Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. - История Германии...doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
4.68 Mб
Скачать

Глава I. Древние германцы

Наиболее типичными обиталищами ясторфских германцев были небольшие (до 25 м2) бревенчатые дома без фундамента (район Хавеля, нижней и средней Эльбы), а также бревенчатые землянки (междуре- чье Одера Эльбы), которые составляли сельские поселения (вместе с хозяйственными постройками максимум 40 единиц). Способы добывания продовольствия территориально были различны, но в ос- новном составляли комбинации растениеводства (ячмень, и только к I в. до н. э. овес, пшеница, просо, лен) и животноводства (коровы, свиньи, овцы, козы). Техника обработки земли была примитивной (деревянные сохи и плуги при технологии однополья). В 53 г. до н. э. Цезарь отметит: «Земледелием они занимаются мало; их пища состоит главным образом из молока, сыра и мяса». Ему вторит Тацит: «Герман- цы любят, чтобы скота было много: в этом единственный и приятный для них вид богатства». Неотъемлемой частью экономики были охота и рыболовство. Суровость быта подтверждается антропологическими данными: средняя продолжительность жизни мужчин 35 лет, жен- щин 32 года.

Ясторфская культура была уже культурой развитого железного века, но бронза из хозяйственного оборота не была вытеснена. И если влияние кельтов на германцев в сфере аграрной экономики было нич- тожным, то в области металлодобычи и металлообработки значи- тельным. Германские кузнецы стремительно заимствовали кельтские технологии, инструментарий и ассортимент металлопродукции: археологически бывает довольно трудно установить разницу между изделиями кельтского импорта и германскими подражаниями. Ке- рамическое производство у ясторфских германцев известно много хуже; находки керамических изделий на севере и в центре Герма- нии настолько однотипны, что не позволяют зачастую установить разницу по этому параметру между региональными ясторфскими группами. Кельтское влияние на германскую керамику прослежива- ется в пограничье двух миров (район Заале Унструт). Товарообмен между кельтами и германцами носил натуральный характер, о чем свидетельствует невероятно скудное количество кельтских монет на ясторфской территории. Из Кельтики германская элита импорти- ровала украшения, оружие, высокохудожественную металлическую посуду; взамен германцы могли предложить лишь свой скот. Цезарь заметил о свевах: «Купцов они допускают к себе больше для продажи военной добычи, чем из желания получить какие-то привозные това- ры». В целом же «германцы продолжают пребывать в такой же нужде и бедности и по-прежнему терпеливо выносят их; у них осталась

1. Рождение »германского мира»

27

такая же пища, как прежде, и такая же одежда». Полтора века спустя Тацит, отметив, что только прирейнские германцы используют в тор- говле монеты, резюмировал: «Живущие же внутри страны пользуют- ся более простой и древней формой торговли, а именно меновой». Такие товары, как янтарь, рабы, женские волосы станут главными предметами германского экспорта в Римскую империю, которая ста- нет новым и главным торговым партнером германских племен.

Археологические данные в известной мере позволяют реконстру- ировать важные этносоциальные процессы у германцев. Структура некрополей разных регионов Германии выглядит так: чаще всего представлены могильники с 20-35 захоронениями; более крупные могильники, включавшие в среднем около ста погребений; самые крупные некрополи могли содержать до 600 захоронений. Найден- ный в них однотипный инвентарь, близость погребальной обряд- ности позволяют говорить о начале формирования в позднеясторф- скую эпоху (Ш-И вв. до н. э.) племен из родов и больших семей. Это формирование происходило регионально. Считается, что с районом ясторфской культуры в «узком смысле» связан этногенез свевов. Пер- вый письменно засвидетельствованный племенной этноним туто- ны (тевтоны?), которые, по данным Пифея из Массилии (ок. 350 г. до н. э.), проживали на побережье Ютландии и покупали янтарь у жите- лей Гельголанда.

Параллельно происходит процесс имущественной и социальной дифференциации, причем на юге Средней Европы под сильным кель- тским влиянием он в IVIII вв. до н. э. был довольно интенсивен. Это иллюстрируется особыми некрополями с расположенными рядами захоронениями с богатым погребальным инвентарем (дорогая посуда, оружие, искусные украшения, предметы личного туалета).

Археология дает определенные представления о духовном мире германцев. В их религии было естественным повсеместное почи- тание природных сил; солнцу и земле приносились жертвы. Такую же ситуацию наблюдал Цезарь: «Они веруют только в таких богов, которых они видят и которые им явно помогают, именно: в солнце. Вулкана и луну; об остальных богах они не знают». Археологически установлены культовые места как отдельных поселений, так и «цент- ральные» особо почитаемые и располагавшиеся на возвышеннос- тях, огромных лесных полянах, берегах озер и болот, но без особых, больших культовых сооружений. Многочисленные амулеты и орна- менты на сосудах (кресты, спирали и т. д.) свидетельствуют о магии и различных культах.

