Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
4 курс / Фак. Терапия / ПРОТИВОВОСПАЛИТЕЛЬНАЯ_ТЕРАПИЯ_РЕВМАТИЧЕСКИХ_БОЛЕЗНЕЙ,_Е_Л_НАСОНОВ.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
4.55 Mб
Скачать

 

ПГЕ2

Мембранные рецепторы и белки:

Внеклеточный матрикс:

класс I/II ГКГ

коллаген тип III, IV, V

АВО антигены

протеогликаны

VCAM семейство

фибронектин

IСАМ семейство

Другие:

CD32 (IgG Fc)

CD35 (С3b)

фактор Виллебранда

Clq

тромбоспондин

CD31/13 (гранулоцитарно/ макрофагальный антиген)

антиген Кавасаки

CDw29 (антиген 120-130kDa)

 

CD34 (миелоидный антиген)

 

CD41 (IIb/IIIa гликопротеин)

 

CDw42-ïoäoáíûé гликопротеиновый рецептор

 

CD73 (экто-5-нуклеотидаза)

 

ИЛ-1, ИФ-γ/β

 

ФНО-α/β

 

плазминоген

 

тромбомодулин

 

С-белок

 

IX/Ixa

 

гепаринсвязывающий фактор роста

 

серотонин

 

инсулин и инсулиноподобный фактор роста

 

P2-g пуринорецептор

 

 

 

Антитромбоцитарная и фибринолитическая активность составляет основу тромборезистентности сосудистого эндотелия. В норме антикоагулянтный и прокоагулянтный эффекты уравновешены, однако на фоне развития иммуновоспалительных процессов этот баланс может быть

нарушен. Например, ИЛ-1 и ФНО обладают выраженной прокоагулянтной активностью, которая определяется способностью этих цитокинов усиливать экспрессию тканевых факторов, снижать экспрессию тромбомодулина, стимулировать синтез ингибитора 1 тканевого активатора плазминогена.

ЭК участвуют во всех фазах острого и хронического воспаления, таких как начальная вазодилатация, увеличение сосудистой проницаемости, прилипание, трансмиграция и активация лейкоцитов, ангиогенез и фиброплазия.

1.8. Клеточные молекулы адгезии

Рециркуляция и рекрутирование (накопление) лейкоцитов в зоне воспаления опосредуются специфическим взаимодействием лиганд — рецептор между молекулами адгезии ЭК и лейкоцитов, поверхностная экспрессия которых регулируется воспалительными медиаторами и цитокинами. Клеточные молекулы адгезии (КМА) являются белками, гликопротеинами или пектинами, обеспечивающими межклеточные контакты. На ЭК и клетках иммунной системы присутствуют 3 семейства КМА: семейство селектинов, семейство интегринов и суперсемейство генов иммуноглобулинов (таблица 1.4.).

Таблица 1.4. Основные типы молекул адгезии и их лиганды

Семейства молекул адгезии

Основные представители

Лиганды

Селектины

Е-селектин

Сиалированные, фукозилированные

 

Р-селектин

тетрасахариды (например, Lewis х)

 

L-селектин

 

Интегрины

 

 

β1 СЕмейство

VLA-4β1, α4,

VCAM-1, фибронектин

β2 семейство

LFA-1β2, α1

IÑÀÌ-1, IÑÀÌ-2, IÑÀÌ-3

 

Mac-1β2, αm

IÑÀÌ-1, фибриноген, С3bi

 

р 150 95, β2, αx

C3bi

Суперсемейство

IСАМ-1

LFA-I. Mac-1

иммуноглобулина

IСАМ-2

LFA-I

 

IСАМ-3

LFA-I

 

VCAM-1

LFA-4

 

MedCAM-l

β7, α4 L-селектин

 

PECAM-I

PECAM-I

Селектины — гликопротеины, экспрессирующиеся на лейкоцитах, тромбоцитах и ЭК, обладают N- терминальным лектиноподобным доменом, за которым следует последовательность, напоминающая эпидермальный фактор роста, и короткий повтор, напоминающий последовательность в белках, регулирующих активацию комплемента. Описано 3 типа селектинов, принимающих участие в связывании лейкоцитов с ЭК в зоне воспаления: 1). L-селектин (лейкоцитарная молекула адгезии) экспрессируется на лейкоцитах, рассматривается как основной "homing" рецептор для миграции лейкоцитов, которая очень быстро освобождается с клеточной поверхности после активации Т-лимфоцитов и нейтрофилов; 2). Р-селектин (гранулярный мембранный белок 140) хранится в α-гранулах тромбоцитов и секреторных гранулах (тельца Weibel-Palade) ЭК, индуцируется гистамином и тромбином и имеет важное значение в связывании нейтрофилов

имоноцитов с ЭК; 3). Е-селектин (эндотелиальная лейкоцитарная молекула адгезии 1; ELAM-1) экспрессируется на клеточной поверхности ЭК под влиянием ИЛ-1 (α/β, ФНО-α и ИФ-γ и играет важную роль в инициации связывания лейкоцитов и ЭК в зоне воспаления. Гиперэкспрессия Е-селектина обнаружена на ЭК синовиальной ткани при РА (A. E. Koch и соавт., 1991), а также в кровяных сосудах кожи при ССД и СКВ (H. M. Belmont и соавт., 1994).

