют юридический характер, но это не материальный, а общегосударственный (прокурор) или общественный (другие государственные органы) интерес.

Необходимо иметь в виду и еще одно существенное обстоятельство. Именно лица, участвующие в деле, своими действиями оказывают влияние на возникновение и ход процесса; они вправе возбуждать дело, а в некоторых случаях требовать его прекращения; они вправе обжаловать решение.

Среди лиц, участвующих в деле, перечисленных в ст. 34 ГПК, не упоминаются судебные представители. Некоторые авторы считали, что это неверно, т.к. судебные представители играют в процессе самостоятельную роль./*См., напр.: Мельников А. А. Курс гражданского процессуального права. Т.1. М., 1981. С. 302 и др./.

Другие, наоборот, полагают, что у судебных представителей нет юридического интереса, они не имеют самостоятельных процессуальных прав и действуют от имени и в интересах представляемых ими лиц, к оторым и предоставлено законом право совершения этих действий /** Шакарян М. С. Гражданский процесс. М., 1993. С. 78./.

С этими доводами трудно согласиться. Даже договорные представители (адвокаты, юрисконсульты и др.) имеют в процессе самостоятельные процессуальные права. Конечно, для вступления в процесс они должны представить соответствующую доверенность на право ведения дела. Предъявив такую доверенность в суд, в дальнейшем они действуют по своему разумению. Разве им нужно полномочие на совершение всех процессуальных действий? Они самостоятельно решают вопрос об истребовании и представлении судебных доказательств, о заявлении самых различных ходатайств, о правовом обосновании предъявленных от имени истца или ответчика требований. Только в особых случаях, на действия, предусмотренные 54 ГПК, требуются специальные полномочия. Если признать, что представители якобы не имеют самостоятельных процессуальных прав, надо было бы прийти к выводу, что они не являются субъектами процессуального права, что, мягко говоря, нелогично.

Показательно, что сторонники изложенной выше точки зрения на судебное представительно полностью игнорируют то обстоятельство, что помимо договорных представителей в процессе могут выступать законные представители (родители, усыновители, опекуны), которые имеют в деле юридический интерес и, бесспорно владеют всем комплексом процессуальных прав и обязанностей, для реализации которых никаких особых полномочий не требуется. Дополнительным доказательством того, что представитель является лицом, участвующим в деле, является сравнение его комплекса прав и обязанностей с правами других лиц, содействующих правосудию. Например, свидетель обладает в процессе в основном обязанностями ( явиться в судебное заседание, дать правдивые показания о фактах по делу) и лишь затем правами, способствующими в основном исполнению этих обязанностей (давать показания на родном языке, в некоторых случаях пользоваться письменными заметками и т. п.). Действия, которые осуществляет свидетель в соответствии с предоставленными ему правомочиями неспособно оказать влияние на возникновение и ход процесса.

Положение же представителя существенно иное. Ему принадлежит весь комплекс прав лиц участвующих в деле, а по особым полномочиям – весь комплекс прав стороны по делу. Он, несомненно, влияет на возникновение и ход процесса, причем использует эти права вполне самостоятельно (каждое его действие не нуждается в санкционировании стороны, которую он представляет). Договорных представителей – адвокатов – в основном и приглашают для того, чтобы, используя свои знания в области права и опыт ведения гражданских дел, они влияли на ход процесса в интересах представляемого для получения от суда благоприятного для него решения.

Лица, участвующие в деле, наделены значительным комплексом процессуальных прав, которые свидетельствуют об особом положении этих лиц по сравнению с другими субъектами процесса. Закон (ст. 35 ГПК) достаточно полно определяет состав прав, которыми пользуются лица, участвующие в деле. Прежде всего, они вправе знакомиться со всеми материалами, которые имеются в деле. Они могут делать выписки из материалов, снимать копии. Это касается как собственных документов, так и материалов, представленных другими лицами, прокурором, другими государственными органами и др.

Кстати, судебный представитель, действующий на основе ордера юридической консультации и доверенности, вправе делать копии, выписки и знакомиться с материалами дела без какого-либо особого полномочия от представляемого на совершение именно этих действий. Это его собственные процессуальные права как представителя.

Лица, участвующие в деле, активно действуют в судебном разбирательстве: могут заявлять отводы составу суда, прокурору, секретарю судебного заседания; вправе представлять доказательства, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям и экспертам, давать объяснения об известных им обстоятельствах, имеющих значение для дела. Такие объяснения сторон и третьих лиц подлежат проверке и оценке наряду с другими собранными по делу доказательства (ст. 68 ГПК).

Лица, участвующие в деле, имеют право заявлять ходатайство: об истребовании доказательств, назначении экспертизы, обеспечении иска, приостановлении производства по делу и т.д. В ходе процесса лица, участвующие в деле, вправе давать устные и письменные объяснения суду, представлять свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, они могут возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в деле, а также любых субъектов, которые высказали их в ходе процесса. Лица, участвующие в деле, имеют право обжаловать решения или определения в надлежащем порядке и в установленные законом сроки. Они имеют также и иные процессуальные права, предусмотренные в закон.

В ст. 35 ГПК указывается, что лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им правами и исполнять предусмотренные законом обязанности. Злоупотребление правом или неисполнение установленной в законе обязанности может повлечь применение санкций либо неблагоприятно отразиться на содержании судебного решения. «Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений» (ст. 56 ГПК). Например, сторона (истец или ответчик) не реализует предоставленную ей законом возможность активной защиты своих прав и интересов. В этом случае истец получит судебное решение об отказе в иске, а ответчик – решение об удовлетворении иска.