28

Глава !. Древние германцы

Первые контакты германцев с античным миром

Первое крупное столкновение германцев с Римом, описанное античными авторами, фиксирует устойчивые племенные этнонимы: кимвры, тевтоны, амброны, гаруды, которые около 120 г. до н. э. дви- нулись со своей прародины на севере Ютландии на юг. Преодолев тер- ритории свевов и бойев, они вторглись в места обитания кельтов-скор- дисков в бассейне Савы, Дравы и верхнего Дуная. В 113 году до н. э. они повернули в пределы союзного с Римом кельтского царства Норик, где у местечка Норея разбили два консульских легиона. В 110 г. до н. э. гер- манцы направились в Галлию, где к ним присоединились кельты (товге- ны и тигурины). Попытка остановить соединившиеся племена на марше закончилась в 109 г. до н. э. новым разгромом римлян. В 107 г. до н. э. близ Гаронны тигурины разбили консульскую армию; консул Луций Кассий погиб, остатки легионов сдались. 6 октября 105 г. до н. э. в нижнем тече- нии Роны у г. Араузиона (совр. Оранж) произошла военная катастрофа: до 60 тыс. римских солдат остались на поле боя. Кимвры беспощадно уничтожали пленных, топили лошадей и другую добычу. Ужас, испытан- ный римлянами от первых столкновений с германцами, отразили мно- гие античные источники. Полтора века спустя поэт Лукан в своей поэме «Фарсалия» выразит его двумя словами «тевтонская ярость».

После Араузиона кимвры двинулись в Испанию, форсировали Эбро, но были вытеснены с Пиренеев кельтиберами. Тевтоны и амбро- ны остались опустошать Галлию. В 102 г. до н. э. они проникли глубоко в Прованс, где у г. Секстиевы Воды (совр. Экс-ан-Прованс) были разби- ты Гаем Марием. Год спустя кимвры перешли Альпы и были уничтоже- ны у г. Верцеллы (совр. Верчелли).

Помимо ужаса перед невероятно сильным и свирепым противни- ком, одним из главных уроков, который римляне вынесли из первого прямого контакта с германцами, было осознание того, что зарейнский варварский мир пришел в движение из-за перенаселения и, как следс- твие, нехватки земель, продовольствия, голода. Кимвры и тевтоны «искали себе место жительства по всему свету» (Плутарх), а не сумев закрепиться в Галлии и Испании, они, по примеру многих союзников Республики, отправили в римский сенат посольство с просьбой о пре- доставлении им земель в обмен на поставку вооруженных отрядов. Массовость миграций продемонстрировала римлянам, что германцы нашли новое действенное средство для достижения своих целей: со- здание союзов племен, отчасти родственных друг другу в языковом и культовом отношении.

/. Рождение »германского мира»

29

Со сходной ситуацией пришлось в середине I в. до н. э. столкнуть- ся Цезарю. К 70 г. до н. э. Ариовисту, одному из германских вождей, удалось создать мощный союз племен во главе со свевами. О свевах Цезарь сообщает, что это один род, проживающий в ста округах с обя- занностью ежегодно выставлять по 1 тыс. воинов от каждого округа. С этой информации начинается так называемое interpretatio Romana («римское истолкование») истории, экономики, социальной структу- ры, политической организации, религии и нравов древних германцев в латинских, реже греческих терминах. Необходимо отметить, что ла- тинские и греческие термины часто затрудняют понимание подлинных процессов в германском мире.

В течение 14 лет миграций и поиска земель для поселения союз племен Ариовиста приблизился к границам Галлии. Приглашенный галлами-секванами Ариовист, перейдя Рейн, разбил галлов-эдуев, со- перников секванов, но Галлию не оставил, оккупировав треть земель секванов. Далее Ариовист потребовал у секванов еще одну треть их высококачественных пахотных полей для расселения своих союзников гарудов. Встав на защиту галлов, Цезарь в 58 г. до н. э. разгромил гер- манцев и вытеснил их за Рейн, где союз племен Ариовиста распался. Помогая галлам, Цезарь руководствовался римскими стратегическими интересами, так как стремление германцев закрепиться в Галлии пред- ставляло прямую угрозу Римской республике.

Цезарь воочию убедился в военном соперничестве германских племен, многие из которых после разгрома крупного племенного со- юза претендовали на роль нового лидера. Новая стратегия Рима, по Цезарю, представляла собой традиционное разжигание вражды меж- ду племенами, которое позволило установить границу с германским миром по Рейну. Дважды Цезарь переходил Рейн лишь с целью про- демонстрировать мощь римских легионов, после чего приказал сжечь мост через реку.

