Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0356477_CA344_isaev_d_n_psihopatologiya_detskog...docx
Скачиваний:
92
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.17 Mб
Скачать

Пубертатный возраст (возраст полового созревания)

Во время перехода от детства к взрослости завершается фор­мирование репродуктивных функций, происходит становление психологии взрослого мужчины и женщины, приобретается опре­деленный социальный статус. Продолжается этот период в течение 3—4 лет, начинаясь в 12—13-летнем возрасте и завершаясь к 16—17 годам.

Биологические факторы. Половое созревание стимулируется изменением чувствительности гипоталамуса к половым гормонам, что связано с уменьшением тормозящего влияния эпифиза на ги­поталамус. Последний активизирует гипофиз, который, продуци­руя гонадотропные гормоны, стимулирует увеличение роста и массы тела, а также деятельность половых желез и надпочеч­ников. Это приводит к формированию вторичных половых при­знаков. У мальчиков увеличиваются гениталии, появляется воло­систость на лобке, подмышках, лице. Ломается голос, развивают­ся мышцы, происходят эякуляции (в 13,4—14 лет). У девочек увеличиваются соски, набухают молочные железы, появляются волосы на лобке, подмышках, формируются половые органы взрослой женщины и появляются менструации (в 12,4—14,4 лет). Рост скелета может намного опередить развитие сердечно-сосу­дистой системы и тем самым вызвать слабость, утомляемость и неприятные ощущения. В 11-14 лет девочки по физическому развитию впереди мальчиков на 2-3 года, но уже к 15 годам ма­льчики опережают девочек.

Переживание физического развития. В этом возрасте про­исходит вторая телесная аутоидентификация, связанная с бурной перестройкой тела и ее маскулинными или фемининными черта­ми. Образ телесного «Я», который создается у подростка, — отра­жение собственных качеств и способностей в восприятии и оценке окружающих. Если этот образ подростку кажется уродливым, воз­никают так называемые «синдром Квазимодо» или «комплекс гад­кого утенка». Мальчики чаще переживают свое «недоразвитие». Девочки в противоположность этому чаще страдают от опереже­ния физического развития в сравнении со сверстницами и сверст­никами. Темпы полового созревания могут быть очень разными. При опережении на 4 года (начало в 8 лет) констатируется уско­ренное, а при отставании на 2 года (начало в 15,5 года) задержан­ное половое развитие.

Психологические особенности. Темп психического развития во время полового созревания то ускоряется, то замедляется. В то же время формирование одних психических процессов опережает другие, т. е. созревание личности происходит диспропорциональ­но. Умственное развитие достигает уровня гипотетико-дедуктивно-го мышления. Однако особенности межполушарного взаимодейст­вия складываются к концу пубертата. А созревание лобных долей, определяющее планирование Поведения,- еще позже. Аффектив­ная сфера характеризуется склонностью к эмоциональной возбу­димости, повышенной реактивностью, легкими переходами от эк­зальтации к депрессии. Общение для подростка составляет непро­стую задачу. Волнуют специфические возрастные вопросы: право на автономию, определение своего места в мире, выработка жиз­ненной позиции, формирование психосексуальной ориентации.

Половое самосознание. Самосознание у девочек формирует­ся быстрее, чем у мальчиков: Они раньше взрослеют. У них рань­ше возникает сложная рефлексия, чувство одиночества, у них сильнее потребность во взаимопонимании и психологической бли­зости. Они в сравнении с мальчиками больше ориентированы на словесное общение, чем на совместную активность. Они считают себя менее общительными, но более искренними, справедливыми и верными. Мальчики при оценке девочек отмечают их меньшую смелость, общительность и жизнерадостность, но бблыпую добро­ту, умение понять другого. Девочки охотнее отдают предпочтение мужскому статусу, чем мальчики - женскому, свободнее в обще­нии с мальчиками, чем мальчики с ними. У мальчиков больше по­требность в достижениях и ориентации на будущее. У девочек ре­альное и идеальное «Я» с возрастом объединяются. У мальчиков увеличивается рассогласование идеального и реального «Я». Под­ростки не могут показать знаний о маскулинности и фемининно-сти, подменяют понятия, отказываются охарактеризовать их — тем самым уходят от напряженно воспринимаемой темы и обнаружи­вают серьезный дефект бесполой педагогики, где упускается сфера взаимоотношений между полами. Обязанности женщины рисуются как жертвы, требующие признания. Отношение к мужчине у дево­чек осуждающее. Мальчики представляют, что женщина ответст­венна за жизнь семьи, мужчина же ее необязательный помощник.

