Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Казарыч.docx
Скачиваний:
313
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
296.37 Кб
Скачать

38. Стилизация, аллюзии, реминисценции.

С пришествием постмодерн исч понятие стиль. Заменено словом дискурс.

Stilos греч – палочка, которой писали на восковой дощечке. Потом перенесено на почерк (стилос Протогора, …). Позже – стали обозначать творч индивидуальность. Под стилем разумеют творч неповторимость. Отсюда культ гениев, Кант гов, что природа чз гениев вводит новое. Гений тот, кто нач нов стилев направл.

Стиль составл выбор сюжета, склонность к финалам откр закр, суб повествования. С этой тз поэтика и стиль одно и то же. Но стиль больше о яз. Надо разгранич, Бахт гов: стиль – весь диапазон выбора от слов до идей. Стилевой выбор есть самоопределение. Бахт – стилизация – разнов чужого слова. Реминесценц – отсылка, Р. Означает либо принятие предшественника, либо спор с ним, пародию, аллюзия – намек.

Стилизация – проявл стилев исканий, нередко наз вторичн стилем, бесстильностью. Распростр в Сер веке.

Стилизация – это намеренная и явная ориентация автора на ранее бытовавший в художественной словесности стиль, его имитация, воспроизведение его свойств. С – подражание чужому стилю. С. Погубила народную песню как жанр.

В советскую эпоху стилизация исчезла вообще. Классицизм – это подражание античной культуре, а для средневекового сознания подражание было не возможно. После нее уже романтики дали образцы с. Далее у натуралистов нет стилизации опять. В реализме есть: «Вечера на хуторе…» Гоголя – это стилизация на сказку, доверчивое отношение к язычеству.

С. – форма диалога с чужой культурой.

Стилизация бывает пародийной и непародийной. Нужно проникнуть в стиль художника, так чтобы потом взорвать изнутри его стиль, тогда это пародия. Пародия опрокидывает авторитеты, вызывает смеховое отторжение. По Тынянову, пародия - это инструмент литературного развития, орудие литературной борьбы. Легко спародировать Маяковского, Хлебникова. Когда надоедает прежняя литра, молодые начинают пародировать, без этого застой.

Многие поним С как подражание. Все поэты проходят чз подраж в юности.

С более подлинный, чем подражание.

Фольклорн стиль: Вечера на хуторе, Николай Наумов «Собрание народн речений, исповеди», Лесков. Орнамент проза – Ремизов, Клюев – стилизация под крестьянск традицию. Акмеизм под знаком стилизации.

Стилизац есть когда существ прототекст.

Гл. установка на иронию и пародийность в постмодернизме. Человек умирает и смеется над всеобщим распадом

39. Художественный мир: Подходы к анализу художественного целого.

Ключевое понятие в описательной поэтике – художественный мир. Но в этом утверждении содержится уже подход, который вызывает возражение теоретиков других школ, подходов. Другие говорят, что это лонное понятие, это мнимость, происходит удвоение мира, над реальным миром вы надстраиваете мир несуществующий. Они признают реальность категорий текст-знак. Так или иначе мы все равно приходим к проблеме художественного мира. Это проблематика эстетики, а не поэтики, это область философской эстетики. Обычно начинают с категорий, начинают различать роды и жанры, отталкиваясь от оппозиций. Это неправильно, это подход нормативно-схоластический. Потому что ценностно –оценочные категории подвижны, это зависит от общества. Гегелевский подход оборачивается нормативностью. Этот подход сохранился в марксизме.

Тюпа: Литература как род деятельности, теория художественного дискурса. О знаковости искусства, об эстетической природе литературы. Парадигмы художественности (методы, художественные системы). Но это другая область, более широкое. Вторая часть: Тамарченко: Литература как продукт деятельности (теоретическая поэтика).

Теоретическая и описательная поэтика одно или разное? Казаркин: описательная поэтика.

Но ведь есть еще практическая поэтика: Тамарченко разделяет теоретическую и практическую поэтику. Но отличается практическая поэтика только применением.

Тюпа: вопрос о реальности художественного и эстетического начала. Феномен произведения где существует, какова его реальность? На бумаге? В воображении, в сознании, это другая реальность, которая удваивает мир, усложняет его, моделирует. Всякое искусство моделирует мир, предлагает модели в зависимости от уровня условности, это исходные вопросы эстетики.

