Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Казарыч.docx
Скачиваний:
313
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
296.37 Кб
Скачать

34. Проблема автора в поэтике.

Здесь разные подходы. Были такие подходы, когда рассуждали о герое без автора и наоборот. Но мы эти крайности отсекаем, потому что мы сторонники Бахтина: о человеке только диалогически. Недиалогический подход – это опредмечивание, мы его отсекаем как методологическое прошлое.

Что раньше? В истории искусства: герой или автор? В мифе есть герой, а автор – племя, этнос, народ, автора там быть не могло. Потому что ритуальное предназначение, не от себя, а от коллектива, потрясенного нуждой. Когда появился автор? На переходной стадии от певца к поэту. Поэт, писатель придет уже на письменной стадии. Это и есть автор. А герой он уже давно существовал.

Слово герой означает «заступник» за людей, потому первоначально герой не совсем человек, или совсем не человек, первоначально – это бог. Отсюда культ героев. Об этом рассуждал Фрайд: герой, который один из нас – это герой обыденной литературы, герой который ниже нас – это герой сатиры, герой, который выше нас – это герой высокой литературы. Сейчас герой – это совсем не то, что ранее. Самый первый герой – зверь. Отсюда древнейшая типология героев. Теория мифов выделяет в качестве архаичных так называемые близнечные мифы. Два брата близнеца рождаются, становятся врагами, один убивает другого. Они не совсем люди. Добрый и злой. Это исток разделения на культурного героя и героя-трикстера. Появляется и третий брат, позднее – недокормыш, Иван-дурак. На него нет никакого расчета, он побеждает в борьбе, ему благоволит небо. Чаще всего он и становился культурным героем.

Культурным героем может быть и не человек. Например – Прометей, он и культурный герой, он и трикстер, он нарушитель запретов.

Древнейшая классификация героев:

  1. Культурный герой, даритель знания

  2. Трикстер

Когда возникло это расслоение, очень трудно сказать. Изначальное мышление – это выделение культурного героя и трикстера, близнечный миф и миф о трех братьях. Эти мифы были положены в основание племенной национальной мифологии.

Человек выдвигается в центр художественного сознания, это происходило в трудной борьбе с теоцентризмом. В 20-м веке сильное притяжение космизма. Отсюда – кризисы.

Герои и персонаж – это одно и то же? Герой – это центральная фигура, вокруг которого все конфликты. Но! Есть произведения, где центральные персонажи – несимпатичные лица. Герой – это только положительный персонаж, ради которого сформирован весь художественный мир.

Персонаж – персона – маска – это из древнейшего театра. Культура масок – весьма древняя, на пещерах палеолита изображены люди, пляшущие в масках, это маски зверей. Это и есть истоки театра. Отсюда происхождение термина персонаж.

Персонаж – любое действующее лицо, не так уж важно, чтобы это был человек, может быть бестиальный образ. Но в подтексте подразумевается все равно человек.

Литература модернизма возвращалась к изображению человека в маске, гротеск, отсюда и футуризм, который повел к умалению человека, к сокращению значения личности.

Трактовка героя зависит от стадий религиозно-мифологического сознания.

Есть еще понятие антигерой. Оно появилось сравнительно недавно. Это центральный отрицательный персонаж. Это важно было для литературы соцреализма. Часто булгаковских персонажей обозначали как антигероев.

В расхожем употреблении слова герой, персонаж, действующее лицо употребляются как синонимы.

Изменение дистанции между автором и героем

Эта дистанция может быть различной:

  1. Герой- рупор авторских идей (классицизм, соцреализм)

  2. Герой, который противоположен авторскому настроению, ролевая лирика.

  3. Лирический герой – понятие, предложенное Тыняновым в начале 20-х годов в статье «Некрология о Блоке», это слово отмечало творческую практику символистов. Дистанция между автором и героем – под одним я множество масок самых различных. Не надо видеть в лирическом герое символистов только положительное начало, только авторский рупор. Здесь амбивалентность. Литература вроде бы не допускала этого, это связано с приятием всех богов.

Форма эта закрепилась в литературе. Дистанция между автором и героем она многоступенчата. Авторская позиция везде и нигде.

Бахтин рассуждал о случаях, когда герой замещает автора или автор собой героя. Лирический герой – и так, и так.

Автор:

Биографический автор и автор как идейная доминанта творчества; типологическая проблематика теории автора – автор в разных школах, направлениях, течениях.

Проблема автора

  1. подхода:

  1. Остаточный древний фетишизм, поклонение автору как лицу божиему

  2. Попытки снижения, приземления этого образа – концепция смерти автора, это означает завершение тенденции деперсонализации.

Автор в концепции исторической поэтики: от абсолютного безавторства искусство двигалось по направлению к фетишизации автора. Это стадия стилевая. Эта остановка уперлась в авангард, который ликвидировал многие начинания.

На архаичной стадии культуры автор как индивидуальность невозможен. Потому как словесное творчество имело сакрально-заклинательный смысл. Главное было – запомнить и воспроизводить безошибочно. Далее – переходная стадия - от певца к поэту, тогда появляются рапсоды. Тут и споры: не Гомер ли создал единство Илиады? Существовало ли оно до него? А был ли вообще Гомер? Трофим Рябинин впервые создавал циклы, это фигура сшивателя.

