Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Казарыч.docx
Скачиваний:
313
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
296.37 Кб
Скачать

42. Национальный образ мира.

Связан с автором. Автор всегда стоит на основе традиции. За ним открывается нац образ мира. Огром спектр проблем раскрывает нац обр мира- ценность самоопр-ия, кот необход. Жизненно-практич проблема- будет ли рус культура? Проблема нац мира опр-ся фазой этногенеза. Фаза инерции и нисхождения-ь от великих народов оставались осколки. Чрезмерная самоотдача нац-ти ведет к нар самоликвидации.

Учение о 3 глав фазах:

-прост элементарность

-сложность

- распад

Разложение приним за цветение. Неотрадицион-зм- попытка возврата к нац традиции. Внутренне противоречива- нельзя вернуться в одну и ту же фазу.

Г. Гачев(болгарин) – 17 книг, одну изд. «нац образы мира».( «киргиз образ мира», болгарс, «образы Индии»)

Хождение за 3 моря Никитина- рус образы. Неск образов мира по Шлегелю-др культуру через свою.

Исследование национального характера и менталитета в книгах типа «Англичане», «Таджики», «Русские», поиски «кода» национальной культуры. Представление об архетипах - основе национальной образности (К. Юнг). Русские мыслители о национальной идее и миссии русских в мире («Русская идея» В. Соловьева и Н. Бердяева, В. Розанов как вырази¬тель русского образа мира). О. Шпенглер о русской послепетровской куль¬туре как «псевдоморфозе». Л. Гумилев о фазах этногенеза и о выраженно¬сти национального менталитета народа в начале и в конце его жизни, о явлении химеризации и возможности «золотой осени» русской культуры. Явления аккультурации в XX в. как закономерность цивилизации. Ино-культурное влияние как испытание национальной культуры на зрелость и устойчивость. Два мнения о причинах мировой известности художников: благодаря ярко выраженной национальной самобытности или в силу пре¬обладания «общечеловеческого», то есть интернационального в искусстве.

Книга Г. Гачева «Национальные образы мира» - серия «сравнитель-ных описаний духа разных народов». Невозможность русскому оценить специфически русское, путь сопоставлений, диалогический способ суж-дения о национальном. «Русский сгиб ума» (Белинский) и восприятие своего, привычного как нормы.

Неформализуемость национального самосознания (норм и ценностей), творческий характер понимания чужого национального образа мира (сквозь призму «родного»). Национальный «космо-психо-логос», по Га-чеву, как характер и дух самопознания, диктат местной природы (вскор-мившего и воспитавшего ландшафта, по Л. Гумилеву). Восток и Запад как полярные мен-тальности: созерцательность и деловая активность.

43. Историческая поэтика романа.

Бахтин создал теоретическую основу жанрологии, он предложил общетеоретическое понимание жанра. Основное у него – это память жанра, но он говорит, что жанры являются таинственными хранителями памяти. Жанр всегда изменяется, но при всем своем постоянном изменении он хранит память о своем начале. Память по Бахтину хранится не только в форме, но и семантике. Он пытался создать поэтику, которая соединяла бы в себе противоположности формального и содержательного подходов.

Главное в жанрологии Бахтина – это диалог жанров.

Бахтинская школа сейчас самая главная в литературоведении. Бахтин написал ряд статей по поэтике романа. «Слово в романе», «Из предыстории романного слова», «Формы времени и хронотопа в романе» - это фрагменты по исторической поэтике. Его книга о Рабле тоже касается истории романа как жанра. Книга о Достоевском, книга о Гете. Таким образом вырисовывается концепция романа как синтетического и универсального жанра. Бахтин подчеркивает, что роман может вбирать в себя все: письма, трактаты, стихотворные послания, каламбуры. Значит, роман завершает литературное развитие современности.

Роман – единственно незаконченный жанр, он не завершил свою эволюцию, а к нему подходят как к завершенной структуре.

Одни считают, что история новеллы значительно старше романа. «Слово в романе» - Бахтин говорит. Что роман полигенетичен по природе, он вбирает множество источников. Однако эллинские протороманы чрезвычайно просты, примитивно. Первые романы – это записи простолюдинов. Образованные люди той эпохи не обращали внимания на эти записи. «Когда б вы знали, из какого сора вырос роман» (Ахматова).

Но очень скоро роман начал вбирать другие стихии. Здесь Бахтин полемизирует с мнениями видных филологов, философов. Например, с тем, что роман начинался с риторики (Виноградов, Шпет) под влиянием греческой философии. Бахтин возражает, он говорит, что нельзя утрачивать из вида различий риторики и поэтики. Риторика вошла в роман, подпитывала его, но не на ведущих правах, а на дополнительных. Риторика определяла событийность, иносказание, загадки мира. Миниппея – миниппова сатира, Минипп писал сатирические диалоги в лицах, миниппея использует фантастическое пространство-время, она опиралась на художественную условность высокого типа. Бахтин говорит о миниппейном хронотопе. Этот хронотоп оказался перспективным, из него вырастет вся фантастическая литература, интеллектуальные романы.

Культура философского диалога и диалог Платона, и диалоги софистов – все это влияло на ранние формы романа. Но нельзя их считать истоками романа.

