Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0356477_CA344_isaev_d_n_psihopatologiya_detskog...docx
Скачиваний:
92
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
1.17 Mб
Скачать

Психические расстройства при соматических заболеваниях

Для подавляющего большинства случаев соматогенных психи­ческих расстройств характерны либо «чистые» астенические симп-томокомплексы, либо возникающие на их фоне другие синдромы. Этими синдромами могут быть депрессивные (подавленность,­плаксивость, чувство безысходности), апатические (безразличие, вялость), ипохондрические (сосредоточенность на своем соматиче­ском состоянии, неверие в выздоровление), истерические (привле­чение к себе максимума внимания в связи с болезнью), фобиче-ские (страх перед резким ухудшением соматического состояния), эйфорические (немотивированное веселье) и другие.

Астения, лежащая в основе этих расстройств, обычно проходит ирритативную, апатическую и атоническую стадии. В первой из них, характеризующейся раздражительностью, тревожностью, мо­гут возникнуть нарушения восприятия: галлюцинации, иллюзии, необычные телесные ощущения, бредовое толкование окружающе­го и своего состояния, а в наиболее тяжелых случаях — расстрой­ства сознания: астеническая спутанность или делирий. Для апати­ческой стадии, отличающейся вялостью, равнодушием к своему заболеванию и окружению, бедностью мыслительных процессов, падением активности, более свойственны деперсонализация, менее яркие и чувственные галлюцинации, бредовые идеи и расстройст­ва сознания в форме онейроида или спутанности. Если наступает атоническая стадия, то развивается апатическое состояние, кото­рое в тяжелых случаях может достигать степени выраженной оглушенности.

Нервно-психические расстройства у детей и подростков при ожоговой болезни описаны в зависимости от ее стадий. Во время ожогового шока на первом этапе отмечаются острые аффек­тивные шоковые реакции, чаще в форме двигательной бури, на следующем этапе наблюдаются расстройства сознания в форме оглушенности, аментивно-делириозных эпизодов и судорожные состояния. На этапе токсемии преобладают такие расстройства со­знания, как астеническая спутанность, делириозно-онейроидные эпизоды, тревожно-депрессивные, депрессивно-фобические и де-персонализационные состояния. В период септикотоксемии обна­руживается энцефалопатия с тревогой, раздражительностью, стра­хом, реакциями протеста и отказа. В периоде выздоровления по­ражение ЦНС осложняется психоэмоциональными факторами (переживанием своего состояния и возможных последствий), в ре­зультате возникают астения, депрессия, ипохондрические и обсес-сивно-фобические проявления. После выздоровления (спустя 6—12 мес.) наиболее частое явление — церебрастения с вегетатив­ной нестабильностью, расстройствами сна, эмоциональными и по­веденческими нарушениями. У большинства детей на фоне депрес­сии возникает дисморфофобия [Зильберман И. А., 1988; Шадри­на И. В., 1991; Буторина Н. Е. и др., 1990].

Интоксикационные психотические расстройства. Распро­странение бытовой химии, широкое использование и хранение до­ма лекарственных средств и алкогольных напитков таит в себе опасность случайного их приема детьми. Нередко такие отравле­ния приводят к психическим расстройствам и оказываются тем опаснее, чем меньше ребенок и больше доза принятого средства. Другая из возможных причин интоксикационных психозов - не­обычная чувствительность ребенка к лечебным дозам препарата, случайная его передозировка. Известны психозы, вызванные атро­пином, циклодолом, преднизолоном, АКТГ, фенамином, антиде­прессантами (изониазидом, ипразидом), мумиё и другими средст­вами.

Холинолитические препараты (атропин) способны вызвать у детей кому с последующим развитием онейроида или делирия, а у младших детей — отдельные галлюцинаторные эпизоды [Федо­тов Д. Д. и др., 1976]. При возникновении психических рас­стройств от лечебных доз этих препаратов возможны астенове-гетативные нарушения [Буторина Н. Е. и др., 1973]. Лечение гормоном кортизоном в некоторых случаях приводит к депрессив-нопараноидному состоянию с кататонической симптоматикой. Наблюдавшаяся нами девочка 13 лет длительно лечилась предни­золоном по поводу тотальной алопеции (облысения). В процессе терапии у нее развился онейроидно-кататонический синдром, ко­торый, несмотря на отмену гормонотерапии, сохранялся в течение нескольких недель.

Другая возможность развития интоксикационных психических расстройств — употребление различных веществ, модных в опреде- ленных группах подростков. В связи с любопытством, с желанием приобщиться к группе, завоевать авторитет или по принуждению дети и подростки принимают алкоголь, лекарства (димедрол, цик- лодол, азафен и др.), вдыхают пары клея, растворителей, бензина. Естественно, что при этом появляется опасность интоксикации и психических расстройств. А. Е. Личко, В. С. Битенский (1991) опи- сали у подростков психозы, вызванные алкоголем, циклодолом, димедролом, амфетамином, эфедрином, кокаином, гашишем. Они указывают на возможность возникновения делириозных рас- стройств, галлюцинозов, онейроидов и параноидов в результате злоупотребления этими препаратами. t

Приведем пример интоксикационного психоза — делирия, раз­вившегося у 14-летнего подростка после выпитого вина с таблетками димедрола. Ночью на фоне бессонницы и резкого страха он увидел мужчин, которые влезли через балкон, ходили по комнате, размахи­вали дубинками, хотели избить отца. Он стал разговаривать с при­шельцами, и они ушли в дверь. На кухне видел двух школьников, а в комнате появились крокодилы и медведи, плясавшие в течение неко­торого времени перед ним. Сбрасывал с себя жучков и белых червей. Наутро правильно ориентировался в обстановке, но был эйфорич-ным, возбужденным и вначале не понимал болезненности пережито­го. Через несколько дней полностью восстановилось правильное по­ведение и критическое отношение к психотическому эпизоду.

Интоксикационные психозы у детей не всегда столь кратко-временны. В одном из наших наблюдений мальчик 14 лет в связи с отравлением бензином на фоне возникшего страха увидел колду­нью, а сзади нее - кресты, поля, вокруг вилась липкая желтая лента. Колдунья дотрагивалась до больного, что усиливало страх. Он прислушивался, улавливал какие-то голоса, содержание кото­рых не мог разобрать. Вокруг мелькали тени. Такое состояние по­вторялось в форме эпизодических обострений в течение более чем двух месяцев, в последующем некоторое время сохранялись тре­вожность, беспокойство, яркая вегетативная симптоматика, нару­шение сна. Полное выздоровление последовало лишь после дли­тельного лечения в больничных условиях. Возможно, что неблаго­приятное течение психических расстройств в этом случае объясня­ется легкой органической неполноценностью, обусловленной осложненным пренатальным развитием и проявлявшейся отстава­нием развития речи, крайне слабой успеваемостью, неустойчивым асоциальным поведением. Определенную роль могла сыграть и неблагоприятная семейная обстановка.