Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0356477_CA344_isaev_d_n_psihopatologiya_detskog...docx
Скачиваний:
92
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.17 Mб
Скачать

Индивид

Способность события вызвать дистресс определяется его вос­приятием индивидом. При оценке переживаемых трудностей по степени адаптации или по уровню дистресса оказалось, что субъ­ективное и объективное значение событий для взрослого и ребен­ка различно. Для детей младшего возраста наиболее существен­ным переживанием может стать даже временный отрыв от родите­лей. Старшие дети тяжело переживают свою неспособность удовлетворить родительские чаяния о высокой успеваемости или примерном поведении. У подростка нередко развитие стресса свя­зывается с неприятием или отвержением той группой сверстников, к которой он хочет принадлежать.

То, что не все подвергающиеся стрессовым воздействиям забо­левают, объясняется устойчивостью некоторых личностей. В то же время часть людей обладает повышенной чувствительностью к стрессам.

Среди индивидуальных особенностей личности, способствую­щих возникновению заболеваний в результате внешних воз­действий, выделяется темперамент. Такие его стороны, как низкий порог чувствительности к раздражителям, интенсивность реакций, трудности адаптации к новым впечатлениям с преоблада­нием отрицательных эмоций и другие, делают ребенка очень чув­ствительным к стрессам. В то же время активность ребенка, рит­мичность физиологических функций, доступность и хорошая при­способляемость к новому наряду с преобладающим ровным настроением и небольшой интенсивностью реакций на изменения в окружающей среде препятствуют развитию заболеваний при на­личии потенциально стрессорных событий.

Предрасположение к возникновению стресса связывается так­же с наличием несоответствия между требованиями среды и спо­собностями индивида к адекватному реагированию на них. Стрес­совая реакция понимается как нарушение равновесия во взаимоот­ношениях личности с окружением и как проявление несоответ­ствия его ожиданий и возможностей их реализации. Однако конеч­ный результат этой реализации зависит от деятельности других лиц, способных усилить стресс или уменьшить его патогенное дей­ствие посредством поддержки переживающего. Это объясняет, на­пример, почему один ребенок, попадая в одинаково трудные усло­вия учебного заведения, благополучно адаптируется, а другой, не об­ладающий поддержкой родителей или друзей, не может разрешить свои трудности иначе как через нервно-психическое расстройство.

Среди заболевших после перенесенных стрессов преобладают те личности, которые отличаются большим нигилизмом, чувством бессилия, отчужденностью, непредприимчивостью. Уменьшают па­тогенное воздействие стрессоров наличие высокой самооценки, энергичная позиция в отношении окружения, способность прини­мать на себя обязательства, уверенность в возможности контроли­ровать события. Активность увеличивает шанс благоприятного ис­хода перенесения стресса, отказ же от поиска выхода из ситуации делает организм уязвимым к возникновению заболеваний.

За катастрофическими событиями у пережившего их человека часто следует состояние «отказа», «капитуляции», реже — пред­чувствие этого состояния. Индивид реагирует аффектом беспо­мощности или безнадежности, понимая свою неспособность дейст­вовать, преодолевать возникшие трудности без помощи других или иногда даже с помощью. Такие люди становятся озабоченны­ми пережитыми печальными событиями. Они воспринимают эти воспоминания так, как если бы все неприятное из прошлого воз­вратилось, переполняя их и угрожая. Им в это время трудно пред­ставить будущее или пытаться искать пути выхода. Они отворачи­ваются от окружающего, погружаются в свои прошлые пережива­ния. Это состояние ставит индивидов на грань риска заболевания, делает их крайне ранимыми.

Появление психических нарушений связывается также с содер­жанием переживаний личности. Таким переживанием может быть фактическая, угрожающая или воображаемая «потеря объекта». При этом под «объектом» понимают как одушевленные существа, так и неодушевленные предметы, от которых в силу своей привя­занности индивид не может отказаться. Примером может быть кратковременная или - особенно — длительная утрата контактов с родственниками или с привычной деятельностью (игрой со свер­стниками).

Отмечают значение определенной жизненной ситуации и соот­ветствующего культурного влияния. Более того, социальное разви­тие и техническая революция в последние годы меняют все нормы в обществе. В связи с этим возникает напряжение между индиви­дом и средой, что является одним из основных факторов развития нервно-психических заболеваний.

В процессе действия стрессора на лигность происходит пер­вичная его оценка, на основании которой определяется угрожающий или благоприятный тип создавшейся ситуации. С это­го момента формируются механизмы личностной защиты («процес­сы совладения»), т. е. средства личности, осуществляющей контроль над ситуациями, угрожающими или расстраивающими ее. Процессы совладания, являясь частью аффективной реакции, направлены на уменьшение или устранение действующего стрессора.

Результатом вторичной оценки становится один из трех возможных типов стратегии совладания:

  1. непосредственные активные поступки индивида с целью уменьшения или устранения опасности (нападение или бегство);

  2. мыслительная форма — вытеснение («это меня не касает­ся»), переоценка («это не так уж и опасно»), подавление, пере­ключение на другую форму активности;

  3. совладание без аффекта, когда реальная угроза личности не предполагается (соприкосновение со средствами транспорта, быто­вой техникой).

Третья оценка возникает в процессе изменения суждения как результат полученной обратной информации или своих собст­венных реакций. Однако происхождение эмоциональных реакций не может быть понято без учета физиологических механизмов. Психические и физиологические процессы следует рассматривать в их взаимной зависимости.