Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Казарыч.docx
Скачиваний:
313
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
296.37 Кб
Скачать

7. Марксистское литературоведение.

Марксистское литературоведение - условное направление, потому как это направление считать самостоятельным можно весьма условно. Это болезнь. Марксизм предстает перед нами двояко: с одной стороны – это экономическое учение, это содержание книги “Капитал”, с другой стороны – это утопия. Утопическое учение о завершении истории, история должна завершиться коммунизмом. Финал определен, человечество движется по единственно возможному направлению. Это особая историософия. Это предопределенность результата. Отсюда вывод, что Маркс и Энгельс взяли на себя роль пророков. Здесь начинаются по существу религиозные проблемы. А с другой стороны это учение экономического порядка. В основании – экономический материализм, все определяется процессами производства и распределения трудов и плодов труда. Роли в труде – одни, в присвоении результатов труда – другие. Это очень древнее учение морально-этического порядка, эту мысль высказали до Маркса английские экономисты. Маркс развивал мысль о том. Что это отчуждение должно быть преодолено. Отчуждение человека от продуктов его труда, и совести человека от исторического процесса. Ранний Маркс-гегельянец, ставил перед собой такие морально этические проблемы в основу основ. Маркс закончил тяжким отвращением к человеку. Он завершал свою жизнь замкнуто, почти не писал. С одной стороны – царство безупречной свободы, с другой – осознание, что реальный человек недостоин. Вот это сомнение позднего Маркса показывает, что он чувствовал свою тупиковость. Много противоречий: в ранних рукописях есть такое высказывание о пролетариате: «Это ребенок, воспитанием которого никто не занимался». «Коммунизм – это общество без противоречий». Но! Ведь нет противоречий – нет и развития. В 72 году был переведен на русский язык «Капитал». И Маркс получил эту книгу, с ним вступили в переписку, Маркс заметил, что на Россию его учение не распространяется, потому что Россия основана на азиатском способе производства. Он говорил о том, что Россия будет долго сопротивляться. Так и получилось. Было страшное торможение и в духовном развитии. Первым русским марксистом был Плеханов, бывший народник, эмигрировавший, проживший в изгнании 37 лет. Когда он в 1917 году приехал, он уже мало что понимал, и революция быстро перешагнула этот этап. Революция мигом перешагнула основную Российскую партию и все остальные.

Русская общественная мысль все время двигалась в направлении экстремизма. Она становилась все более радикальной. Плеханов писал, что в истории всякого класса есть два периода: восхождения и нисхождения. Восхождение – класс выражает обще-гуманные задачи. Нисхождение – когда класс завоевывает власть. Плеханов допускал, что и рабовладельческая стадия несла положительную, прогрессивную идею. И так любая другая культура.

С Плеханова начинается и вульгарный социологизм. Этот уклон есть и у Энгельса. Марксисты разделяли отчасти подход культурно-исторической школы, они напрочь отрицали автономность эстетики. Это просто производство среди других производств. Они сводили литературу к информации, а информацию делили на революционную и консервативную. Вся литература подлежит оценке с точки зрения революционности. Каждый писатель выражает психоидеологию своего класса, говорит Плеханов, которая закладывается с колыбели и преодолеть ее невозможно. Тому подтверждение статьи Плеханова и Ленина о Толстом, они говорят, что ему не дано выбраться из своих противоречий, потому что за крестьянской рубашкой у него шелковое белье. Плеханов говорит о том, что первая задача критика – это перевод с языка искусства на язык логики. Второе- найти каждому литературному факту социологический эквивалент. Главная задача – определить из какого класса родом художник. Тогда все прояснится. Социологический редукционизм, сведение искусства к социологии привело к страшным выводам ликвидаторского характера. Пролетариат – это класс гегемон пришел, чтобы завершить историю, когда даже не будет угнетателей, пролетариат все равно останется, пролетариат без капитализма. Потому что он последний класс в истории человечества.

Основная ошибка марксистов – упрощенная культура якобы более надежна. Современная культура – избыточная сложная. Утопия создания культуры без противоречий. История 20 века показала, что культура живет и развивается, когда усложняется, иначе она попадает в застой, деградирует. Революционная программа марксистов – это курс на энтропию культуры, погашение потенциалов, противоречий. Это картина ранней советской литературы.

