Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0356477_CA344_isaev_d_n_psihopatologiya_detskog...docx
Скачиваний:
92
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.17 Mб
Скачать

Типы течения и последствия экзогенных психических расстройств

На модели инфекционных психозов С. С. Мнухин (1963) выде­лил четыре основные формы течения экзогенных нервно-психиче­ских расстройств.

Первая форма — однократная, однотипная по структуре, крат­ковременная психотическая вспышка (оглушенность, делириозный эпизод).

Вторая форма — однократный, однотипный по структуре, про­должительный и устойчивый психотический приступ (тревожное, тревожно-бредовое, онейроидное состояния).

Третья форма — периодическое течение, характеризующееся многократным повторением однотипных клинических картин (на­пример, делириозно-онейроидных).

Четвертая форма — чередование разнородных психотических состояний, например тревожных, апатоабулических и нелепоэйфо-рических (волновое течение).

Три первые формы течения отличаются вполне благоприятны­ми исходами с отсутствием каких-либо резидуально-органических расстройств и в конечном итоге полным выздоровлением. Лишь при периодическом течении под влиянием дополнительных вред­ностей в дальнейшем могут повторяться отдельные приступы. При волновом типе течения даже после первых приступов выявляются дефекты психики органического типа, преимущественно в эмоцио­нально-волевой сфере [Мнухин С. С, Богданова Е. И., Исаев Д. н 1963].

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. У детей раннего возраста после инфекций, интоксикаций, контузий, алиментарных дистрофий, тя­желых истощающих заболеваний могут утрачиваться приобретен­ные навыки. Эти нарушения держатся в течение недель или меся­цев, а затем медленно восстанавливаются. При этом дети могут те­рять навыки ходьбы и речи, понимания речи, способность узнавания окружающих лиц и предметов, способность самостоя­тельно есть, проявлять самозащитные реакции; они становятся не­опрятными, ни на что не реагируют, издают нечленораздельные звуки. Такие состояния расцениваются как слабоумие. Однако в большинстве случаев они оказываются преходящим угнетением мозговой деятельности, которое держится в течение недель или месяцев. Затем наступает медленное восстановление утраченных навыков. Ребенок как бы заново овладевает тем, что уже умел ра­нее. По прошествии этого периода у большинства детей выявля­ются остаточные (резидуальные) нарушения в виде различных степеней психического недоразвития, изменений личности или различного рода припадков [Барыкина А. И., 1954].

Особенности протекания экзогенных психических расстройств и у старших детей зависят от возраста. Мы [Исаев Д. Н., Алексан­дрова Н. В., 1983] изучили влияние этого фактора на трех группах детей 3—7, 7—12, 12-14 лет, перенесших инфекционные психозы. Частота выраженных психозов у дошкольников незначительна в сравнении с более старшими детьми; в большинстве случаев они развивались у детей с патологией пре- и перинатального перио­дов, проявлявшейся в форме невропатии или энцефалопатии. Ослабленность предшествующими соматическими заболеваниями чаще была отмечена у детей дошкольного возраста. У младших школьников часто до развития психозов встречались невротиче­ские расстройства, а среди подростков многие имели выраженные акцентуированные черты характера. Младшие школьники, как правило, заболевали в связи с перенесением «цепочки» инфекци­онных и соматических заболеваний.

У дошкольников в подавляющем большинстве случаев наблю­даются делириозные эпизоды, астенические же проявления реду­цированы, кратковременны и относительно редки.

У младших школьников преобладают аффективные и астениче­ские проявления: тревожные, тревожно-галлюцинаторные, тревож­но-ипохондрические, астенодепрессивные, астеноипохондрические. Чем старше дети этой группы, тем ближе симптоматика к той, ко­торая наблюдается у подростков. Синдромы расстроенного созна­ния встречаются у них в два раза реже, чем у дошкольников, и более продолжительны. Психозы у подростков отличаются преоб­ладанием выраженных и разнообразных синдромов расстроенного сознания: делирия, онейроида, астенической или реже аментивной спутанности, которые протекают более длительно и нередко по­вторяются. У них чаще отмечается самостоятельный или сочетаю­щийся с другими состояниями развернутый астенический синдром.

Часто психические расстройства экзогенного происхождения остаются нераспознанными, и поэтому ничего не делается для предупреждения стабилизации этой патологии, ее утяжеления или повторного проявления. В то же время известно, что далеко не во всех случаях наступает полное выздоровление. В связи с этим не­обходимо учитывать факторы, препятствующие восстановлению психического здоровья, и добиваться нейтрализации или смягче­ния их действия. К числу этих факторов относятся наследственная отягощенность психическими и эндокринными заболеваниями, ра­но приобретенная органическая неполноценность ЦНС, истощен­ность многими соматическими болезнями в прошлом, ослабление непосредственно предшествующими психозу заболеваниями, не­вропатия, психопатические черты личности, неблагоприятные микросоциальные условия (неправильное воспитание, неадекват­ное отношение к ребенку) и др.

Лечение. Терапия начальных, неоформленных и выраженных психотических расстройств составляет вторичную профилактику, которая направлена на предупреждение затяжных или повторяю­щихся расстройств и главное — стойких резидуально-органических нарушений, для чего вмешательство должно осуществляться на са­мых ранних стадиях развития психических расстройств, соответст­вовать стадии и имеющейся симптоматике. При таком подходе резко повышается вероятность обрыва развивающихся рас­стройств.

При своевременной терапии острых начальных нервно-психи­ческих расстройств легче приостановить дальнейшее их развитие (например, в оформленный делирий), нежели их успешно лечить в дальнейшем. В этот период назначаются общие успокаивающие средства: холод на голову, теплые ванны (34—36 °С), препараты брома, транквилизаторы (феназепам, нитразепам), одновременно улучшающие сон. При появлении расстройств восприятия, гипере­стезии, мерцающих нарушений сознания назначают внутримышеч­но диазепам (седуксен) по 2,5-3 мг 3-4 раза в день или внутри­венно до 15-20 мг/сут. При нарастании тревоги и страха вводят аминазин, левомепромазин (тизерцин) внутримышечно по 25­75 мг/сут. Одновременно проводится лечение основного заболева­ния, в связи с чем, как правило, нецелесообразно таких больных переводить из соматических отделений в психиатрические. Важное место занимает также дезинтоксикационная терапия.

Более оформленные и продолжительные, например галлюци-наторно-бредовые, синдромы в связи с выраженными сомати­ческими расстройствами предпочтительно лечить френоло-

ном (10-20 мг/сут.), тераленом (15-20 мг/сут.), меллерилом (ти-оридазином) до 100-150 мг/сут., так как они лучше переносятся. Депрессивные состояния лечат азафеном (до 100 мг/сут.), амит-риптилином, пиразидолом или мелипрамином (до 50-75 мг/сут.), депрессивно-бредовые состояния - антидепрессантами в комбина­ции с трифтазином или галоперидолом. Терапия эмоциональ-но-гиперестетической слабости заключается в назначении обще­укрепляющего лечения, больших доз витаминов, препаратов фос­фора, аминалона, транквилизаторов (диазепама, триоксазина), психотонизирующих средств и психостимуляторов.

Вопросы для самостоятельной работы см. на с. 369.

Щ Список рекомендуемой литературы см. на с. 369.