Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гражданский процесс УМК (Тема 1-13).docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
692.15 Кб
Скачать

§ 3. Соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда

Соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда (третейская запись, третейское соглашение, лат. - compromissum) – договор сторон о передаче для рассмотрения и окончательного разрешения третейским судом возникшего или могущего возникнуть спора или определенной категории споров. Для третейского соглашения обязательна простая письменная форма, соблюдение которой определяет наличие самого соглашения, компетенцию третейского суда, законность его формирования и законность выносимого им решения. Соглашение считается заключенным6 в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, или заключено путем обмена сообщениями, обеспечивающими фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на решение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора. При этом третейское соглашение о разрешении спора, вытекающего из договора присоединения (ст. 428 ГК РФ), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска. В отличие от Закона «О международном коммерческом арбитраже» не допускается возможность заключения третейского соглашения путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна сторона указывает на наличие соглашения, а другая против этого не возражает.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 ГПК РФ и ч. 4 ст. 5 Закона «О третейских судах в Российской Федерации» на рассмотрение третейского суда может быть передан подведомственный суду общей юрисдикции спор, вытекающий из гражданских правоотношений (за исключениями, установленными действующим законодательством7). Третейское соглашение может быть заключено до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу8. Естественно, что возможно заключение третейской записи в отношении споров, которые не находятся на рассмотрении государственного суда.

Статья 7 Закона «О третейских судах в Российской Федерации», хотя и называется «Форма и содержание третейского соглашения», не указывает на условия (существенные и факультативные) договора о передаче спора на рассмотрение третейского суда. Очевидно, что перечень обязательных и возможных условий третейской записи определяется, соответственно, императивными и диспозитивными нормами общегражданского законодательства и специального законодательства о третейских судах. Если стороны не достигли соглашения по указанным в законодательстве существенным условиям, третейская запись считается незаключенной.

Третейская запись должна определять спор, подлежащий рассмотрению и разрешению третейским судом. Под предметом спора следует понимать конкретное правоотношение, лежащее в основе правового конфликта (нарушенное или оспоренное право собственности на имущество, обязательство из причинения вреда, неисполненное договорное обязательство и т. п.). Предметом третейского разбирательства и предметом третейского решения является материальное правоотношение, которое охватывается третейской записью, в том его состоянии, на которое указывают лица, участвующие в деле (в иске и возражениях) либо которое усматривает суд (в случаях и порядке, предусмотренных законом – например, при ничтожных сделках, при определении круга обстоятельств, имеющих юридическое значение для дела) и которое определяется судебными доказательствами, правомерно вовлеченными в орбиту судебного исследования и оценки.

В третейском соглашении нет необходимости исчерпывающим образом указывать все обстоятельства, на которых истец будет основывать свое требование, а также само исковое требование. Зачастую это невозможно, так как долг по денежному обязательству постоянно растет; имущество, истребовать которое намерен истец, может быть утрачено и появится необходимость требовать возмещения ущерба и т. д. Однако, в том случае, если стороны указали в третейской записи конкретное требование истца к ответчику и обстоятельства, на которых это требование основано, компетенция третейского ограничивается установленными рамками, что в конечном итоге может привести к ограничению прав сторон, например, в такой ситуации недопустимыми становятся изменение предмета или основания иска.

Наличие и действительность третейской записи могут быть установлены как самим третейским судом, так и арбитражным судом или судом общей юрисдикции, рассматривающими вопросы о принятии искового заявления либо оставлении заявления без рассмотрения, отмене решения третейского либо отказа в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда. Полагаю, что допустимо рассмотрение судом (как государственным, так и третейским) самостоятельного иска о признании недействительной/действтительной третейской записи.

Третейское соглашение - гражданский договор, имеющий производное публичное (в том числе процессуальное) юридическое значение. Представляется невозможным согласиться с преобладающей в современной литературе точке зрения, что третейская запись – публичный процессуальный договор9. «Процессуальная» теория компромисса, в разных ее вариантах, искусственно наделяет третейскую запись несвойственным ей публичным процессуальным содержанием, соответственно, исключая правовое регулирование отношений нормами гражданского права, но и не создавая при этом достаточной системы специального нормативного регулирования. Таким образом, непризнание за третейской записью ее гражданско-правовой природы оборачивается доктринальным уничтожением существа третейского разбирательства и утратой возможностей эффективного практического использования правового института.

Третейская запись не является ни публичным договором вообще, ни процессуальным договором в частности, поскольку не может породить публичное правоотношение и не направлен на процессуальные последствия (на замещение процессуального положения стороны и возбуждении третейского разбирательства). Указанные процессуальные последствия связаны с предъявлением иска и его принятием к рассмотрению судом. Начало производства в третейском суде – результат сложного юридического состава, в котором третейская запись – только один из элементов. А определение подведомственности спора третейскому суду, равно как и отказ от государственной юрисдикции – лишь последствия заключения действительного третейского соглашения (при том, последствия - в значительной степени условные, потенциальные, связанные с иными юридически значимыми обстоятельствами: принятие арбитрами на себя полномочий на рассмотрение спора, возбуждением дела в третейском суде и т. п.). Предметом же третейской записи является выбор формы судебной защиты права (конкретизация охранительного правоотношения в части определения порядка принудительной реализации содержания материального субъективного правоотношения). Закон «О третейских судах в Российской Федерации» указывает на условия действительности третейского соглашения. Для сравнения можно обратиться к положениям о пороках собственно процессуальных действий и соглашений (мировое соглашение, соглашение об определении подсудности дела). Законодатель ни прямо, ни косвенно не использует институт недействительности к такого рода волеизъявлениям.10

Итак, третейская запись является гражданско-правовым договором, к которому применимы общие правила заключения, изменения и прекращения договора, содержащиеся в ГК РФ с учетом норм специального законодательства о третейском разбирательстве.

Признавая за третейской записью гражданско-правовую договорную природу, следует не только допустить обеспечение обязательств из компромисса, но и признать за возможными соответствующими акцессорными обязательствами ту же полезность, что и при обеспечении исполнения иных обязательств.11 Третейская запись должна рассматриваться как консенсуальный договор. Если иное не предусмотрено законом, одностороннее расторжение третейской записи либо отказ от ее исполнения до истечения срока третейского разбирательства недопустимы. Третейское соглашение в совокупности с отношениями спорящих с третейскими судьями является личным обязательством, исключающим правопреемство без согласия всех участников этих правоотношений.

Третейская запись порождает возникновение самостоятельного правоотношения, содержание которого не может быть отождествлено с известными российскому гражданскому праву видами договоров. Правовое (в том числе и нормативное) регулирование отношений из третейской записи связано с применением общих положений гражданского законодательства о сделках и обязательствах, норм специального законодательства о третейском суде, аналогии права и закона с учетом содержания третейского разбирательства – судебной защиты нарушенного или оспоренного права.