Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. - История Германии...doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
4.68 Mб
Скачать

Глава III. Германия в XII-XV вв.

интуитивно в соответствии с принципом «политика — искусство возможного». Вмешательство в дела других территорий могло обер- нуться политической смертью.

При этом Карл IV, несомненно, дорожил императорским титулом. Надо сказать, что внешний престиж его императорской власти был немалым. Он был выбран и коронован 5 апреля 1355 г. в Риме по всем правилам, признан папой и князьями, чего не было в Германии с 1237 г. Получение сана с соблюдением всех необходимых процедур придавало императору особый престиж еще и в XVI в. Именно стрем- лением сохранить то, что имел, объясняется политическое поведение Карла IV как правителя всей империи. Он никогда не вмешивался в итальянские дела оружием, зная, насколько это чревато опасными последствиями. Когда в 1355 г. император возвращался с коронации в Риме и остановился в Пизе, чтобы принять почести от горожан, то оказался жертвой заговора против него. Бунтовщики подожгли ночью ратушу, в которой остановился Карл IV с императрицей. К счастью, обоим удалось бежать из горящего здания. Вожди мятежников были казнены, но император сделал соответствующие выводы и не пытался действовать в Италии с позиции силы. Схожими принципами он ру- ководствовался в отношении германских дел. Политика сдерживания крупных князей, сочетавшаяся с умелым политическим лавировани- ем, отсутствием «абсолютистских» замашек, позволила Карлу IV не только закрепить за собой Чехию, но и обеспечить почти на столетие за Люксембургской династией права на императорскую корону.

Границы и возможности императорской власти в этот период, обусловленные всем предшествующим историческим развитием, видны в таком знаменитом законодательном акте XIV в., как «Зо- лотая булла» 1356 г. Характерно, что современниками она не вос- принималась как нечто радикально изменившее естественный ход вещей. Этот документ отражал «некое политическое равновесие» между силами централизации и раздробленности, королевской вла- стью и князьями.

Главной целью законодателя было юридическое закрепление сло- жившегося порядка избрания «римского короля, долженствующего стать императором». Выборы осуществляла коллегия выборщиков, состоявшая из семи высших курфюрстов (Kurfürsten): трех церков- ных (архиепископов Майнцского, Кёльнского и Трирского) и четы- рех светских (короля Чешского, пфальцграфа Рейнского, герцога Саксонского и маркграфа Бранденбургского). Решение об избрании короля принималось большинством голосов.

J. Мир политики

157

Однако это вовсе не означало, что император капитулировал перед князьями. Во-первых. Карл IV сумел вмешаться в решение вопроса о том, кто из князей является курфюрстом. Во-вторых, он сумел провести решение, что после голосов трех архиепископов сле- дует очередь чешского короля, «который среди светских курфюрстов обладает первенством благодаря величию королевского сана, праву и заслугам«. В-третьих, несмотря на то что в -.Булле» подчеркивается, чго курфюрсты являются *семью светочами**, «семью колоннами», «стенами» империи, в ней почт» ничего не говорится о том, какую они должны играть роль в политической жизни Германии тогда, когда нет необходимости избирать нового императора.

Словом. «Булла» отражает в первую очередь стремление императо- ра закрепить тот объем власти, которым он обладал, привлечь к учас- тию в выборах те сильные фигуры» которые нельзя было не привлечь, но минимизировать возможности их автономного политического поведения. Достичь этих цепей было невозможно, не обеспечив ло- яльности князей. Отсюда статьи «Золотой Буллы» о правах и приви- легиях князей. Им предоставлялись горная и монетная регалии, право приобретать земли, замки* владениян заклады и т. п, у любых князей, графов и "Других людей». Сле- дует подчеркнуть, что многие из этих привилегий уже имелись у территориальных владетелей, и, таким образом, император скорее фиксировал реально сло- жившуюся ситуацию, чем созда- вал прецедент.

«Булла* ограничивала част- ные войны. Война считалась за- конной только в том случае, если была торжествен но объяв лен а за три дня до ее начала. Положение а «законности« войны вносило завершающий штрих в общую картину политической жизни Германии XÏV в. Реальная жизнь не раз демонстрировала, что в се основе лежало право сильного, войны начинались и велись без оглядки на идеальную норму. «Золотаябуллам. 1356 г.

158