Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. - История Германии...doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
4.68 Mб
Скачать

2. Экономическое развитие

Германский камерализм

Характеристика экономического развития Германии в XV11 и XVIII вв. затруднена в связи с недостаточностью надежных ис- точников. Известно, что век статистики наступил после 1800 г., хотя некоторыми данными о состоянии своих земель немецкие государи пытались овладевать и ранее. Их интересовала главным образом численность подданных, вернее, количество реальных на- логоплательщиков и потенциальных рекрутов. В последней трети XVIII в. ученые использовали в своих трудах разного рода данные о состоянии хозяйства и населения, взятые в чиновничьих канцеля- риях, у бургомистров и сельских старост, из регистрационных книг приходских священников. Персые немецкие статистические обзоры отразили социопрофессиональную структуру современного им об- щества, которая характеризуется в значительной мере незавершен-

21 Том I. С древнейших времен

322

Глава V. Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789 гг.)

ностью разделения труда и смешанным характером производства: ткач, сапожник и земледелец часто выступают в одном лице. Все это позволяет исследователям делать только выводы общего характера об экономическом и социальном состоянии страны.

Депрессивная фаза длилась в разных землях и в разных отрас- лях не одинаково, но в целом заняла более полувека. Сказывался тот факт, что стагнация поразила в это время и другие страны. Она сопровождалась падением цен и снижением спроса на немецкую сельскохозяйственную продукцию в результате замедления демогра- фического роста в большинстве европейских стран.

Огромную роль в преодолении депрессии, в восстановлении хо- зяйства сыграла экономическая политика отдельных территориаль- ных государств. Эта политика была велением времени, а основные ее параметры нашли отражение в меркантилизме. Меркантилизм — это учение о государственном экономическом управлении, главным предметом которого считалось совершенствование экономических структур для повышения государственных доходов. Действенными средствами такого повышения были увеличение занятого в про- изводстве населения, рост промышленной продукции и внешняя торговля. Деньги благодаря активному торговому балансу (превы- шению экспорта над импортом) должны были оставаться в стране и способствовать росту ее благосостояния.

Проводить такую политику на всей территории империи из- за внутренних таможенных границ было невозможно. Она могла приносить плоды только в отдельных территориальных государ- ствах. Поэтому в Германии меркантилизм приобрел особые черты и вылился в своеобразный немецкий вариант, именуемый камера- лизмом. Впервые о нем заговорил в своем знаменитом труде «Не- мецкое княжеское государство» в 1656 г. Ф.-Л. фон Зекендорф. Его идеи развили видные теоретики меркантилизма Й. Бехер, Ф. Герниг и В. Шредер, видевшие в государстве главный двигатель экономиче- ского развития. Государство они считали чем-то вроде «экономиче- ского товарищества» в разделенном на сословия обществе, которое призвано заботиться о повышении численности населения и о его благополучии.

Одним из главных представителей камерализма был Иоганн Ген- рих Готтлиб фон Юсти (1717-1771), многочисленные труды кото- рого были посвящены учению о внутреннем государственном управ- лении, имеющем целью всеобщее благо, счастье каждого отдельного человека и всего общества. Поскольку экономическая деятельность,

2. Экономическое развитие

323

порождающая конкуренцию, разъединяет и разобщает людей, госу- дарство как особый социально-политический институт должно было взять на себя задачу приведения их к согласию. Теории немецких камералистов находили благодатную почву в экономической дейст- вительности Германии того времени. Неслучайно главные импульсы к возрождению страны исходили от князей и их правительств.

Немецкий камерализм придавал гораздо большее значение росту населения, чем европейский меркантилизм. В этом сказывались не только последствия Тридцатилетней войны, но и внутренняя фискаль- ная ориентация немецких монархов, видевших в увеличении произ- водительности труда каждого отдельного человека главный способ роста государственного благосостояния. К камералистским мерам принадлежали также создание собственных мануфактур, запрет на ввоз отдельных товаров и экспорт сырья, высокие ввозные пошлины на определенную продукцию, контроль качества, использование при- нудительного труда и т. п. Сильнее всего меркантилистско-камерали- стская политика сказалась в Бранденбург-Пруссии, а затем в Прусском королевстве. Здесь экономика была поставлена на службу укрепляю- щейся государственной власти, милитаризации страны и социально- му дисциплинированию населения, но одновременно эта политика подготовила и переход к индустриальному обществу.

Рост населения

и демографическая политика князей

Новейшие социоисторические исследования придают уве- личению населения огромное значение, видя в нем своеобразный ключ к пониманию не только экономических и социальных, но также политических и культурных процессов. Немецкие камералисты ре- комендовали собственным монархам проведение активной демогра- фической, в том числе и иммиграционной политики (организации разного рода строительных и прочих работ для создания рабочих мест, временного освобождения иммигрантов от налогов, запрета эмиграции).

Большинство немецких территорий, пострадавших от Тридца- тилетней войны, с трудом ликвидировало демографические потери. Довоенная численность населения Германии в 15-16 млн была вос- становлена только между 1720 и 1750 гг. Рост не был стабильным, эпидемии и голодные годы нередко прерывали и без того замедлен- ный его темп. Сказывалась низкая средняя продолжительность жиз- ни, составлявшая чуть более 30 лет.