Интегрины — семейство родственных молекул адгезии, опосредующих связывание клеток с матриксом и межклеточные взаимодействия. Они обнаруживаются на лимфоцитах, моноцитах, тромбоцитах, эпителиальных

иЭК. По структуре интегрины являются гетеродимерами, состоящими из α- и β-субъединиц. В зависимости от структуры β-цепи интегрины подразделяются на 3 субкласса, каждый из которых имеет общую β-цепь, нековалентно связанную с α-цепью. Описано 3 подсемейства интегринов (β1, β2, β3). β1-интегрины (CD29 или

VLA белки), имеют общую β1-öåïü (мол. масса 130 KD), ассоциирующуюся с одной из 6 возможных α-цепей (мол. масса 150-200 kD). β1-интегрины и β3-интегрины выполняют функцию рецепторов для фибронектина, ламинина, витронектина, GPII/IIIa антигена тромбоцитов, участвуют в адгезии фактора Виллебранда. β2- интегрины (CDIIa, b, с / CD18) обнаруживаются на мембране лейкоцитов, участвуют в адгезии лейкоцитов к эндотелию, их миграции, связываются с компонентами комплемента или факторами свертывания. Они состоят из 3 различных альфа-цепей (CD11a, b, c) и общей β-2 субъединицы (CD18). Большинство интегринов связываются с общей аминокислотной последовательностью аргинин-глицин-аспарагин, присутствующей в составе различных белковых молекул.

Суперсемейство молекул адгезии, относящихся к генам иммуноглобулинов, экспрессируется на ЭК и,

являясь лигандами для лейкоцитарных интегринов, играет важную роль в процессах взаимодействия ЭК и лейкоцитов. К ним относятся межклеточная молекула адгезии 1 (ICAM-1; CD54), межклеточная молекула адгезии 2, тромбоцитарно-эндотелиальная молекула адгезии 1 (РЕСАМ-1; CD31), сосудистая молекула адгезии 1 (VCAM-1), а также молекулы ГКГ классов I и II. Экспрессия VCAM-1 и ICAM-1 индуцируется ИЛ-1 α/β, ФНО-α и ИФ-γ.

При СКВ и РА наблюдается гиперэкспрессия CD11b/CD18 на мембране лейкоцитов, что, как полагают, отражает внутрисосудистую активацию нейтрофилов провоспалительными стимулами (например, С5а). Увеличение экспрессии CD11b/CD18 коррелирует с активностью СКВ. Имеются данные о гиперэкспрессии ICAM-1 и VCAM-1 на микрососудах синовии у больных РА, но не остеоартритом.

1.9. Взаимодействие ЭК и лейкоцитов

Взаимодействие лейкоцитов и эндотелия лежит в основе физиологической рециркуляции и направленной трансмиграции лейкоцитов в лимфоидные ткани и участки воспаления; рассматривается как комплексный динамический процесс, регулирующийся каскадом молекулярных реакций, напоминающих реакции, составляющие основу активации системы комплемента или системы свертывания крови. Для перехода из кровяного русла в ткани лейкоциты должны в начале прилипнуть к сосудистому эндотелию. Прилипание и трансэндотелиальная миграция имеет место преимущественно в специализированных участках сосудистого русла, а именно в посткапиллярных венулах нелимфоидных тканей и высокоэндотелиальных венулах лимфатических узлов. ЭК очень быстро реагируют на некоторые вещества (гистамин, тромбин), однако только воздействие цитокинов вызывает выраженное изменение функциональных свойств ЭК, проявляющееся гиперэкспрессией генов и синтезом белка. Этот процесс нарастает постепенно (в течение нескольких часов), но сохраняется длительное время. Индуцированное провоспалительными цитокинами функциональное перепрограммирование сосудистого эндотелия приводит к изменению его функции в направлении, способствующем формированию протромботического и провоспалительного состояния, которое получило название "активация ЭК".

В отсутствие воспаления спонтанная адгезия лейкоцитов к эндотелию и их миграция через эндотелиальный барьер ограничены. Однако при активации ЭК развивается каскадный процесс взаимодействия ЭК и лейкоцитов, который условно подразделяется на несколько этапов (таблица 1.5.).

Таблица 1.5. Молекулы, принимающие участие в процессе взаимодействия между лейкоцитами и эндотелием (по D. H. Adams и S. Shaw, 1994)