Слово роман появилось в эпоху Возрождения. Далее Бахтин отверг мнение о том, что роман явился прямым продолжением героического эпоса. Многие филологи утверждали, что «Одиссея» - это протороман. Бахтин говорит, что это слишком широкое понимание жанра. Героический эпос – это величание, это завершение национального мифа, за которым культ предков. Ко времени появления романных форм песен уже не пели. Бахтин говорит. Что прежняя мифологическая матрица ушла. Роман начинался с уровня, когда человек перестал доверять богам. Роман говорит об антропоцентрической модели мира.

Роман явился как следствие кризиса песенного эпоса, он из другой перспективы, это нарождавшийся антропоцентризм. Это опора на анекдот и позднюю сказку с их сюжетикой и событийностью На первичный роман смотрели как на безделушку.

Вторая стадия романного слова – когда в роман стали входить философские диалоги и мнимогеографические повествования. Здесь появилось большое количество псевдоисторий Например «Александрия». Среди главных явлений раннего романа Бахтин называет «Сатирикон» Петрония и «Золотой осел» Апулея. «Золотой осел» - это первичное проявление философского романа , одновременно – миниппея.

Самая ранняя форма романа – роман-странствование, роман-перемещение. Но ничего реального в нем нет. Это упор на экзотику, на экзотические страны. Роман странствований не имеет мотивировок. Схож в этом со сказкой. Главное – нет развития характера, нет становления образа, какими герои пришли, такими они и остаются, нет динамики, но как и в сказке, финал благополучен. Нанесенный урон восполняется, возмещается. Мы видим фабулу, структуру поздней сказки.

Вторая форма романа – это роман-испытание. Это более широкое явление. Здесь хорошо выработана коллизия. Здесь – первые попытки характерологии, индивидуальности. Этот тип романа быстро дошел до предела, потому что этот тип представляет собой отступление к сказке.

Средневековый роман – следующая стадия.

Бахтин выделяет 3 стадии развития романа: античный роман, средневековый, роман нового времени (с эпохи возрождения).

Главный вклад Бахтина в теорию жанров – это хронотоп. Бахтин верно укал на искусственность анализа, это разрушение художественного образа. Такой анализ скорее вреден, чем полезен. Теоретики ромнаа избирали разные жанрообразующие начал в качестве главных. От этого выбора зависело направление анализа. Бахтин указал на хронотоп. Это явление древнее, он возникает еще в мифе. Хронотоп – это модель мира, мир в единстве. Вокруг хронотопа лепится все остальное. Сюжет – это и есть развертывание хронотопов. Это термин Лессинга. У Бахтина были сложные отношения с реализмом и модернизмом, ему ближе было барокко.

Последователь Бахтина хронотоп толкуют исключительно на реалистической подошве, но это далеок не так. Ранний хронотоп он скорее сказочный, далее появляются мистериальные начала, стихия миниппеи (миниппейный хронотоп), хронотоп готического романа, хронотоп рыцарского романа. В Средневековье роман был жанром маргинальным, потому что почва романа – антропоцентризм, гуманизм. Стихия Возрождения – это смена теоцентризма антропоцентризмом. Только в этой атмосфере мог расцветать плутовской роман. Это явление позднее, потому что оправдание такого типа героя не укладывается в христианское миропонимания. Однако, стихия плутовства уже проявилась в античном романе.

Основные типы древнего эпоса – это трикстер и культурный герой (рыцарь). Плутовской роман прошел длительную историю от поздней сказки.

Миниппейная стихия питает и роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Барокко – это проторомантизм, тип, противоположный реализму.

Бахтин выделил особый раблезианский хронотоп, но тут с ним спорят. Три главных кирпича в основании бахтинской теории: это диалог, карнавал, хронотоп. Бахтин говорит. Что категория хронотопа работает только в пространстве исторической поэтики. Количество хронотопов ограничено, они давно явлены, они были уже в дописьменной стадии. Литература ничего нового не открыла.

Хронотоп дороги, хронотоп города, хронотоп леса, хронотоп порога, хронотоп неизвестного мира и некоторые другие. Направление, открытое Бахтиным, осталось непродолженным.

Роман-воспитание – новейший роман. Но Бахтин предупреждал, что данный роман – это последняя ПРОСТАЯ форма романа, дальше – сложные синтетические формы. Этот тип романа рисует изменчивый мир и изменяющегося человека в нем. Первые типы романов – рисуют неизменного человека в неизменяющемся мире, нет мотивов поведения, велика роль случая. Дальше появляется либо изменяющийся мир, либо изменяющийся человек. У Руссо, У Гете мы видим изменяющегося человека в изменяющемся мире. Роману-воспитанию Бахтин посвятил две книги. Роман-воспитание – это заключительная фаза перед современным романом.

Современный роман характеризуется категорией внутренней самодостаточности. Начиная с Бальзака, роман опирается на категорию внутренней целесообразности, внутренней гармонии, внутренней завершенности. В современном романе, романе духовных исканий, этой внешней меры, внешних ограничителей уже нет. Возникают внутренние законы самоорганизации. Бахтин ввел понятие архитектоники. Архитектоника целого. Смерть могла оборвать работу над романом, но мы все равно воспринимаем его как единое целое, завершенное произведение. Это происходит из-за договорного отношения между автором и читателем.

Роман стадиально отражает религиозные ценности, миропонимание.