Позиции мальчиков и девочек согласованы и образуют направле­ние будущих отношений, чреватых конфликтом инфантильно-эго­истических требований друг к другу. Представления девочек о маскулинности диссоциированы: романтический образ мужчины противостоит реальным требованиям к нему и его облику. У маль­чиков портрет маскулинности одноплановый и реалистичный. Фемининность девочки оценивают по эмпатийным и эмоциональ­но-действенным качествам, а мальчики - по эмоциональной ста­бильности и отсутствию напряженности. Ни мальчики, ни девочки не выделяют качеств женщины, выражающих ее отношение к мужчине [Юферева Т. И., 1980].

Сексуальное поведение. Возраст полового созревания - на­чало развернутых проявлений либидо. Сексуальные проявления определяются и биологическими, и социально-культурными фак­торами, и уровнем половых гормонов. Окружающая среда форми­рует направление и стиль сексуальной активности. Сексуальная активность подростков может опережать психосексуальное разви­тие и сексуальную потребность.

Подростковая сексуальность характеризуется несколькими осо­бенностями: 1) сексуальность изолирована от других составляю­щих любви; 2) переживание сексуального влечения сильнее само­го влечения, ограничены возможности реализации влечения, а бо­гатые эротические переживания создают напряжение, иногда с крайними формами сексуального поведения; 3) сексуальное пове­дение подростка — это сексуальное экспериментирование, состоя­щее из аутоэротической, гомосоциальной и гетеросоциальной на-правленностей.

Пубертатная мастурбация смягчает или снимает физиологиче­ский дискомфорт, порождаемый биологической потребностью, не находящей адекватного удовлетворения (Г. С. Васильченко). Сред­няя частота актов мастурбации у мужчин 14—18 лет — 3 раза в неделю. Она чаще отмечается у здоровых в будущем мужчин и бо­лее редка у тех, у кого возникнут сексуальные расстройства. Среди женщин, неспособных пережить оргазм, в 3 раза больше не мас­турбировавших в подростковом возрасте. Число мастурбирующих девушек к 13,5 года-22%, к 15,5 года - 37,4%, к 17,5 го­да - 50,2% и к 18,5 года - 65,8% [Данилов В. В., 1982]. Безвред­ность подростковой мастурбации не означает ее психологической бесконфликтности. У подростков недовольство собой, связанное с мастурбацией, может вызывать серьезные переживания. Влечение к самостимуляции сталкивается с чувством вины. Результатом по­. ражения в борьбе с собой становятся снижение самоуважения, со­мнения в своей полноценности, опасения за будущее и душевный дискомфорт. Эти переживания могут стать основой для невроти­ческого комплекса, навязчивых действий и чрезмерной мастурба­ции. Как правило, душевные конфликты возникают у застенчивых, нелюдимых, застревающих на своих сомнениях мальчиков-по­дростков. Девочки чаще всего не расценивают свою сексуальную стимуляцию как мастурбацию, полагая, что она бывает только у мальчиков, и потому редко бывают недовольны своим поведени­ем. Сексуальные эксперименты подростков изредка приводят даже к половым контактам с животными (содомия). Такой опыт при­знают 22,4% мужчин и 5% женщин.

Пубертатный петтинг - сексуальные взаимные ласки, приво­дящие к сексуальному возбуждению и включающие в себя любые действия, кроме интромиссии. Петтинг может быть поверхност­ным (объятия, поцелуи и ласки выше талии, через одежду) или глубоким (ласки обнаженного тела ниже пояса, включая ораль-но-генитальные контакты). В эти ласки может входить взаимная мастурбация. Петтинг может быть гомосексуальным или гетеро­сексуальным, завершенным (до оргазма) или незавершенным. Эта сексуальная активность замещает половой акт. К 15,5 года легкий петтинг имели 60% девушек. 92% девушек 17,5 года также сооб­щают о легком петтинге, в 25% случаев — завершенном (В. В. Да­нилов). В 11-12 лет легкий петтинг испытали 1-2%, в 17 лет — до 70%, глубокий петтинг начали практиковать с 13 лет (де­вочки) и с 11 лет (мальчики), и к 17 годам его испытали 50-55% [SchoffieldM., 1968].

