Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Искусство Западной Европы в Средние века Нессел....docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
31.07.2019
Размер:
6.07 Mб
Скачать

1. История пророка Ионы. Фреска из катакомб Калликста

Символический характер приобретают в росписях катакомб и изображения эпизодов из Библии и Еван­гелия. Они никогда не образуют единого повествова­ния, следующего за текстом писания. В росписях ка­такомб постоянно встречаются повторения одних и тех же, вырванных из общей связи сюжетов. Долгое время выбор их казался случайным. Теперь мы знаем, что он определялся заупокойным культом древних христиан. Спаси, господи, душу усопшего,— говорится в составленной во II веке заупокойной молитве, как ты спас Иону из чрева китова, трех юношей из печи огненной, Даниила из рва львиного, Сусанну от стар­цев. Далее следует обращение к Христу и перечис­ление его чудес. Из всех библейских и евангельских сюжетов в то время отдавали предпочтение упомяну­тым в молитве чудесным спасениям и исцелениям, в которых видели символ спасения души (илл. 1). К числу излюбленных символов принадлежит также изображение оранты души усопшего, представлен­ной в виде женщины в молитвенной позе с воздетыми или распростертыми руками.

Манера исполнения фресок катакомб типична для живописи поздней античности. Фигуры и предметы, как правило, объем­ны, основными сред­ствами их изображе­ния служат цветовое пятно и светотеневая моделировка. Лишь очень редко стрем­ление противопоста­вить духовное начало телесному приводит художника к неко­торому пренебреже­нию материально­стью формы. Чаще всего такое стрем­ление проявляется в изображениях орант, как, например, во фреске IV века из ка­такомб „Винья Массими" в Риме (илл. 2). Фигура женщины здесь небрежно очерчена контуром, тело исчезло под плоским хитоном, зато особенное внимание обращено на лицо и глаза. Иногда, чтобы создать впечатление молитвенного экстаза, глаза делались преувеличенно большими. Однако подобные приемы скорее исключе­ние, чем правило в живописи катакомб. К тому же сходные явления можно встретить и в языческом ис­кусстве позднего Рима.

О храмах христиан до IV века нет достоверных сведений. Самое существование их ставится под со­мнение. Лишь признание христианства в начале IV века и превращение его в государственную религию Рим­ской империи положило начало широкому строитель­ству храмов. В это время вырабатывается главный тип христианского храма — базилика.

Базилика — старинное название общественных зда­ний. В древних Афинах так называли стоявший на рыночной площади дом главы государства архонта базилевса. Римляне перенесли это наименование на помещавшиеся на форумах большие здания, где про­исходили судебные разбирательства и совершались торговые операции. Форма базилики оказалась удоб­ной для христианской церкви благодаря вместитель­ности. Ведь в отличие от языческого храма, считав­шегося жилищем божества, церковь — это молитвенный дом, где собирается много людей.

Христианская базилика представляет собой вытяну­тое прямоугольное здание, разделенное в продольном направлении на три или иногда пять частей, называе­мых нефами или кораблями.4 Средний неф делали выше и шире боковых. В верхней части его стен, над кры­шами боковых нефов, размещались окна, освещавшие центральную часть помещения. Вход в базилику нахо­дился на одной из ее узких сторон. Войдя в храм, посетитель попадал сначала в небольшое поперечное по отношению к оси здания помещение —нартекс, который, по-видимому, первоначально предназначался для тех, кто еще только готовился стать христиани­ном. Напротив входа средний неф заканчивался полу­круглым выступом — абсидой. Некогда здесь воссе­дал главный судья, а еще раньше — базилевс, в пер­вых христианских храмах в абсиде помещали, как полагают, трон епископа, позднее в ее центре стали ставить алтарь. Абсида — самое священное место храма. Здесь происходит богослужение. Если церковь, как часто бывало, строили на могиле святого, то над захоронением помещали алтарную часть. Еще в Древ­нем Риме, правда, не сразу, установился обычай ориентировать абсиду церкви на восток, на „гроб господень".5

Так как помещение абсиды невелико, с развитием богослужения стали вводить между нею и продоль­ными нефами поперечный неф (трансепт). Немного выступая за пределы основной части здания, он при­давал плану церкви форму буквы Т. В абсиду и при­мыкавшую к ней часть храма, отгороженную от осталь­ного помещения невысокой преградой, прихожане не допускались. У входа в алтарную часть центральный неф заканчивался „триумфальной аркой".

Нефы базилик разделялись колоннадами. На стены опирались деревянные балки и стропила, поддержи­вавшие двухскатную кровлю. Иногда боковые нефы делали двухэтажными. Некоторые базилики имели перед входом обнесенный крытой галереей дворик с водоемом посередине (атриум), наподобие двориков римских жилых домов. Но даже в ранний период развития христианского зодчества атриумы были, по- видимому, редкостью, впоследствии же они встреча­ются лишь в виде исключения.

Подле церкви ставилась башня, служившая коло­кольней. Кроме того, рядом с епископскими церквами (соборами) строили специальные здания для креще­ния — баптистерии. В период раннего христианства, когда совершались массовые крещения новообращен­ных, такие помещения были необходимы. Позднее, с упрощением обряда крещения, купели стали ста­вить в нартексе церкви, но в некоторых странах, например в Италии, баптистерии продолжали строить и в средние века.

Первые базилики Древнего Рима восходят ко вре­мени императора Константина (306—337 гг.), при котором христианство получило поддержку государ­ства. Главным храмом Рима была основанная около 330 года церковь св. Петра. Теперь она больше не существует, на ее месте стоит возведенный в XVI сто­летии грандиозный собор, однако мы можем пред­ставить ее себе по изображениям и обмерам, сделан­ным перед тем, как она была снесена (илл. 3, 4). Это была большая пятинефная базилика с трансептом перед абсидой. Западный фасад ее выходил в про­сторный атриум, в центре которого находился водоем. Как и все раннехристианские храмы, снаружи церковь была оформлена очень скромно, зато внутреннее ее убранство славилось своим великолепием. В отличие от античных храмов, декор которых сосредоточивал­ся, главным образом, снаружи, раннехристианские церкви поражали контрастом простоты наружного об­лика и господствовавшей внутри роскоши. Стройные колоннады, наборные полы из цветного камня, поли- хромные вставки на стенах, переливающиеся разными цветами мозаики,6 драгоценная утварь, златотканные одеяния священников — создавали впечатление осле­пительной роскоши.

Некоторые базилики раннехристианского Рима со­хранились до наших дней. Большинство из них дошло в перестроенном виде, первоначальное внутреннее убранство их либо вовсе исчезло, либо искажено по­следующими переделками. Но даже фрагменты старой архитектуры и декора дают представление о былом облике первых христианских храмов. Так, например, церковь Санта Мариа Маджоре (432—440 гг.)7 поныне еще поражает посетителей величием стройных иониче­ских колоннад,8 устремляющихся от входа к алтар­ной абсиде, нарядным узором наборного пола, цвето­вым богатством мозаик, украшающих стены централь­ного нефа и триумфальную арку (илл. 5).