Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. - История Германии...doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
4.68 Mб
Скачать

Глава III. Германия в x1i-XV вв.

купцы везли рыбу, лес, меха, мед, воск, соль и другие товары. Однако внутригерманская торговля «собственным» товаром была развита слабо. Этим обстоятельством в немалой степени объясняется тот факт, что высокий уровень торговой активности не создавал серь- езной почвы для экономико-политического сближения отдельных земель в тех масштабах, которые знали англо-французские земли.

Опережающий темп развития торговой деятельности в сравне- нии с ремесленной отразился на характере организации бюргерской профессиональной активности. Первые купеческие союзы — гиль- дии «старше» ремесленных корпораций — цехов. Первое письменное свидетельство о такой корпорации относится к 1106 г., когда торгов- цы рыбой из Бориса получили соответствующие привилегии. Время их становления и расцвета — ХИ-ХШ вв. Посредническая торговля наряду сростом специализации сельского ремесла стимулировали развитие городских ремесел. Монополизировав скупку отлавливае- мой норвежцами сельди (которая по понятным причинам пользова- лась в многочисленные дни поста большим спросом на Западе), севе- рогерманские купцы дали толчок развитию бочарного дела в своих городах (консервация и перевозка рыбы на дальние расстояния требовала должной упаковки этого товара), солеварению.

Опять-таки, нужды торговли способствовали развитию кора- бельного дела и ремесел, сопутствующих ему. Благодаря ей северо- германские города ввели в обиход коггу — наиболее вместительное и устойчивое по тем временам морское судно. Когга могла вместить помимо экипажа 100 вооруженных воинов, 20 лошадей и стенобит- ное орудие. По грузоподъемности она в два-три раза превосходила все современные ей суда и как нельзя лучше соответствовала нуждам оптовой торговли на дальние расстояния.

Посредническая торговля фламандским сукном стимулировала перенятие опыта сукнодельческого ремесленного производства не- мецкими бюргерами. Неслучайно главной отраслью собственно гер- манского экспортного производства станет уже в XIV в. сукноделие. Неслучайно, что ведущим городом в торговле сукном станет Кёльн, игравший одну из ключевых ролей в посреднической торговле меж- ду фландрским и рейнско-вестфальским регионами.

Развитие ремесла в германских городах было обусловлено не только влиянием торговли, но и целым рядом другим факторов ци- вилизационного характера. Стремительное развитие производства огнестрельного оружия в странах Западной Европы, возросшая потребность в металле, железной руде наряду с развитием монет-

2. Городская и сельская экономика

165

ного производства, требовавшего большого количества наличных средств, способствовали развитию целого ряда ремесел, связанных с разработкой недр и металлообработкой. Это превратило такие города, как Фрайберг и Нюрнберг, в города рудокопов и мегаллооб- работчиков, чья продукция пользовалась спросом по всей Германии и во многих странах Европы. Однако в большинстве немецких го- родов ремесленное производство «обслуживало» преимущественно местные рынки.

Именно город, а не замок явится центром сосредоточения и нако- пления денежных богатств. Растущая бюргерская мошна создавала условия для защиты прав и интересов бюргеров. Конечно, в об- ществе, которое подчинялось феодальным магнатам, говорить об этой защищенности следует с большой оговоркой. Даже император, воплощение справедливого правопорядка подданных, уже на исходе средневековой эпохи в ответ на жалобу пострадавших от рыцарско- го грабежа купцов мог ответить, как ответил, например, Максимили- ан 1: «Эка невидаль!»

Коммунальное движение

Тем не менее именно город явился колыбелью свободы и «равного» права в средневековом мире. Большей частью эти права были отвоеваны бюргерами в ходе так называемых коммунальных революций, когда бюргерское сословие сумело оспорить у феодаль- ных сеньоров часть прав как властителей земель города. В герман- ских городах, где сеньором города был архиепископ, коммунальные движения приняли особенно острый характер. Горожане Кёльна достигли коммунальных свобод одними из первых. Сеньором го- рода, сосредоточившим всю полноту власти в своих руках, был ар- хиепископ. Именно он вершил здесь суд, и любой горожанин, будь то бедняк или богатый купец, полностью зависел от самовластия сеньора. В «Анналах» Ламберта Герсфельдского рассказывается о том, как впервые (в 1074 г.) горожане выступили против архиепи- скопского произвола. Приказание архиепископа добыть для сво- его гостя подходящий корабль обернулось для одного из местных купцов торговой катастрофой. Слуги архиепископа, захватившие корабль, вышвырнули за борт все его товары. Завязалась драка ме- жду сыном купца, его товарищами и людьми архиепископа. Вскоре примкнувшие к пострадавшему купцу бюргеры, среди которых были и «первейшие, почтеннейшие», как пишет хронист, горожане, окру- жили архиепископский дворец и начали закидывать его камнями.

