Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. - История Германии...doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
4.68 Mб
Скачать

Глава III Германия в XII-XV вв.

ты ростовщик должны были помнить о том, что Бог-Судья все видит, чистилище давало шанс спасти свою душу раскаившемуся, но не оставляло надежды закоренелому грешнику. Таким образом, новая религиозная мораль могла в новых условиях высокого Средневеко- вья выполнить социально-регулятивную функцию.

Трансформация религиозного менталитета нашла отражение в искусстве. Квинтэссенцией этих изменений явилось оформление готического стиля. Пришедший на смену романскому готический стиль выразил новое мироощущение верующих, связанное с углуб- лением внутреннего мира человека, «приближением» Бога и дру- гих святых персонажей к его проблемам и чаяниям. Вертикальная ориентация готического зодчества, высокие и относительно легкие стрельчатые стены соборов с башенками и шпилями, наполняемое причудливо преображенным (благодаря цветным стеклам витра- жей) светом пространство основного и боковых нефов создавали иллюзию мира горнего. В то же время все убранство храмов свиде- тельствовало, что небесные патроны «спустились с небес на землю». Скульптура и иконография изображали персонажей священной истории как живых людей. Христос, страдающий, увенчанный тер- новым венцом, Франциск Ассизский, раздающий милостыню — все это образы «очеловеченной» религиозности.

Эти изменения отчетливо видны в творениях так называемой «наумбургской артели», ознаменовавших наивысший взлет немецкой классической готики, который приходится на середину и третью чет- верть XIII столетия. Соборы в Майнце, Майссене и Наумбурге, как полагают некоторые исследователи, дают основания говорить, что мы встречаемся с первыми действительными художественными ин- дивидуальностями немецкого Средневековья. Творения «наумбург- ской артели» отличает свойственная немецкому готическому стилю драматическая контрастность, мрачноватая экспрессия, которая характерна, в первую очередь, для скульптуры (в готическом стиле скульптура получила преобладание над живописью). Группа статуй основателей собора в Наумбурге представляет галерею человеческих типов и характеров. Тяготение к индивидуализации в скульптурном комплексе вписывается в общий контекст трансформации художест- венного мировидения эпохи.

Во многом сходные по своему существу процессы происходили и в развитии немецкой схоластики. Ее тремя столпами примени- тельно к XIII-XIV в. называют Экхарта, Таулера и Сузе. Родившийся ок. 1260 г. в благородной семье из Гокхайма в Тюрингии, Майстер

3. Культура и духовная жизнь

203

Экхарт начал свою карьеру приором доминиканского монастыря вЭрфурте, а закончил руководителем генеральной школы в Кёльне. Основная тема его трактатов традиционна для мистиков единение души с Богом или рождение Бога в душе. Однако новизна его мис- тики в том, что Экхарт пытается достичь этих целей посредством познающего разума души. Мистический союз с Богом это высшее, что может испытать человек. Тем не менее vita contemplativa (жизнь рассуждающе-созерцающая, жизнь духа в мистическом союзе с Бо- гом) возможна, согласно Экхарту, лишь посредством активной дея- тельности человека среди людей в знаках любви к ближнему.

Генрих Сузе (ок. 1295-1366) был учеником Экхарта. Его нередко называют «миннезингером немецкой мистики». Мистические об- разы Генриха Сузе близки стилистике любовной рыцарской поэзии. В то же время в трактатах Сузе развивались мотивы его учителя, свя- занные с важностью деятельной исполненной любви к Богу и ближ- нему жизни. Его знаменитые «Часы вечной мудрости» были переве- дены на народные языки Нидерландов и Германии. Если учесть, что часовники были самой читаемой литературой XIV-XV вв., предна- значенной для внецерковной молитвы, то можно говорить о серьез- ном влиянии схоластической мистики интеллектуалов на народную религиозность. Важно, что внецерковная молитва, в отличие от кол- лективной молитвы в церкви, была личным обращением верующего к Богу. Тем самым расширялись границы индивидуального религи- озного сознания мирян.

Еще один ученик Экхарта Йоханнес Таупер (1300-1361) пе- ренес акцент тяжести в своих проповедях на идею нравственного очищения. Много проповедуя в народной среде и выступая в качест- ве духовника, Таулер в большей мере, чем его учитель, испытал влия- ние потребностей и настроений мирской среды. Именно поэтому он особенно подчеркивал важность vita-activa (жизни деятельной) как условия достижения праведной vila-contemplativa.

С мистикой связано рождение такого явления в городской куль- туре, как «новое благочестие». Нередко его истоки ассоциируют с личностью и деятельностью Терта Троте (род. в 1340 г. в Девен- тере). В трудах Гроте созерцательно спекулятивная мистика отцов- основателей трансформировалась в религиозно-этическое учение о проекции Божественной любви на земную действительность. Пер- вая община сестер «общей жизни» была основана в его собственном доме в Девентере, а первый дом братьев «общей жизни» составился из писцов, которые копировали для него книги. Передавая свой дом

204

Гпава III. Германия в XII-XV вв.

в собственность общины, Гроте хотел, чтобы в нем жили благочести- вые женщины, и написал правила для ведения дома. Он предписывал женщинам заниматься прядением и ткачеством и категорически запретил просить подаяние. Видя путь к очищению общества не в монашестве, а в раннехристианской общине. Гроте в то же вре- мя полагал, что спасение должно прийти через труд. Дома сестер и братьев «общей жизни» не висели тяжким грузом на бюджете горо- дов. Обязательный труд создавал условия изживания традиционной средневековой максимы «нищенство — добрые дела».

В Северо-Восточной Германии не было такого города, где не существовала хотя бы одна община сестер «общей жизни». Образ жизни сестер и братьев «общей жизни» — служить Богу, не принося монашеские обеты, — удовлетворял насущным потребностям тех, кто не имел возможности реализовываться в рамках традиционных структур (главным образом семьи, цехового братства) и в то же время не был готов к полному разрыву уз с земным миром. Несо- мненно, движение нового благочестия способствовало обретению его приверженцев независимости, поскольку жили они не добро- хотными подаяниями, а трудом своих рук. Тем самым создавалась возможность и для углубления мира внутренней индивидуальной религиозности.

Братья «общей жизни», помимо забот о домах сестер, приняли на себя духовное руководство школьниками. Магистраты городов поощряли это (в одной из таких школ Магдебурга одно время учился Мартин Лютер). Помимо Библии, в некоторых школах, возглавляемых братьями «общей жизни», вводились элементы гуманистических шту- дий — латынь по древним авторам и начатки греческого. Таким обра- зом, забота о собственном религиозном преуспеянии, понимавшемся как нравственное самоусовершенствование, выливалась в активную деятельность интеллектуально-духовного характера.

Вокруг «нового благочестия» сложилась устойчивая традиция мистико-дидактических сочинений. Небольшие трактаты, написан- ные простым и доходчивым языком, были обращены к среднеобра- зованному мирянину, имевшему за плечами латинскую или обычную школу. Обращаясь к уму и сердцу своих читателей, эта, казалось бы, незатейливая литература побуждала человека задуматься о своей жизни и душе.

Процессы частичной секуляризации сознания и поведения лю- дей, рост индивидуализма, обозначившиеся в эпоху высокого Сред- невековья, во многом подготовят тот духовный переворот в герман-