Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0356477_CA344_isaev_d_n_psihopatologiya_detskog...docx
Скачиваний:
92
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.17 Mб
Скачать

Патогенность стресса

Состояние стресса приводит к усилению взаимодействия гипо­таламуса и ретикулярной формации, ухудшению связи между ко­рой и подкорковыми структурами. При нарушении корково-под-корковых отношений как при остром, так и при хроническом стрессе возникают типичные для него расстройства моторики, ритма сна и бодрствования, нарушение влечений, настроения.

Наряду с этим нарушается активность нервных трансмиттеров, меняется чувствительность нейронов к трансмиттерам и нейропеп-тидам.

Патогенность стресса (способность вызывать соматические и нервно-психические расстройства) зависит от его интенсивности или продолжительности или от того и другого вместе. Факт воз­никновения психосоматического заболевания, невроза или психоза объясняется тем, что индивид имеет тенденцию к формированию аналогичных психофизиологических реакций на разнообразные стрессоры.

Стресс не развивается по закону «все или ничего», а имеет различные уровни проявления. Он протекает как компенсаторный процесс во взаимоотношениях с внешним миром, как соматиче­ская регуляция. При постоянном повышении активности функцио­нальных систем может быть их износ, амортизация.

М. Poppel, К. Hecht (1980) описали три фазы тегения хрониге-ского стресса.

фаза ингибиции — с подъемом концентрации адреналина в крови, угнетением синтеза белка в головном мозге, снижением способности к обучению и сильным угнетением энергетического метаболизма, что интерпретируется как снижение защиты от стрессоров.

Фаза мобилизации — адаптивный процесс с сильным по­вышением синтеза белка, увеличением кровоснабжения мозга и расширением видов обмена веществ в мозгу.

Преморбидная фаза — с образованием энергии, что свя­зано с дисрегуляцией во многих системах, с ограничением выра­ботки новых условных рефлексов, повышением кровяного давле­ния, изменением содержания сахара в крови под воздействием ин­сулина, ликвидацией действия катехоламинов, с нарушением фазы сна, ритма физиологических функций и снижением массы тела.

Пути реализации стресс-реакции различны. Разнообразие стресс-реакций связывается с реализацией через различные «на­чальные звенья» нервной системы и дальнейшими путями распро­странения стимулов.

Соматигеский стресс (воздействие физических или химических факторов) осуществляется через подкорковые структуры (переднюю туберальную область), откуда кортикотропин-рилизинг-фактор через гипоталамус поступает в переднюю долю гипофиза.

Психигеский стресс реализуется через кору мозга—лимбико-ка-удальный отдел подбугорной области-спинной мозг— брюшные нервы—мозговое вещество надпочечников—адреналин—нейроги-пофиз-АКТГ—кору надпочечников.

Стресс может быть механизмом развития невротических, пси­хических и психосоматических (сердечно-сосудистых, эндокрин­ных и др. нарушений, болезней суставов, расстройств обмена веществ). Основа развития заболевания при длительном стрес­се - продолжительное влияние гормонов, участвующих в форми­ровании стресс-реакции и вызывающих нарушения в обмене ли-пидов, углеводов, электролитов.

Кратковременное острое воздействие стресса приводит к повы­шению адаптивных способностей. Однако если подготовленная ре­акция «битва—бегство» (борьба с трудностями) не осуществляет­ся, то стресс оказывает на организм отрицательное влияние и мо­жет вызвать острую аффективную реакцию.

СОМАТИЧЕСКИЕ ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Телесные болезни, повреждения, отравления вызывают нерв­но-психические расстройства. Однако традиционно изучение сома­тогенных нервно-психических расстройств, т. е. связанных с физи­ческими повреждениями и болезнями, у детей, как и у взрослых, проводилось в психиатрических клиниках. В связи с этим анализу подвергались, как правило, выраженные психические расстройства с затяжным или периодическим течением. Создавалось впечатле­ние, что единственной причиной их возникновения являются фи­зические вредности, действующие на организм человека. Полага­ли, что только от остроты, темпа и силы их воздействия могут за­висеть клинические проявления психических болезней. Значитель­но реже описывались случаи кратковременных расстройств, не требовавшие госпитализации в психиатрическую больницу. В по­следнее время выраженные и особенно тяжелые формы сомато­генных психических нарушений у детей стали редкостью. В то же время участились случаи легких форм психозов, неврозоподобных (сходных по клиническим проявлениям с неврозами), эндоформ-ных (напоминающих эндогенные заболевания) расстройств. Необ­ходимость предупреждения и лечения психических нарушений и связанных с ними осложнений потребовало изучения этой доста­точно распространенной соматогенной психопатологии, наблюда­ющейся за пределами психиатрических стационаров.

У больных, обратившихся в детскую поликлинику или нахо­дившихся на лечении в детских соматических больницах и санато­риях, выявлен весь спектр нервно-психической симптоматики: от начальных проявлений до выраженных психозов. Для понимания происхождения и особенностей симптоматики у них были изуче­ны наследственная отягощенность, перенесенные биологические вредности, преморбидное состояние (психическое и соматическое здоровье до болезни), изменение личности в ходе болезни и ее ре­акция на душевное соматическое состояние, влияние микро- и макросоциальных условий.

В результате изучения этих неглубоких психических наруше­ний установлено, что симптомы нервно-психических расстройств в подавляющем большинстве случаев сочетаются с личностными ре­акциями как на соматическое, так и психическое заболевание. Эти реакции зависят от особенностей личности ребенка или подростка, его возраста, пола и тем.явственнее выражены, чем менее тяжела психопатологическая симптоматика.