Дальше выделяется поэт, певец . В качестве верховной ценности утверждается непохожесть, неповторимость. Лихачев: основной процесс в ДРЛ нарастание фактора свободы, прежде всего свободы авторства. Ритуальные каноны убывают, в качестве духовной ценности утвердилась категория гениальности. В романтизме и позднее теорию гения обосновывали через понятие народа. Каждый народ гениален, он не похож на другой. Есть ли у автора творческий гений? И звучит ли в его голосе народный гений?

С течением веков эти ценности потускнели. Авторитет автора связан с сакральным назначением слова, по мере убывания сакрального значения слова, убывает и притяжение авторства.

Проблема дистанции между автором и героями. Она изменчива, категория лирический герой таит в себе множество ухищрений.

Категория автора раскрывается через литературные направления. Автор в символизме, романтизме и т.д. Эта тема осталась недоисследованной.

Если в средневековой литературе автор стихотворений мыслился как служитель господа, должен был видеть сквозь женщину мадонну, то в ренессансном реализме мы видим больше предметности и телесности. Тяжелая реальность мира. Противовесом это явилось барокко, которое представило мир перевернутый, парадоксальный, автор в нем выступал в роде софиста, парадоксалиста. Антитезой этому явилась концепция автора в классицизме.

В каждом течении и направлении автор предстает в разных гранях, он как поставщик развлекательных текстов; в других наоборот – он просветитель, он прогрессист, через него говорит историческая истина, народ.

Культ гения то возвращался, то отрицался. Гением мог быть и просветитель, и мистик. Он мог быть певцом отрицания, и революционером.

Аспекты проблемы автора

Отказались от понятия автора, ввели понятие проблема автора. Наиболее распространенным было понятие образ автора. Образ автора искали не только в стихотворениях. Его искали везде, где был художественный текст. В риторике не ищите образа автора, его там нет, быть не может.

В проблеме автор-герой есть еще третья позиция – адресат, читатель. Если это послание, то оно адресовано, автор исходит из представления о читателе.

Важна и категория героя: статичный герой в изменяющимся мире и др. варианты. Или герой восстанавливающий норму в падшем мире.

Тема и проблема образ автора

Корректно ли это словосочетание? Всегда ли надо искать образ автора?

В советское время попытку теоретически обосновать проблему образа втора предпринял академик Виноградов. Он сказал, что словосочетание образ автора имеет давнюю традицию, но теоретически остается необоснованной. Пора выделить основные грани этой проблемы. Он правильно заявил, что эта область – это проблема универсальная, наиболее общая, к этой области сходятся все нити художественного мира, все приемы повествования. Он говорит, что в любом художественном произведении есть образ автора. И в драматургии, и в больших романах, и в цикле романов. Предельная задача литературоведа – в восстановлении образа автора. Если он даже неощутим на первый взгляд, то надо его реконструировать из всего состава деталей.

Надо заняться реконструкцией неясного образа. Художественный исследователь должен описать этот образ.

Наиболее внятным голосом возращения оказался голос Бахтина, который сказал, что образов автора в точном смысле слова в каждом произведении найти нельзя, Виноградов ставит искусственную задачу. Само слово некорректно, искусственно притягивается, из случайных подробностей и мелочей описывается несуществующий образ. Бахтин говорит, что само словосочетание образ автора сомнительно. Надо различать две сущности: автор это творец, это источник образа, а образ – это продукт творчества, происходит отождествление двух уровней и аспектов.

Бахтин различается автора первичного и вторичного. Первичного можно описать по документам, сюда входит и понятие авторский замысел. Это социальное лицо, его роль в социальном процессе. Вторичный автор – определенная инстанция в художественном мире, это категория неизмеримо сложнее. К ней надо подходить с иными принципами. «Автор и герой в эстетической деятельности». Он об этом рассуждал и в работах о хронотопе.

Основная проблема – проблема авторской активности. Автора ищут в грамматике, в сюжетике, а это неправильно, автор напрямую в текст не входит. Если мы будем восстанавливать автора по частностям, то мы никогда не придем к нему как к целому. Автор – это категория завершения, это целостность произведения. Целое раскрывается только в контексте. В контексте автор звучит как целостный образ.

Автор по отношению к его художественному миру находится в ситуации вненаходимости. Не надо выявлять лицо автора, не надо искать человека.

Возникла тема и проблема биографического автора. Это часть первичного автора. Это реальный человек.

Автор как категория поэтики. Каждая школа ищет свое.

Ролан Бард – доктрина смерти автора. В просветительском плане автор занимал уровень божественной инстанции. Это заблуждение, тогда как в реальном авторе надо видеть лишь скриптора. Он скрепляет цитаты, литература рождается из литературы, из свих правил и внутренних законов. Теперь работает парадигма обруинивания культуры, в литературе стали искать разрозненные голоса.

Подход Кормана, который читал спецкурс по проблеме автора. Ему принадлежит заслуга подробной разработки субъектной сферы. Автор – это носитель концепции, выражением которой является весь текст произведения.

Разные грани проблемы