166

Глава Ш Германия в XII-XV вв.

угрожая противной стороне оружием. Дело приняло такой размах, что архиепископ был вынужден поначалу скрыться в соборе св. Пет- ра, а затем бежать.

На начальном этапе борьбы за свои права кельнцы терпели по- ражение. Правившие архиепископы грабили город, наказывая вос- стававших бюргеров, разрушали их дома, подвергали телесным на- казаниям, ослепляли, накладывали на них огромные штрафы и т. д. Однако, как верно заметила Э. Эннен, богатство кельнских горожан стало политическим фактором. Именно оно побудило бюргеров объ- единиться в новое сообщество — городскую общину, или коммуну, чье становление приходится на XII—XIII вв. Именно оно дало и сред- ства для противостояния власти сеньора. Так, в 1106 г. бюргеры во- преки воле архиепископа обнесли город новыми укреплениями, что означало нарушение одной из привилегий сеньора — права возво- дить городские стены, укреплять и расширять территорию города.

Уже в середине XII в. в Кельне появляется такая корпорация, как Рихерцехе — «Цех богатых», который постепенно начинает обретать все больше полномочий в управлении городом. Один из первых в Германии цехов— кельнский цех ткачей постельных покрывал — был учрежден без всякого согласия архиепископа и его чиновников В форштадте, торгово-ремесленном пригороде Кельна, бюргеры возвели знаменитый «Дом горожан», который позднее стал назы- ваться ратушей. Именно здесь, вдали от архиепископского надзора, решались самые важные дела кельнской городской общины, изби- рали бургомистров, которые представляли исполнительную власть в городе наряду с сеньориальной администрацией.

Кельнцам пришлось преодолеть немало препятствий на пути обретения коммунальных вольностей. Потребность в деньгах застав- ляла архиепископов идти на определенные уступки, передавать часть привилегий городской коммуне. С помощью денег удалось привлечь и политических союзников. В 1288 г. долгая борьба Кельна с сеньо- рами-архиепископами закончилась после сражения при Воррингене поражением и пленением очередного сеньора. На стороне кельнцев воевали герцог Брабантский и граф Бергский. После этих событий Кельн фактически стал свободным имперским городом, только выс- ший суд остался за архиепископом.

История борьбы Кельна за свои свободы — права свободно рас- поряжаться доходами от ремесла и торговли, самостоятельно управ- лять городом — наиболее яркий пример борьбы германских городов с сеньорами. Не везде бюргерам удавалось добиться столь впечат-

2. Городская и сельская экономика

167

ляющих результатов. Каждое самое скромное достижение бюргерам приходилось многократно подтверждать, выкупая или отвоевывая определенные права и привилегии у сеньоров. Нередко коммуналь- ные движения оборачивались поражением горожан, упрочением сеньориального режима. Однако общие тенденции развития нового городского уклада были таковы, что в большинстве городов бюр- герам удалось потеснить сеньора и закрепить за собой некоторые жизненно важные права и привилегии.

Что это были за права? Картина достигнутого бюргерами в ходе коммунальных движений чрезвычайно пестра. Тем не менее можно выделить ряд более или менее общих положений хартий и поста- новлений, закреплявших за бюргерами их права. Самое важное достижение бюргерских «революций» — личная свобода, гарантиро- ванная жителям города. Так, в императорской привилегии Бремену говорилось, что всякий проживший в нем «год и день» человек об- ретал свободу. «Воздух города делает свободным» — эта правовая формула раскрывала перед горожанами принципиально новые воз- можности как для ремесленно-торговых занятий, так и выбора жиз- ненного пути в самых разных сферах. Характерно, что это правило распространялось не только на собственно городское население, но и на пришельцев, в том числе и зависимых крестьян.

Основа основ городских вольностей — собственный, не сеньори- альный суд. Так, жителям Страсбурга было даровано императором право, согласно которому никто из горожан, «какого бы состояния он ни был», не мог быть вызван в «судебное собрание, учрежденное вне их города». Даже сеньор города или сам император не имели права вы- зывать горожанина на суд за пределами городской территории. Смысл привилегии достаточно прозрачен. Добиться справедливости в сеньо- риальном суде, а тем более в чужой курии было гораздо сложнее. Не вдруг и не сразу городской суд становился полновластной инстанцией. Поначалу горожане, как правило, выговаривали или выторговывали возможность ввести своих представителей в сеньориальный суд. Не всегда горожане добивались всей полноты судебной власти, как видно на примере Кёльна. В городах, сеньором которых являлось духовное лицо, процесс обретения судебной независимости шел с большими препятствиями, нежели там, где сеньориальная власть была светской. Однако, в общем и целом, вытеснение людей сеньора из судебных ор- ганов закончилось для большинства городов успехом.

Значение этого успеха заключалось не только в устранении сень- ориального произвола, но и в становлении новой судебной системы.

16S