Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чибиряев ИГиПЗС.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
3.42 Mб
Скачать

§ 3. Государственный строй

По форме правления Византийская империя являлась абсо- лютной монархией. Главой государства и церкви был император (по-гречески «василевс»). Императорская власть по происхожде- нию считалась божественной, а сам император-священной осо- бой. В его руках находилась законодательная, исполнительная и

191

высшая судебная власть. Он издавал законы, являлся их верхов- ным толкователем, имел право облагать налогом имущество под- данных и даже конфисковать частные владения; номинально счи- тался верховным главнокомандующим, назначал и смещал ко- мандный состав армии и высших государственных чиновников; руководил внешней политикой и являлся высшим судьей.

Теоретически императору принадлежала «власть над всем», он был окружен почти божественным поклонением, но практиче- ски он далеко не являлся единственным вершителем судеб страны. Его власть существенно ограничивалась, во-первых, институтом соправителей

В Византии отсутствовала четкая система престолонаследия. Главой государства мог стать как сын предыдущего императора, так и любой узурпатор, овладевший престолом. Отсутствие твер- дого порядка престолонаследия порождало развитие института соправителей. Император еще при жизни вынужден был назна- чать себе соправителя из числа своих сыновей или ближайших родственников, что способствовало оформлению династических отношений, но ограничивало императорскую власть. Наследст- венный принцип престолонаследия стал закрепляться с IX в. в пе- риод правления императоров Македонской династии (867-1056 гг.). Однако и их царствование прерывалось правлением узурпа- торов. С конца XI в. принцип легитимности при передаче престо- ла упрочился. Более ста лет в империи непрерывно правила дина- стия Комнинов (1081-1185 гг.). С развитием династических отно- шений и упорядочением системы престолонаследия изменился обряд вступления на престол. Если раньше нового императора провозглашал народ, выкрикивая его имя на ипподроме, то те- перь императора венчали на царство как божьего избранника в храме святой Софии в Константинополе.

Во-вторых, власть императора ограничивалась его обязанно- стью соблюдать нормы канонического права, гражданские зако- ны, хранить верность традициям. «Обязанность и долг царя, - го- ворилось в Эклоге - официальном законодательном своде Визан- тийской империи VIII в.,- поддерживать и приводить в исполне- ние все, что изложено в Писании, в решении святых соборов и в римских законах». Данное требование не являлось чисто теорети- ческим. Византийские императоры должны были выступать охра- нителями чистоты православного вероучения, соблюдать строгий церемониал, подчиняться гражданским и церковным законам. Любое нарушение установившихся традиций вызывало сильней- шее противодействие со стороны церкви и византийского общест- ва. В этом отношении очень примечательна история четвертого брака императора Льва VI, нарушившего нормы канонического права, которое допускало лишь три законных брака в течение

192

жизни. Хотя император и обосновывал свой поступок отсутстви- ем наследника, это стало предметом долгих споров и смут и при- вело, в конечном итоге, к осуждению «четвертого брака».

В-третьих, в первые века существования Византии власть им- ператора ограничивалась наличием государственных учреждений, унаследованных ею еще из республиканского периода римской истории, таких, как синклит (сенат), консисторий (государственный совет) и димы (организации свободных граж- дан византийских городов).

Значительную политическую роль, особенно в первые века византийской истории, играл синклит. Считалось, что государь правит при участии сената и народа. Византийский сенат был не похож на древнеримский. Он состоял из чиновников первого класса, назначаемых императором. Члены синклита - синклитики - исполняли свои обязанности пожизненно и никем не могли быть лишены титула. Синклит был наделен широкими полномочиями. Он выбирал императора, участвовал в назначении высших чинов- ников, подготавливал законопроекты, осуществлял контроль над финансовым ведомством, обсуждал текущие вопросы внутренней и внешней политики. Однако уже с VII в. его значение существен- но падает, растет авторитет монархической власти. С приходом к власти императоров Македонской династии оформление визан- тийской автократии завершается, и византийский синклит прак- тически лишается своих полномочий. Эдиктом императора Льва VI постановлялось «уничтожить закон, приобщающий сенат к законодательству, так как монархическая власть взяла руково- дство всем исключительно на себя». С конца XI в., когда на пре- столе закрепилась династия Комнинов, выражавшая интересы провинциальной знати, синклит практически перестал созывать- ся.

Димы {от греческого слова «демос» - народ) были организа- циями свободных граждан византийских городов, выполнявшими различные хозяйственные, политические и военные функции. Ви- зантийский народ мог выражать свое мнение, обращаясь к импе- ратору с жалобами и прошениями во время проезда его по столи- це, а также возгласами в огромных собраниях, происходивших в цирке (ипподроме). Выкриками на ипподроме димы участвовали в церемонии провозглашения нового императора. Постепенно димы так же, как и сенат, утрачивают свои позиции. Остатки го- родского самоуправления были уничтожены в начале X в. импе- ратором Львом VI, постановившим, что теперь «император обо всем заботится и печется сам и все дела направляются и решаются его попечением».

В Византийской империи сложилась строго централизован- ная система управления. Императорская власть опиралась на об-

193

7 Зак. 196

ширный чиновничий аппарат, имевший жесткую иерархию чинов и титулов, которая оформилась при императоре Льве VI (конец IX - начало X вв.). Центральное управление сосредоточивалось во дворце и делилось на ряд органов отраслевого управления - секретов, во главе которых стояли высшие чиновники - логофеты, назначаемые императором. Среди них к числу важнейших отно- сились ведомства: внутренних, иностранных и военных дел, не- сколько финансовых секретов и др.

Провинциальное управление было также строго централизо- вано. Проведенная еще в VII в. реформа местного управления привела к оформлению нового административного устройства, получившего название фемного строя. Вся территория империи была разделена на военные округа - фемы, власть над которыми (и военная, и гражданская) сосредоточивалась у стратига - ко- мандующего фемным войском. Военные силы провинции ком- плектовались в основном из местных жителей - стратиотов. К X в. права стратигов возрастают, хотя законодательно данная тенден- ция не подкрепляется. Постепенно формируется принцип наслед- ственной передачи этой должности. Вопреки закону, запрещав- шему стратигу иметь земельные владения в подвластной феме, многие из них становились здесь крупными провинциальными землевладельцами, что говорило о феодализации должности стратига.

Сложное внешнеполитическое положение империи делало византийскую армию важнейшей политической силой в государ- стве. Армия далеко не формально участвовала в провозглашении императора. По сути, она играла решающую роль при его выдви- жении на престол. В связи с этим византийские императоры стре- мились привлечь ее на свою сторону, раздавая многочисленные привилегии стратиотской верхушке, тогда как основная часть ря- довых стратиотов из-за тяжелого налогового бремени неуклонно разорялась. Обогатившиеся стратиги, которые постепенно пре- вращались в провинциальную феодальную знать, становились все более независимы от императорской власти. Византийская армия, всегда являвшаяся важнейшей политической силой в государстве, постепенно превращалась в источник опасности для центральной власти. С XI в. византийское правительство начало широко прак- тиковать применение отрядов иностранных наемников, что в уо ловиях крайне неблагоприятной внешнеполитической обстановку привело к падению военной мощи.

С укреплением феодальной собственности и ослаблением ар мии в Византийском государстве зрела идея раздела империи н патримониальной основе между сыновьями императора. Явлени политической раздробленности, обострившиеся в самый критич^ ский период византийской истории, привели к гибели государства, 194