Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Книга о методике интегрального воспитания:....doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
17.04.2019
Размер:
920.06 Кб
Скачать

Гиперактивность – проблема взрослых, а не детей

– Они не могут правильно вписаться в наши косные рамки. Но это не их, а наша вина, поэтому мы должны срочно пересмотреть свои стандарты поведения и начать по-другому относиться к детям, чтобы не держать их в тюрьме. Мы пытаемся навязать им свою норму поведения, свои ограничения. А они уже не могут так жить.

Когда-то люди могли спокойно прожить всю жизнь в деревне, никогда ее не покидая. Сегодня и в деревне живут другие люди. Они обязаны оттуда выезжать, путешествовать, много видеть и знать, чтобы, возвращаясь в свои родные пенаты, иметь связь со всем миром. Люди теперь другие!

Нам необходимо обуздать себя, а не детей.

– Но это сделать очень сложно. У нас же есть привычки.

– Ну, конечно. Легче всего переломать детей. Но ничего не получится, потому что этим мы ломаем природу.

Она нам показывает новый этап своего развития – вот он, человек будущего. Не исправленный, не завершенный, не слепленный, но это его исконные исходные данные, его желания, движения, внутренние порывы. И это вызов нам. Мы должны на него ответить.

– Вы называете современных детей «людьми будущего», а многие родители и воспитатели говорят, что они больше похожи на обезьян.

Одна моя знакомая держала обезьяну дома. Я сам убедился, насколько это неуправляемое, тупое, все разрушающее животное. И вот сейчас многие люди приписывают своим детям именно такую модель поведения.

– Я уверен, что если бы над этой обезьяной взяли правильное шефство, то она стала бы есть вилкой и ножом, повязав себе салфетку. И прекрасно смотрелась бы за столом.

Человек, если его не воспитывать, будет вести себя так, будто только что вышел из лесу. Все зависит от окружающего общества. Поэтому мы должны создавать детям современное окружение, соответствующее запросам нашего века.

Нельзя говорить: «Мы не можем с ними ничего сделать, потому что они не такие, как мы». Ну, и что? Разве можно так относиться к нашим детям, к самому дорогому, что у нас есть? Это просто поразительно, насколько мы эгоистичны.

Системы воспитания не существует. Система образования – да, потому что мы хотим от них отвязаться, дать им какую-то специальность и спровадить. А воспитывать – нет. Мы из них не строим людей. Делая что-то для детей, мы не заботимся об их удобстве, не задаемся целью согласовать свои действия с их природой.

В них сегодня существуют и проявляются огромные желания, порывы, неусидчивость, невнимательность, то есть огромный внутренний темп. Как нам сделать так, чтобы им было просто, легко, свободно, чтобы они чувствовали себя хорошо?

Какая разница, какой мир мы построим? Любой, только чтобы им было хорошо. Ведь таким должно быть отношение к детям. Почему же его у нас нет? Мы, взрослые, эгоисты, мы желаем их сломать под себя, для собственного удобства, и только.

Совместное владение ресурсами

– В психологии понятие «граница» определяется там, где мои интересы сталкиваются с интересами окружающих людей. И очень часто бывает, что ресурс ограничен. Тогда возникают две парадигмы: либо я уступаю ресурс другому человеку, либо я отвоевываю этот ресурс.

Концепция интегрального общества, человека будущего – это уступать или отвоевывать?

– Ни то и ни другое. Утверждать общее, только лишь общее. Нет твоего и моего. И ты, и я должны владеть ресурсом вместе, – не каждый своей половиной, а общим ресурсом. Это является целью интегрального воспитания.

– Когда американцы пытались цивилизовать индейцев, они столкнулись с такой проблемой: у индейцев не было частной собственности. Они не понимали, что такое «украсть», что такое «взять чужое», потому что у них все было общее.

Вы сейчас говорите о чем-то подобном. Значит, частной собственности как таковой не должно быть?

– Да. Но у индейцев не было частной собственности до зарождения эгоизма. Он и сейчас у них на очень низкой стадии развития. Я знаком с этими народами – немножко наблюдал их в Канаде.

А мы сегодня находимся на самом пике развития эгоизма. Он в нас огромен, требует непрерывного индивидуального насыщения, вопреки и даже во зло всем. Я наслаждаюсь от того, что я выше других. Чем хуже другому, тем лучше я чувствую себя.

На этой стадии мы должны создать общество, в котором я бы чувствовал, что все принадлежит всем, в том числе, и я принадлежу всем, а не себе. Не должно быть во мне ничего такого, что я мог бы назвать своим личным «я», а только «мы» и только «наше».

Мы, а не индейцы, должны к этому сегодня прийти. Такая работа требует огромных усилий, воспитания, образования, но это будет уже серьезным исправлением природы человека. Исправленный эгоизм даст нам ощутить совсем иное мироздание, иной уровень, просто другой мир!

– Я хочу уточнить. Предположим: есть пять детей и три стула, и все пятеро хотят сидеть. Каким образом это можно организовать?

– Надо воспитывать их так, чтобы не стремились усесться на стул, а если стульев не хватает, все бы сидели на полу. Или, по крайней мере, все бы настаивали на том, чтобы сел другой. Мы должны привить им понимание того, что если лучше другому, то хорошо мне.

Это не просто, но дети воспринимают это естественно, особенно в возрасте до 9-10 лет. Гораздо естественней, чем 12 подростки или юноши 17-18 лет. В этот период можно создать предпосылки для решения проблем «мое», «твое», «наше».