Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билет№8.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.08.2019
Размер:
28.79 Кб
Скачать

Билет № 8

1. Предмет исследования теории международных отношений.

Теория международных отношений, как дисциплина в рамках социальной науки, изучает мировой "порядок", то есть совокупность всех институтов, определяющих форму интеграции и взаимодействия между множеством локальных сообществ.

Глобальная система международных отношений является многоуровневой системой взаимосвязанных и взаимовключенных сообществ, которая имеет как горизонтальное, так и вертикальное измерение.

Для понимания существующей структуры мирового социального пространства необходимо в каждом конкретном случае изучать модель интеграции индивидов в сообщества (сети), структуру их идентичности, восприятие ими социальных границ и значений, стратегии международного, трансграничного взаимодействия различных факторов.

2. Глобализация и проблемы современной России.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.

Вместе с тем, происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. Впервые слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял Карл Маркс, который в одном из писем Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась». На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны перешли к политике жёсткого протекционизма, что вызвало резкое свёртывание международной торговли.

Глобализация и Россия

Противоречивое воздействие оказывает глобализация на Россию. С одной стороны, логика развития национальной экономики и гражданского общества после распада прежней замкнутой модели последовательно ведет страну к все более глубокой интеграции в мировую экономику, глобальное информационное и гуманитарное пространство. Однако решать эту задачу нам приходится в сложных условиях, параллельно с глубокой трансформацией экономической структуры и всего механизма государственного управления.

Россия стремится к тому, чтобы ее интеграция в систему мирохозяйственных связей проходила в условиях, отвечающих национальным интересам страны, и способствовала внутреннему динамичному экономическому развитию. Это делает нас объективно заинте­ресованными в разработке международной стратегии управления глобализацией, построенной на равноправном партнерстве всех народов и государств. Суммируя устремления большинства членов международного сообщества, Генеральный секретарь ООН К. Аннан справедливо отмечает: «Вызов, стоящий перед нами, ясен: если мы хотим воспользоваться благами глобализации, одновременно ограничив ее негативные последствия, мы должны научиться лучше управлять, и должны научиться лучше управлять совместно».

Суть российского подхода к выработке стратегии управления глобализацией определил Президент Российской Федерации В. В. Путин в приветствии участникам международной конференции (Форум-2000), проходившей в сентябре 2000 года в Нью-Йорке: «На рубеже веков человечество нуждается в серьезном осмыслении мощных глобальных тенденций, проявляющихся в экономике, в сфере культуры и информации. Будущее за теми, кто научится управлять этими процессами, заставит их работать на благо людей. Мы должны позаботиться о том, чтобы глобализация стала социально ориентированной, чтобы народы мира в равной мере могли пользоваться плодами научно-технического и интеллектуального прогресса».

Реальность процессов глобализации в экономической сфере такова, что, по-видимому, государствам и международным организациям не удастся полностью исключить возможность новых труднопредсказуемых спадов и подъемов в динамике международной торговли, в движении потоков инвестиций и «горячих» капиталов. Однако международное сообщество остро нуждается в механизмах, которые были бы способны ограничивать перерастание обычных колебаний финансовой и экономической конъюнктуры в катастрофические кризисы. Необходимо также расширить доступ развивающихся стран к позитивным сторонам глобализации и уменьшить бремя социальных последствий этого процесса для беднейших слоев населения как прежде всего в этих, так и в развитых странах.

Россия вносит весомый вклад в укрепление глобальной финансово-экономической стабильности, в том числе через участие в так называемой Кёльнской инициативе — программе сокращения задолженности наименее развитых стран мира.

Россия поддержала Инициативу МВФ/МБРР по сокращению задолженности беднейших развивающихся стран. Наша поддержка этого шага носила отнюдь не символический характер, поскольку задолженность перед Россией составляет существенную, а в ряде случаев — основную часть внешнего долга этой группы государств. От величины российского «дисконта» в большой мере зависит объем финансовой помощи, предоставляемой указанным странам другими кредиторами, и степень их участия в данной Инициативе. Ведь общая сумма долга беднейших государств перед Россией составляет около 26 миллиардов долларов, а после применения условий Инициативы она должна сократиться примерно до 600 миллионов долларов. Как отметил на саммите «восьмерки» - в Генуе в июле 2001 года Президент Российской Федерации В. В. Путин, Россия является «хоть и не самой богатой, но самой щедрой страной «восьмерки». Российская Федерация стоит на 4-м месте в «Группе восьми» по объему списания долгов беднейшим странам и на первом — по отношению суммы прощаемой задолженности к ВВП (0,3 процента по сравнению, например, с 0,02 процента у США).

Следуя конструктивной линии на содействие беднейшим государствам мира в решении их долговых проблем, Россия одобрила на Кёльнском саммите «восьмерки» предложения по расширению круга стран, подпадающих под действие Инициативы. На начало 2002 года действие данной Инициативы распространялось на 24 государства, в основном — в Тропической Африке. Потенциальными же участниками этой программы сокращения долгов может стать, в случае выполнения ряда финансово-экономических условий, в общей сложности 41 страна.

Вклад России в борьбу с бедностью и в социально-экономическое развитие государств «третьего мира» не ограничивается масштабным содействием в сокращении их внешней задолженности. Россия предоставляет наименее развитым странам широкие преференции в области торговли. Практически все товары, произведенные в данной группе государств, ввозятся в Россию беспошлинно. Отечественным законодательством также предусмотрено, что в отношении товаров из наименее развитых стран не могут применяться количественные ограничения импорта и не могут проводиться расследования на предмет антидемпинговых, компенсационных или специальных защитных мер.