Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крегер Тьюсон Типы людей и бизнес.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
1.61 Mб
Скачать

Пунктуальность или импульсивность?

В отношении времени существует два ключевых понятия: пунктуальность и импульсивность.

Есть люди настолько помешанные на пунктуальности, что они помечают фломастером на яйцах дату их покупки, чтобы — упаси Боже! — не использовать свежие яйца вперед старых. Встречаются индивидуумы, которым точно известно, что дорога от их дома до магазина занимает ровно четыре минуты семнадцать секунд, если не попадешь на красный сигнал светофора на перекрестке, в противном случае путь занимает пять минут и шесть секунд.

Их полные антиподы — люди, импульсивно распоряжающиеся временем и следующие исключительно велению момента. Они без колебаний меняют свои планы, забрасывают обратно в холодильник размороженные продукты, чтобы отправиться на ужин в ресторан, проскакивают перед быстро идущим транспортом, чтобы успеть на трамвай. Есть такие, кто, повинуясь сиюминутным импульсам, спонтанно делают большие, дорогостоящие покупки, меняют планы путешествий или просто «отчубучивают» нечто совершенно неожиданное.

Пунктуальность и импульсивность сами по себе не есть зло. Они порождают проблемы, когда люди доходят до крайностей в первом и не умеют управлять вторым.

Когда на главном месте стоит вопрос времени, обычно берут верх люди Решающего (J) типа, независимо от того, правы они или нет. Причина этого в том, что люди Воспринимающие (Р) склонны отодвигать сроки и превышать лимит времени, что однозначно воспринимается, как медлительность, неумение быстро работать, и Решающие (J) постоянно их в этом упрекают. Поскольку Решающие (J) пунктуальны от природы, они всегда строго придерживаются установленных временных рамок, даже если ситуация этого не требует.

Учитесь новому

¦г Промедление и отставание от сроков не всегда проистекают из того, что человек не умеет рационально использовать время. Проблема некоторых людей в том, что они берут на себя слишком много, чего-то не успевая и пренебрегая чем-то не менее важным. Приведем пример Ирены, INFP, школьной учительницы, которая в течение рабочего дня настолько посвящала себя заботам о других, что полностью пренебрегала собственными нуждами. На первом месте у нее стояли проблемы других людей, а все остальное, будь то обед или даже подготовка к уроку, отодвигалось на задний план. (Что касается подготовки к урокам, то Ирена вообще считала, что обучение должно проходить спонтанно и планировать его не следует.) В результате такого поведения здоровье Ирены было подорвано, она непрерывно получала выговоры от администрации школы за недостаточную работу с необходимой документацией —планами уроков, классным журналом, результатами контрольных и отчетами об успеваемости.

Интересно, что ученики любили Ирену, и это побуждало ее еще больше посвящать себя заботе о них. Поскольку в ней были сильны интуитивное и воспринимающее начала, ее бесконечные поиски возможности как-то помочь другим, раз за разом заставляли ее следовать душевным порывам. Она могла прервать разговор, чтобы чем-то помочь ученику, дополнительно позаниматься с отстающими вместо обеда или допоздна задержаться на работе, чтобы разобраться в домашних проблемах кого-то из учеников. В результате у нее практически никогда не оставалось времени для самой себя.

Когда Ирена пришла к нам, она относилась к себе весьма критически и чувствовала себя неудачницей. Мнение о ней начальства — школьной администрации, — только подкрепляло ее негативное восприятие самой себя, а семья жаловалась на недостаток внимания и чувствовала себя заброшенной. Когда мы начали с ней работать, стало очевидно, что в Ирене нужно усилить интровертное начало и что ей следует проводить больше времени в одиночестве. Это позволило бы ей спокойно дочитывать до конца книги, заняться активным досугом и просто обратить внимание на свою личную жизнь. (Всего этого ей и самой хотелось.) Проблема Ирены состояла в том, что она стремилась все делать одновременно, переключаясь с одного на другое, и это приводило к тому, что все дела оставались незавершенными, а это только усиливало ее стресс. Для начала мы посоветовали ей браться в день только за одно дело и не отвлекаться, пока она не сделает его в намеченный срок. Мы, например, ставили ей задачу прочитать в течение недели книгу и только после этого переходить к составлению учебного плана, на что отводилось, допустим, две недели.