Такими духовными предпосылками пришла Россия к революции. Легальные марксисты – это чисто экономическое учение: Струве, Булгаков, Бердяев. Cкорее они усомнились в марксизме и отвергли все основы. В основе марксизма – учение о формациях, в основе которых лежит базис – производство. И над ним надстройка. Это все было отвергнуто ими. Надстройку определяет господствующий класс.

Никакой марксисткой философии сам Маркс не разрабатывал. «Философы лишь объясняют мир, а задача в том, чтобы его переделать».

Формирование советской критики и науки:

Марксисты не хотели провести грань между исследованием и пропагандой. Истина партийна. В 1905 году Ленин опубликовал статью о партийности литературы, где объявил, что учение о свободе творчества – это вздорная побасенка. Долой писателей беспартийных, вся литература партийна. Пролетариату не нужны глупые, эротические грезы.

Ленинский этап – это учение о партийности искусства, идея ликвидации всех писателей других партий. Идея единого литературного колхоза.

Ленинская организация вела и к ликвидации духовного наследия предшествующих классов.

Социально-генетический подход. Дворяне занимали господствующее положение и, конечно, они выражали претензии на творчество истории. Так же было и с буржуазией. Но ни один класс не достигал таких страшных крайностей. Ленин в 1905 году провозгласил учение о двух классах в каждой национальной культуре: культуру угнетенных и культура угнетателей. Вторую надо ликвидировать. Чуть позднее Ленин разработал учение о трех этапах российского освободительного движения: дворянский, разночинский, пролетарский. Россия освобождалась от основ национальной культуры. Все книги того периода исповедовали эту историографическую схему, а это внеэстетический подход.

Первый этап советского литературоведения – Плехановский этап. Вульгарно-социологический. Воронский – лидер «Перевала» был ликвидирован. Абсолютное торжество монологизма. Авторитарный монологизм, который противостоит диалогу. Концепция Бахтина о полифонии и диалогизме разработана как антитеза этому монологизму.

Ликвидация личностного начала. Вульгаризаторы достигали страшных гротескных крайностей. Человек в их рассуждениях предстает Иваном Бездомным, существом примитивным. Поэтому сложная литература была исключена. Критика превратилась в антикомпании против не своих и в хвалебные оды – для своих. «Эта критика сводится либо к целованию ног, либо к плевку в рожу». Сама истина она выведена из пространства науки и доказательности. На смену научным обоснованиям явилась цитата. Методология оказалась лозунгом геноцида. Она уничтожала все сложное. Сама истина партии непреложна.

По характеру мышления – это религиозная мысль, хотя в основе не религия, а утопия, заместившая религию. Утопия расцветает по мере увядания религиозной мысли. Марксистко-ленинская мысль – утопическая, ненаучная.

Либеральный марксизм

Но в марксизме была и либеральная тенденция.

Воронский и первая оттепель 20-х годов – НЭП. Тогда много переводили западных философов, были дискуссии, литературные группы, направления. С конца 20-х годов - выравнивание на один бок. Вторая волна либерализма – 60-е годы.

Коммунизм саморазложился. Любое учение вырождается. Если в основе его – утопия, если он имеет малое сцепление с жизнью.

Перестройщики – это эклектики, соединяющие все со всем. И конечно, либеральный марксизм лучше ортодоксального, но это нежизнеспособная концепция.

На западе либеральный марксизм до сих пор живет. В Англии, например.

Терри Иглтон – англичанин, который говорит, что неомарксизм ничего общего с советским марксизмом не имеет. Сравнение инквизиции и истинного христианства. «Капитализм, модернизм и постмодернизм». Мысль о том, что модернизм соответствует стадии империализма. Постмодернизм – стадия распада национальных традиций. Пародия на революционное искусство авангарда 20 века. Самый страшный урон постмодернизма – урон по историзму.

Фридрих Джеймсон – тоже критикует постмодернизм, отчуждение. Анализ эстетики общества потребления.

Марксизм в западных странах сохраняет за собой жизненное пространство.

Несмотря на то, что марксизм показал свои крайности, есть попытка преемственности и самоутверждения этой методологии. Ключевое понятие – утопическое сознание. Однако без утопии человечество не может жить. Так или иначе, религия и утопия – это две руки миропонимания.