Л*

324 Глава V. Германия в эпоху абсолютизма (1648-1789гг.)

Несмотря на относительно высокую рождаемость в сельской ме- стности (в год около 30 рождений на тысячу человек), восполнить дефицит населения в городах оказалось очень трудно. Велика была смертность среди детей. Сказывалось также повышение брачного возраста у женщин. Для североевропейских стран, в том числе и для Германии, в XVIII в. в среднем он равнялся 25 годам. Поскольку ре- продуктивным считается возраст до 40 лет, можно предполагать, что родить женщина могла за 15 лет брака 4-5 детей, из которых выжи- вала в лучшем случае только половина.

Некоторые правительства, прислушиваясь к мнениям камерали- стов, пытались улучшить демографическую ситуацию, привлекая на свои земли иммигрантов. С конца XVII в. в немецких землях активно принимали всех тех, кто уходил от религиозных преследований из других стран. Существенно пополнили свое население таким образом Вюртемберг, Франкония, Саксония, Бранденбург, Пфальц, Северный Гессен. В 1725 г. пятая часть населения Курмарка состояла из пересе- ленцев. Берлин в конце XVII в. принял около 6 тыс. гугенотов.

Нельзя забывать и о том, что вместе с иммиграцией в XVIII в. раз- вивалась и эмиграция из Германии на юг и восток Европы (в Венгрию, на Карпаты, в Россию), а также за океан. Подсчитано, что только с 1727 по 1754 г. примерно 2 тыс. немцев ежегодно через Англию выезжали в Северную Америку, и число немецких поселенцев в английских коло- ниях к 1750 г. достигло примерно 100 тыс. человек. В это время и на- селение самой Германии стало увеличиваться достаточно быстрыми темпами за счет естественного прироста. Показателен пример Прус- сии, которая в 1748 г. имела 3,5 млн жителей, а в 1770 уже 4,2 млн. В таких землях, как Вюртемберг, Баден, Пфальц, в сельской местности стало ощущаться перенаселение, вызвавшее отток населения в том числе в пределы самой Германии (в восточные области Пруссии, в Курмарк). Так называемые «колонны швабов» ("Schwabenzüge"), главным образом из Юго-Западной Германии, потянулись на Дунай и в Причерноморье, в Южную Россию. В течение второй половины XVIII в. десятки тысяч немцев перебрались на жительство в Россию.

Правительства поощряли приток сельского населения в города, особенно при закладке новых или строительстве княжеских рези- денций. И все же баланс населения городов оставался негативным. Ни один немецкий город не смог приблизиться по числу жителей к крупным европейским городам. В конце XVII в. Вена была единст- венным немецким городом, население которого превышало 100 тыс., Гамбург и Берлин насчитывали более 60 тыс., Страсбург, Данциг,

2. Экономическое развитие

325

Бреслау более 40 тыс., в то время как в Кёльне, самом крупном не- мецком городе XV в., к 1800 г. проживало только 40 тыс. человек. Тем не менее общая численность населения Германии составила к 1800 г. 23 млн человек. К этому времени уже четко обозначились границы его дальнейшего роста, сдерживаемого недостатком ресурсов, преж- де всего скудной базой питания. Преодолеть эту границу германское общество смогло только в XIX в. при переходе к индустриальной стадии развития.

Сельское хозяйство

На развитие сельского хозяйства долго влияли последствия войны. В ряде мест земля, превратившаяся в пустыню, оставалась невозделанной еще в начале XVIII в. Для ее заселения отсутствова- ли экономические стимулы. Длительное время сохранялись низкие цены на сельскохозяйственную продукцию, а при одновременно высоких ценах на ремесленные товары наблюдался еще и рост нало- гов. Несмотря на дешевизну земельных участков и низкую арендную плату за землю, желающих ее обрабатывать было мало (в Баварии, к примеру, в конце XVII в. цена на дворянские поместья составляла в лучшем случае, половину, а то и треть или даже четверть от их стоимости в начале XVII в.). Рабочая сила была чрезвычайно до- рогой, поэтому жалобы землевладельцев и крестьян на трудности с наймом батраков раздавались повсеместно. Колонизационная по- литика монархов долгое время не приносила успеха, так как была на- правлена главным образом в пользу господ. Традиционные аграрные отношения эволюционировали в сторону все возрастающих объемов работ крестьян в пользу сеньоров.

В Германии на протяжении XVII-XVIII вв. окончательно офор- мились две формы земельных отношений между крестьянами и землевладельцами. В Восточной Германии, включая Померанию и Мекленбург, в качестве особой формы землевладения продолжало развиваться поместное хозяйство. Землевладельцы, используя рас- тущий спрос на сельскохозяйственную продукцию на европейских рынках, последовательно расширяли собственное хозяйство путем захвата крестьянских земель. Рабочая сила имела здесь большую цену, и крестьяне были прикреплены к земле, которую они возде- лывали. Участки земли были предоставлены им в пользование как плата за труд в хозяйстве помещика.

В Восточной Германии крестьяне именовались «не обладающи- ми правом наследования», а в литературе XVII1-XIX вв. получили

326