Психологическое значение петтинга в том, что он осуществля­ет сексуальную разрядку, тренирует понимание не только словес­ного общения, но и специфического языка сексуального поведения половых партнеров.

Наголо половой жизни. Первый сексуальный опыт в 14 лет имеется у одного из 8 мальчиков и у одной из 16 девочек, через год таких уже в 2,5 раза больше. К 16 годам половую жизнь нача­ли 50% юношей и 40% девушек [Кон И. С. и др., 1996]. К 17­19 годам уже 66,5% юношей и 47,2% девушек имеют первые по­ловые контакты.

Мотивы начала половой жизни у мальчиков-подростков до 17 лет; любовь у 15-20%, настояния партнера у 15-19,2%, эко­номические соображения у 5%, любопытство у 41,6-55%, физи­ческая потребность у 5-16,4%, сострадание у 1,4-5%, совраще­ние у 1,4%. Мотивы у девушек до 17 лет: любовь у 25-42%, на­стояния партнера у 21-25%, экономические соображения у 1,6-25%, любопытство у 12-13%, физическая потребность у 1,6%, сострадание у 3,3%, совращение у 13,2%, насилие у 3,3­12,5% [Тавит А., КадастикХ., 1980]. Более поздние материалы по­казывают, что 25% подростков готовы к ранней половой жизни. Только треть девочек считает, что потерять невинность можно лишь в браке. Обычно первые половые контакты происходят дома у юноши или девушки. Большая часть подростков знакомится с партнером в компании друзей или знакомых (28,7% мальчиков и

38,3% девочек), на дискотеках и на каникулах (11,4% и 17,4% со­ответственно), только 10% на улице. 22% мальчиков и 19,4% дег вочек до первого полового акта не знали друг друга вовсе. Поло­вину подростков ничто не связывает с партнером. Только треть девушек и 15% юношей вступают в половые контакты после года отношений. Треть девушек и половина юношей совершили первый половой акт в алкогольном опьянении. В 1/3 случаев инициатива начала интимных отношений исходила от молодого человека, 22% девушек сопротивлялись и согласились, 7% — сопротивлялись на­силию до конца. В то же время сами подростки, насилующие сво­их подруг, не осознают своего поведения. 25% подростков не осуждают тех, кто заставляет «переспать» против воли. Половина подростков не против того, чтобы за сексуальные услуги платили деньги. 56—58% своему сексуальному поведению уделяют внима­ния не меньше, чем учебе [Кон И. С. и др., 1996]. На возраст на­чала близости влияет сила либидо, установки в обществе (урбани­зация, высокий уровень образования). Раннему началу половой жизни у подростков 12—17 лет противостоят определенные моти­вы: религиозные убеждения (5,4% у мальчиков и 9,9% у девочек), непривлекательность (9,3% и 20% соответственно), опасение бере­менности (17,4% и 31,5%), страх венерической болезни и СПИДа (30,7% и 40,9%), отсутствие подходящего партнера (26,0% и 13,5%), противоречие моральным убеждениям (6,4% и 13,7%), не­готовность к этому (13,9% и 26,0%), нежелание огорчить родите­лей (7,9% и 15,9%). Неудовлетворенность первой близостью пере­жили в зависимости от возраста от 10% до 40% мальчиков и от 40% до 70% девочек. Повторение близости в пределах суток не чаще чем в 5% случаев, в течение недели — примерно в 1/3 случа­ев, в пределах месяца — в 50—60%. В настоящее время, когда мо­раль стала менее строгой, характер сексуальности не зависит на­прямую от степени асоциальное™ поведения подрастающего по­коления. Снижение возраста начала половой жизни, происходившее в предшествующие десятилетия, остановилось на уровне около половины «искушенных» к 16 годам.

Г?] Тест для самостоятельной работы

1. Детерминанты психосексуального развития — это:

а) психологические и культурные факторы (половое воспитание);

б) биологические факторы (хромосомы, гормоны);

\ в) сочетание биологических и культурно-психологических факто-

Ї ров.

2. Хромосомный пол — это:

а) пол индивида, определяемый по гениталиям;

б) пол индивида, определяемый половыми гормонами;

в) пол индивида, определяемый половыми хромосомами.