Безответственное отношение к своим правам и неисполнение обязанности может поставить лицо, участвовавшее в деле, в положение субъекта, к которому применяется санкция. Так, при уклонении стороны от участии в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд, в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое она для нее имеет значение, вправе признать факт, для установления которого экспертиза была назначена, установленным и опровергнутым (п. 3 ст. 79 ГПК).

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность.

Гражданская процессуальная правоспособность – предусмотренная законом возможность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности. Она тесно связана с гражданской правоспособностью (ст. 17, 18 ГК РФ), но не тождественна ей. В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела, возникающие не только из гражданских правоотношений, но и из административных, трудовых, семейных, налоговых, государственных и иных правоотношений для гражданского права сейчас аксиоматично, что субъектами права являются: граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства; российские и иностранные юр. лица; Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования // Гражданское право /Отв. Ред. А. П. Сергеев, Ю. К.Толстой. Спб., 1996. С.77./.

Граждане обладают гражданской процессуальной правоспособностью с момента рождения, а прекращается их правоспособность в момент смерти. Что касается организаций, то их процессуальная правоспособность возникает с того момента, когда они стали субъектами материального права. Именно с этого момента они обладают правом на использование средств процессуальной защиты.

Что касается вопроса о том, распространяется ли процессуальная правоспособность лишь на стороны и третьи лица или является понятием более широким, имеющим в виду также и других субъектов (суд, прокуратура, судебные представители и др.), то вопрос этот продолжает оставаться спорным /**См.: Гражданское процессуальное право России / Под ред. М. С. Шакарян. М.: « Проспект» С.77./.

Гражданская процессуальная дееспособность – способность самостоятельно осуществлять защиту своих прав в суде: лично возбудить гражданское дело, лично распоряжаться своим материальными и процессуальными правами, лично участвовать в судебном разбирательстве, поручать ведение своего дела судебному представителю и т. д.

Полная гражданско-процессуальная дееспособность граждан возникает с 18 лет (п. 1 ст. 37 ГПК). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может лично осуществлять свои права и обязанности в суде в случае объявления его полностью дееспособным (эмансипация – ч. 1 ст. 27 ГК). Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т. ч. и по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства с согласия обоих родителей либо при отсутствии такого согласия – по решению суда (ч. 2 ст. 27 ГК).

Права несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными, должны защищаться в суде их законным представителем. В случае возбуждения дела, в котором стороной является несовершеннолетний от 14 до 18 лет либо лицо, ограниченно дееспособное, суд обязан привлечь к участию в деле несовершеннолетнего или ограниченно дееспособного, которые вправе совершать в суде соответствующие процессуальные действия, однако отказываться от иска, заключать мировое соглашение или признавать иск эти лица могут только с согласия своих законных представителей.

В некоторых правоотношениях (например, трудовых, по поводу причинения вреда и др.) несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и интересы. Так, например, уволенный по инициативе администрации несовершеннолетний 17 лет вправе самостоятельно предъявить в суд иск о восстановлении на работе. Привлекать ли в этом случае к участи в деле его законных представителей, зависит от усмотрения суда.

Если несовершеннолетний (до 18 лет) вступил в брак с соответствующего разрешения, он приобретает дееспособность в полном объеме, в том числе и в части гражданского процесса. «Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет"» (ст. 21 ГК). Так, вступившая в брак 16-летняя вправе самостоятельно возбудить дело о признании этого брака недействительным (или о его расторжении), она может предъявить иск о взыскании алиментов на ребенка и о разделе имущества. В этот же период она вправе предъявить любой другой иск, вытекающий из иных (например, жилищных) правоотношений.

Полностью недееспособные лица (не достигшие 14 лет, объявленные недееспособными в установленном законом порядке) не могут самостоятельно вести процесс, их права и интересы защищают их законные представители (родители, усыновители, опекуны) (п. 5 ст. 37 ГПК).

В некоторых случаях недееспособный может добиться возбуждения дела, не имея на это соответствующих прав. Закон в таком случае обязывает суд оставить заявление без рассмотрения (ст. 222 ГПК). Это не препятствует вторичному обращению законного представителя недееспособного в суд с заявлением потому же делу, если будет устранено допущенное нарушение (ст. 223 п. 2).

Гражданско-процессуальная правоспособность, как подчеркивается ст. 36 ГПК, признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими, согласно законодательству РФ, правом на судебную защиту прав и законных интересов. Это означает, что законодатель признал, что процессуальная правоспособность и дееспособность связана лишь с правом на судебную защиту. Поскольку реализация права на судебную защиту связана с участием в процессе в качестве сторон и третьих лиц, то получается, что правоспособность и дееспособность признается статьями 36, 37 ГПК лишь за сторонами и третьими лицами.

Несомненно, что правами и обязанностями, а значит и правоспособностью и дееспособностью в процессе обладают также другие лица, участвующие в деле – прокурор, представители государственных органов, представители сторон, а также лица, содействующие правосудию, однако правоспособность и дееспособность этих лиц не охарактеризована в ст. 36, 37 ГПК, что представляет известный законодательный пробел. К прочим участникам гражданского процесса применимо такое понятие как правосубъектность (праводееспособность), ибо для них невозможно отделить момент правообладания от возможности их самостоятельного осуществления. Так, свидетель обязан дать показания суду только самостоятельно и осуществлять их через представителя невозможно. Поскольку ГПК ничего не говорит о праоводееспособности других участников процесса, а прямо говорит лишь об их специфических правах и обязанностях, особенности правового статуса других участников процесса подробно характеризуются в соответствующих разделах курса.