Что мы понимаем под реальность? Какова она? То, что можно потрогать или искусство тоже? Ведь оно действует на людей, влияет на их жизнь.

Он решает эту проблему в семиотическом ключе. Дальше он говорит о художественном языке, стиле. Он отождествляет стиль и дискурс. Но дискурс аппелирует к какому-то практическому. Дискурсивные практики – это художественные направления. Термин неточен. У Тамарченко есть целый ряд избыточных понятий. Но он выделяет тип произведения. Тип – самое широкое понятие, потому что он включает в себя род, жанр и стиль. Но ведь стиль – это область индивидуального, неповторимого.

Вывод: любая теория литературы – это споры. Тамарченко «Теоретическая поэтика. Хрестоматия» - это многочисленные высказывания, определения теоретиков. Великих теоретиков Тамарченко делает своими единомышленниками. Теория литературы – это научный диспут, там, где прекращает дискуссия. Там прекращается и наука.

Художественный мир – исходное понятие. Над реальным миром есть другой мир – художественный. Инобытие, двоемирие. Мы исходим из философско-эстетической посылки о двоемирии.

Суть вопроса в конченом счете во вкусах, эстетических нормах, идеалах. Понимая сложность этой проблемы, Бахтин запрещал употребление словосочетания художественная речь. Бахтин говорил, что в эстетике определенность языка преодолевается, язык оказывается лишь материалом действительности, которую преобразует искусство. Язык не содержит в себе готовую художественную ценность. Эстетическая и лингвистическая реальность – это разные уровни реальности. К области эстетической реальности и относится проблема целостности, завершенности. Это область договорная. Одни признают существенность и реальность проблему, а другие – нет (постструктуралисты). Знак отделен от реальности.

Подходы к изучению художественного мира:

Художественный мир многослоен.

  1. Выделение темы, идеи, содержания. Тема – это эллинское слово (то, что взято за основу). Аристотель строит на этом основу своей поэтики. Советская критика рассуждала очень прямолинейно. Но это хорошо работает только в пространстве риторики, публицистики. Ставится под сомнение и слово идея, оно очень удобно в пропагандистском литературоведении, в критике. В советское время идею искали, находили, сводили к авторскому замыслу. Но это как правило было попадание пальцем в небо. Речь идет о толковании, об интерпретации, авторское толкование – это только одно из возможных. Это редукционизм. Форма и содержание: в настоящее время слово форма употребляется, а содержание – нет. Содержание не вложено раз и навсегда автором его добавляют читатели, текст живет в веках, содержание его изменяется. Вопрос о форме тоже дискуссионный. Бахтин пытался найти компромиссное решение: в искусстве нет содержания без формы, и нет формы, лишенной в содержании. Этот спор о форме и содержании схоластичен.

  2. Триадный подход: проблемно-тематический аспект (о чем произведение, какая область взята за основу), сюжетно-композиционный уровень, идейно-смысловой уровень. Понимание идеи, смыслового аспекта – это всегда самое уязвимое. Триадный подход лучше предыдущего, хотя и здесь есть спорные моменты. Главный предмет размышлений – сюжетно-композиционное оформление.

  3. Четырехуровневый анализ художественного мира – этот подход возник в философии Гусселя, в феноменологии, феноменология выделила 4 уровня реальности: неорганическое бытие, органическое бытие, социокультуный слой, вечные ценности и идеи.

Слои художественной реальности: материал искусства (каждое искусство имеет свой материал) – звучащее слово. Поэзия – это звучащая речь. Письменность привела к тому, что литература перестала звучать, мы отвыкаем слышать. Через звучащее слово мы проникаем в художественный мир. Второй слой – это предметный мир. Предметный мир – это детали, подробности, за которым открывается душевный портрет. Литературное направление чрезвычайно сильно отличается этой детализацией. В завершении этого слоя возникает хронотоп, время и пространство в единстве. Хронотоп – это не статичная категория, его надо вписывать в динамику. Третий слой – сюжетно-событийный слой. Четвертый слой – это идейный уровень. Речь идет об идеях внутри художественного мира, это идеи, высказанные рассказчиком, персонажами. Проблема идейного смысла – то это проблема завершений, это конченая инстанция. Завершающее значение раскрывается только в контексте. Любой образ раскрывается только в контексте образов. Любой образ живет только, сталкиваясь с другими образами, замкнутое определение смыслов – это неправильно, это отделение текста от мирового диалога и полилога.