Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бонвеч Б., Галактионов Ю.В. - История Германии...doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
5.74 Mб
Скачать

3. Национальные проблемы в Германии

273

Грешно было бы забывать, что многие евреи, крещеные и некрещёные, [...] были в лучшем смысле слова германскими мужами, в которых мы почитали благородные и добрые черты немецкого духа. Но истиной остается также и то, что многие и видные представители нашего еврейства не пестуют добрую волю, [чтобы] стать немцем [...].

Я думаю, что некоторые из моих еврейских друзей с глубоким сожалением согласятся с моим утверждением, что в последнее время в еврейских кругах проснулся дух надменности, что воздействие еврейства на нашу национальную жизнь, которое в прежние дни создало много хорошего, ныне оказывается во многом пагубным.

[...] бесспорно и то, что семиты участвуют в обмане и надувательстве, [проявляют] дерзкую жадность в грюндерских бесчинствах, сопричастны гнусному материализму наших дней, который всякую деятельность рассматривает только как бизнес и угрожает удушением старому душевному трудолюбию нашего народа [...].

Опаснее всего воздействие значительного преобладания еврейства в ежедневной прессе. В течение десяти лет общественное мнение во многих германских городах фабриковалась перьями евреев; это было несчастьем и одной из причин упадка для либеральной партии, ибо как раз ее пресса предоставила еврейству слишком много простора.

Давайте не будем заблуждаться, движение сильно и глубоко [...]. Из среды мужей, которые отвергают всякую мысль о церковной нетерпимости или национальном высокомерии, исходит, как из одних уст, [возглас]: «Евреи наше несчастье!».

Deutsche Geschichte in Quellen und Darstellung. Bd. 8. Kaiserreich und Erster Weltkrieg 1871-1918. Stuttgart, 2002. S. 191-193. Перевод Г. Г. Супрыгиной.

123. Из статьи Вальтера Ратенау «Слушай, Израиль!» (1897 г.)

Вальтер Ратенау (1867-1922) германский политический и государственный деятель, промышленник и финансист. Как министр иностранных дел Германии подписал Рапаллъский договор 1922г. с Советской Россией. Убит в Берлине членами националистической террористической организации «Консул».

Слушай, Израиль! Прежде всего, я должен сообщить, что я являюсь евреем [...]. Многих из моих соплеменников знают только как немцев, а не как евреев. Некоторые из них, в особенности те, которые из-за профессии или [личной] склонности могут позволить себе меньше взаимодействовать с соплеменниками, чем с немцами [...], достаточно честны, чтобы больше не следовать за знаменами своих семитских философов. К таким я причисляю и себя [...].

18 Том 3. Документы и материалы

274 Национальное государство и империализм (1871-1914 гг.)

Экономическим вопросом, сферой особого внимания так называемого антисемитизма, я не хочу заниматься [...]. (Еврейский) Господь гнева и победы испытывал симпатию к народу воителей, народ торгашей и маклеров не интересует его [...].

Не взывайте к государству и правительству. Государство превратило Вас в граждан, чтобы сделать из Вас немцев. Вы остались чужаками и при этом полагаете, что оно должно выступить за полное равноправие? [...].

Переход в христианство не является окончательным решением еврейского вопроса [...]. Итак, что же должно произойти? Событие без исторического процесса: сознательное самовоспитание одной расы с целью приспособления к чужим требованиям [...]. Цель процесса не быть имитирующим германцев евреем, а воспитанным на германский лад и воспринявшим германские родовые качества. И впоследствии может образоваться промежуточный слой, который, будучи признаваемым обеими сторонами, представит разделительно-объединительное звено между немцами и традиционным еврейством.

Deutsche Geschichte in Quellen und Darstellung. Bd. 8. Kaiserreich und Erster Weltkrieg 1871-1918. Stuttgart, 2002. S. 152-155. ПереводГ.Г. Супрыгиной.

124. Из лекции профессора Ханса Дельбрюка о германизации восточных провинций (1913г.)

В современном национальном государстве возникает особо трудная проблема, если в него включен значительный элемент чужой национальности. Чем можно в государстве немцев, которое возникло на наполненном жизнью сознании немецкого народа, компенсировать тот факт, что в государственном и имперском организме имеется не менее 4 млн поляков, а, кроме того, еще датчане на севере, французы на востоке. Конечно, полного решения этой проблемы никто дать не может.

Есть обыкновение утверждать, и не без оснований: поляки пруссаки по статистике. Они присягают конституции, выполняют свои обязанности, работают на решение сиюминутных задач государства. Благодаря голосам поляков в рейхстаге [создавался] германский флот и реформа армии 1893г. и, тем не менее, если представить, что в мировой истории, или, как выражаются поляки, «если по воле Бога», однажды возникнет возможность создания польского национального государства, то они воспримут ее как высший закон и обратятся к этому государству. Как должно в таком случае договариваться с такой частью народа?

Решительно настроенные [люди] считают, что поляков нужно германизировать. Это было принято в расчет еще 25 лет назад. Да, мы имеем народные школы, а в них немецкого классного наставника. С шести

4. Рабочий вопрос и рабочее движение

275

лет польские дети учат немецкий язык, и выученное в школе получает завершение в армии; польские рекруты определяются под германское руководство. Все управление германское, все высшие чиновники — немцы. Кроме того, использованы громадные средства, чтобы скупить польские поместья и расселить на них германских крестьян.

Некто может сказать: да, это может помочь в перспективе, тем более что поляки распределены по четырем различным провинциям. Мы имеем 1,2 млн поляков в Верхней Силезии, 1,5 млн в Познани, 0,5 млн в Западной и 0,5 млн в Восточной Пруссии, постоянно смешанных с немцами [...]. Германизация народной школы происходила параллельно с повсеместной германизацией высшего чиновничьего сословия. Если раньше в нем, а также в офицерском корпусе были многочисленные поляки, постепенно они почти совсем исчезли.

Основное средство германизации Восточной марки поселения немецких крестьян. Там мы поселили более 120 тыс. крестьянских душ и создали тем самым действительно значительный островок германского [мира]. Да, теперь закон затрудняет поляку селиться на своей родине [...]. Этот исключительный закон (...) действительно часто применяется со всей его жестокостью.

Все нежелательные последствия [...] мероприятий по германизации [...] сходятся в одном фокусе: возбуждении польского национального чувства.

Deutsche Geschichte in Quellen und Darstellung. Bd. 8. Kaiserreich und Erster Weltkrieg 1871-1918. Stuttgart, 2002. S. 186-188. Перевод Г.Г. Супршшюй.