В течение I в. н. э. в германском обществе произошли существенные изменения, напрямую связанные с попытками римлян покорить за- рейнскую Германию и установить границу по Эльбе. Действия римлян сочетали попытки как военного подавления любого сопротивления, так и раскола германской знати путем дарования прав гражданс- тва и других привилегий. В среде нобилитета германцев произошел раскол. Часть его не приняла позицию непротивления. Настроения сопротивления с особой остротой проявились среди херусков и хав- ков. В Богемии в 8 г. до н. э. возникло военно-племенное образование маркоманнов и свевов во главе с Марободом, обладавшее 70 тыс. пе-

30

Глава ]. Древние германцы

хотинцев и 4 тыс. всадников. Другой германский племенной союз во главе с херусками сложился на землях между Везером и Эльбой. В 6 г. н. э. римляне решили двумя параллельными ударами уничтожить оба германских военно-племенных союза. В 9 г. н. э. в Тевтобургском лесу херусско-хавский союз под руководством вождя (dux) Арминия унич- тожил 30 тыс. римских солдат; победе способствовало крупное восста- ние в Паннонии (6-9 гг. н. э.). В результате Тевтобургской катастрофы, несмотря на походы римлян вглубь Германии в 14-16 гг. н. э., Рейн на- долго стал стратегической границей империи с варварским миром.

Противостояние Рима стремя военно-племенными союзами (Ари- овиста, Арминия, Маробода) отчетливо показало, что Европа вступала в длительный процесс Великого переселения народов. Структура этого процесса была довольно сложной, многофункциональной, затро- нувшей в разной степени все стороны жизни германского общества. Во-первых, резко возросли как хозяйственные, так и военные мигра- ционные импульсы. В рамках германского мира десятки племенных образований искали места для поселения самыми различными спосо- бами, в том числе соединяясь с более сильными или поглощая более слабых. Начиная с конца II в. до н. э. «германское пространство» с оп- ределенной периодичностью выплескивало на античную цивилизацию агрессивные этнические группы, стремившиеся закрепиться на римс- кой территории. Во-вторых, ускоряется имущественная дифференциа- ция как между отдельными племенами, так и внутри племен. Так, в 17 г. н. э. два наиболее сильных союза Арминия и Маробода вступили в войну, в которой с обеих сторон участвовали их соплеменники. По- терпевший поражение Маробод вскоре был изгнан из Богемии дружи- ной знатного готона (гота?) Катуальда. Победители нашли в резиден- ции Маробода значительную долю старой свевской добычи, а также товары римских торговцев, что подтверждается и археологическими данными. У отдаленного племени свионов, заметил Тацит, «богатство в большом почете». Имущественная дифференциация в племенном мире первой стадии Великого переселения хорошо иллюстрируется группой «княжеских захоронений», известных как Любсов-культура (ок. 50 ок. 300), в погребениях которой количество драгоценной ут- вари во много раз больше, чем в простых могилах.

Древние германцы по сведениям Цезаря и Тацита

Цезарь первым осознал важность сбора любой информации о германцах, которая могла бы пригодиться римлянам в военном и по- литическом отношениях. Отсюда в «Записках о галльской войне» появ-

У. Рождение »германского мира»

31

ляются сведения об общественном устройстве германцев, условно на- зываемые «свевский» (книга IV) и «германский» (книга VI) экскурсы.

Цезарь отмечает, что частной земельной собственности (в кате- гориях римского права) у германцев нет. Каждый год главы племен (magistratus ас principes) переводят роды и семьи кровных родственни- ков на другие земли, при этом одна часть населения занимается вой- ной, а другая ведет хозяйство. Частота земельных переделов, описан- ных Цезарем, свидетельствует о существовании у германцев общин, состоящих из родственников. Правда, необходимо учесть, что данные археологии говорят о наличии у германцев, живущих стационарно, по- лей с постоянными границами, которые, как правило, маркировались небольшими (до 1 м) валами из земли или камней, заросших кустар- ником и предохранявшим землю от выветривания. Подобное земле- пользование исключало переделы между членами общины. В свете диаметрально противоположной информации письменных и археоло- гических источников, вопрос о системе землепользования у германцев на рубеже тысячелетий до сих пор остается открытым.

Политическую организацию германцев отличало наличие несколь- ких уровней, на которых взаимодействовали различные институты власти: существовало народное собрание (concilium), у которого в мир- ное время не было единого руководящего органа; далее шли округа (pagi) и более мелкие области (regiones); обычное право среди сороди- чей осуществляли старейшины (principes «первенствующие»). Скуд- ность сведений Цезаря не позволяет установить участие в народных собраниях женщин. В отношении племени Цезарь использует латин- ский термин civitas, что согласно римской публично-правовой тради- ции означает сообщество мужчин, имеющих право на политическое волеизъявление. На время войны племя избирает особую (судя по грамматике языка Цезаря коллегиальную) власть с правом лишения жизни соплеменников. От Цезаря не ускользнула разница между вой- ной от имени всего племени и обычным разбойным рейдом. Из пер- венствующих на народном собрании военным командиром-вождем (dux) утверждался тот, кто был известен (т. е. знатен) своими удачами в набегах. Несомненно, власть такого вождя была временной только на период разбойного нападения. Не желающие участвовать в таких авантюрах признавались дезертирами и изменниками.

Ко времени Тацита (конец I в. н. э.) происходит значительная лом- ка социальной и политической организации германского племенного мира. Это наиболее заметно на ускоренном отграничении военного нобилитета от основной массы простых соплеменников. Античные

32