3. Гонадный пол — это:

а) пол индивида, определяемый по гениталиям;

б) пол индивида, определяемый половыми хромосомами;

в) пол индивида, определяемый половыми гормонами,

4. Паспортный пол — это:

а) пол индивида, определяемый половыми хромосомами;

б) пол индивида, который он хочет иметь;

в) пол индивида, определяемый по гениталиям.

5. Первичная половая идентификация — это:

а) поведение, направленное на продолжение рода (сохранение вида);

б) поведение в соответствии со своей половой принадлежностью;

в) правильное определение своей половой принадлежности.

6. Первичное полоролевое поведение — это:

а) поведение взрослого человека;

б) поведение в соответствии со своей половой принадлежностью;

в) поведение ребенка.

7. Половой метаморфоз — это:

а) вторичное (подростковое) полоролевое поведение;

б) отличие поведения мальчиков от поведения девочек;

в) появление первичных и вторичных половых признаков.

8. Сексуальное поведение — это:

а) половой акт;

б) любое поведение мужчины и женщины;

в) поведение, направленное на продолжение рода (сохранение вида).

9. Сексуальная ориентация — это:

а) правильное определение своей половой принадлежности;

б) распознавание лиц своего и противоположного пола;

в) предпочтение индивидом лиц противоположного или своего пола.

10. Половая дифференциация — это:

а) осознание своей мужественности или женственности;

б) формирование организма и развитие психики в соответствии с полом;

в) поведение в соответствии с осознаваемым полом.

11. Критерии психосексуального развития — это:

а) осведомленность о проблемах пола;

б) половой метаморфоз;

в) формирование полоролевой идентичности, половая дифферен- циация, информированность в вопросах пола.

Ш Рекомендуемая литература

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей.— Л.: Медицина, 1986.

Исаев Д. К, Каган В. Е. Половое воспитание детей.— Л.: Медицина, 1988'.

Исаев Д. Д. Подростковая сексология/Подростковая медицина.-СПб.: Специальная Литература, 1999.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии.- М.: Педагогика, 1991.

Келли Г. Основы современной сексологии.- СПб., Питер, 2000.

КолесовД. В. Беседы о половом воспитании,— М.: 1986.

Кон И. С. Введение в сексологию.— М.: Медицина, 1988.

Кон И. С. Сексуальная культура в России.— М.: О.Г.И., 1997.

Кон И. С. Вкус запретного плода: сексология для всех.— М.: Семья и шко­ла, 1997.

Мастере У., Джонсон В., КолодныР. О любви и сексе.— СПб., 1991.

Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание.— М., 1993.

Психика и пол детей и подростков в норме и патологии/Под ред Д. Н. Исаева.- Л., 1986.

Сексология. Хрестоматия/ Под. ред. Д. Н. Исаева.— СПб., Питер, 2001.

Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности.— М., 1989.

ШостаковигБ.В. и др. Половые преступления против детей и подрост­ков.— Ростов-на-Дону, 1994.

Глава ЗО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ У ДЕТЕЙ

Понимание своеобразия клинической картины психических расстройств у детей, ее нетипичности, изменчивости, связанности с возрастными соматическими и психическими особенностями по­зволяет сформулировать общие принципы их лечения, но не мо­жет предопределить всю терапию - в полном объеме и до мель­чайших подробностей. Терапия всегда индивидуальна, она нахо­дится в зависимости от времени ее начала, эффективности, реакции личности ребенка как на болезнь, так и на само вмеша­тельство. Она — продукт сплава профессионализма и искусства, творческого поиска и гуманного отношения к пациенту со сторо­ны специалиста. Специальный психолог (педагог), постоянно или эпизодически курирующий детей с отклонениями в развитии, дол­жен многое перенять из теории и практики психопатолога. В част­ности* принять такой принцип терапии, который признает услов­ность разделения, а тем более противопоставления «органическо­го» и «психогенного», несостоятельность попыток выделения в практической работе их «чистых» форм. Нет таких заболеваний, в этиологии и патогенезе которых не участвовали бы и психические, и соматические факторы. Необходимо сочетание медикаментозной терапии и психотерапии в разных соотношениях на разных этапах лечения. В детской психопатологии значение такого подхода уси­ливается в связи с тем, что чем менее зрелая личность, тем она более внушаема, податлива на воспитательное воздействие, при­мер и поддержку авторитетной фигуры.