С целью более глубокого понимания личностного реагирова­ния был проведен анализ внутренней картины болезни (ВКБ). Специальные методические приемы позволили оценить роль ин­теллектуального уровня детей, знаний о здоровье и болезни, опы­та перенесенных страданий, преобладающих эмоциональных отно-86 шений родителей к болезни ребенка и восприятия ее пациентом в формировании ВКБ.

Имея в виду сложность патогенеза (механизма развития) нерв­но-психических заболеваний, все же следует отдельно рассмотреть особенности факторов, действующих на тело и вызывающих рас­стройство психики. К этим «соматогенным» факторам относятся экзогенные (внешние) факторы: соматические и общие инфекци­онные болезни, мозговые инфекционные заболевания, интоксика­ции (отравления), травматические поражения мозга. Предполага­ется, что экзогенные (например, соматогенные) расстройства воз­никают вследствие действия внешних причин, а эндогенные (например, шизофрения) — благодаря развертыванию внутренних механизмов, реализации наследственного предрасположения. На самом деле между «чистыми» эндогенными и экзогенными рас­стройствами существуют переходы от таких, при которых имеется очень выраженное генетическое предрасположение, легко спрово­цированное незначительным внешним воздействием, до таких, при которых заметного предрасположения отметить не удается, а этио­логическим фактором оказывается мощная внешняя вредность.

О распространенности экзогенных вредностей можно судить по данным В. И. Горохова (1982). Среди наблюдавшихся им боль­ных, заболевших в детстве, 10% составляли экзогенно-органиче-ские заболевания. Причиной их в 24% случаев послужили травмы головы, в 11% — менингиты, энцефалиты, в 8% — соматические и инфекционные заболевания. Однако наиболее часто — в 45% слу­чаев — обнаруживались сочетания перечисленных факторов, что и подтверждает преобладание в реальной жизни комплексного дей­ствия на организм и психику различных вредностей.

Среди этиологических факторов инфекционных психозов от­метим, например, такие заболевания, как грипп, корь, скарлатина, гепатит, ангина, ветряная оспа, отит, краснуха, герпес, полиомие­лит, коклюш. Нейроинфекции (инфекционные болезни мозга) вы­зывают психические расстройства в ходе развития менингитов, эн­цефалитов (менингококкового, туберкулезного, клещевого и др.), бешенства. Возможно также появление осложнений (вторичные энцефалиты) при гриппе, пневмонии, кори, дизентерии, ветряной оспе и после вакцинаций. Ревматизм и красная волчанка также могут привести к острым и хроническим психическим расстройст­вам. Заболевания почек, печени, эндокринных желез, крови, поро­ки сердца могут осложняться нервно-психическими нарушениями. Нарушения психики могут быть обусловлены отравлением три-циклическими антидепрессантами, барбитуратами, антихолинерги-ческими препаратами, гормональными препаратами, а также бен­зином, растворителями, алкоголем и другими химическими веще­ствами. Причиной психических нарушений могут оказаться

травматические поражения мозга (сотрясения, ушибы и реже от­крытые травмы головы).

Связать возникновение обсуждаемых расстройств с одной единственной причиной очень трудно. «Нельзя выделять один главный фактор, и тем более единственный, и свести к нему этио­логию явления» [Давыдовский И. В., 1962]. Комплексу экзогенных вредностей, вызывающих психические расстройства, обычно пред­шествуют факторы, ослабляющие организм, снижающие его реак­тивность, т. е. способность защитить себя от заболевания. К их числу относят особенности соматического развития ребенка, им­мунную реактивность, а также повышенную ранимость некоторых отделов мозга, эндокринно-вегетативные, сердечно-сосудистые расстройства, которые участвуют в сопротивлении вредным воз­действиям. В ослаблении защиты организма могут сыграть также роль перенесенные воспалительные или травматические поврежде­ния мозга, неоднократные соматические заболевания, тяжелые мо­ральные потрясения, физические перенапряжения, интоксикации, хирургические операции.

Особенности воздействия экзогенного «причинного фактора» определяются его силой, темпом воздействия, качеством и особен­ностями взаимодействия предрасполагающих и производящих причин.

Рассмотрим воздействие экзогенных факторов на примере ин­фекций. По данным Б. Я. Первомайского (1977), могут возникнуть три типа взаимодействия организма и инфекции. При первом из них из-за большой тяжести (вирулентности) инфекции и высо­кой реактивности организма, как правило, для возникновения психических расстройств нет условий. При затянувшейся инфек­ционной болезни (второй тип) возможность развития психиче­ских расстройств будет зависеть от дополнительных (ослабляю­щих) факторов. В этом случае правильная диета и лечение оказы­ваются решающими. Третий тип характеризуется и невысокой реактивностью организма, и недостаточностью терморегулирую-щей системы. Возникающее в мозгу охранительное торможение играет роль защиты организма, и психические расстройства, в ко­торых оно проявляется, выполняют положительную роль.

Для понимания патогенеза экзогенных нервно-психических расстройств необходимо учитывать значение развивающихся недо­статка поступления кислорода в мозг, аллергии, нарушений мозго­вого обмена веществ, водно-электролитного баланса, кислотно-ще­лочного состава спинномозговой жидкости и крови, повышения проницаемости барьера, защищающего мозг, сосудистых измене­ний, отека мозга, разрушений в нервных клетках.

Острые психозы с помрачением сознания возникают при воз­действии интенсивных, но непродолжительно действующих вред­ностей, в то время как протрагированные психозы, приближаю­щиеся по клиническим проявлениям к эндогенным, развиваются при длительном влиянии вредности более слабой интенсивности [Тиганов А. С, 1978].