Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ладыгина-Котс Н.Н., Дитя шимпанзе, дитя человека.pdf
Скачиваний:
71
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
27.53 Mб
Скачать

Глава 4. Игры человека и шимпанзе

Подвижные игры

1. Развлечение движением.

Для ребенка человека, как и для дитяти шимпанзе, характерно наслаждение самодовлеющим движением.

Уже девятимесячный Руди, едва просыпается, пытается привстать, держась за жердочки кровати, а не лежит и гулит, как то было ранее; то он шлепнется, то встанет, пробует итти с поддержкой, пытается ползать, тянется к каталке, чтобы его везли; даже везомый в коляске он все время развлекается своими собственными движениями.

Десятимесячный ребенок является необычайно подвижным существом. Руди в этот период, развозившись, ни секунды не остается в том же положении: то он встает на ножки, то падает на пол, то, быстро поднявшись, пытается стоять без поддержки, широко растопырив ножки, а едва почувствует устойчивость, начинает быстро-быстро махать руками, словно собирается взлететь, делает несколько шагов вперед, падает, опять пытается подниматься, снова и опять с трудом привстает и, зацепляясь руками за окружающие предметы, лезет то туда, то сюда, карабкаясь на валики диванов, стремясь все выше и выше, падая, ушибаясь, но не охладевая в своих стремлениях к движению.

Одиннадцатимесячное дитя, едва выучившееся ходить, может длительно развлекаться беганьем по комнате, оно порой раз 20—30 подряд перебегает безостановочно из комнаты в комнату, из стороны в сторону, из угла в угол.

Годовалое дитя охотно бежит за покатившейся движущейся игрушкой, бежит спешно, наклоняя вперед туловище и голову, порой бросается вперед без всякой опаски и падает. Зачастую ребенок сам бросает впереди себя вещи и сам бежит их догонять, причем его путь идет не по кратчайшей линии.

Руди даже в возрасте около 3 лет очень любит развлекаться, валясь на пол, переваливаясь, как маленький медвежонок, с боку на бок, вздергивая кверху ножки, как бы вспоминая младенческое барахтанье, так и говоря: «Хочу поваляться по полу».

Кто из нас ни наблюдал, как дети-дошкольники носятся, как сумасшедшие, по дому из комнаты в комнату, всем мешая, за все задевая, умоляя «дать им побегать».

2. Бег и прыгание.

Дитя нередко и подолгу развлекается бегом как таковым. «Бегать, бегать, кугом, кугом!» (кругом), — кричит Руди (в возрасте 1½—2 лет), попадая в обширное помещение, крича, визжа,, бегая до изнеможения; ребенок так увлекается этим движением, что, сам того не замечая, доходит до сильнейшей усталости, схватывается за грудь, говоря: «бобо» (больно), но, отдохнув минуту-другую, опять срывается и убегает. Как любил Руди (в возрасте от 1½ до 3 лет) кружиться вокруг себя, доходя до головокружения, с восторгом и удивлением восклицая при остановке: «И кресло вертится, и диван вертится, и хлеб, и молоко, и бабушка вертится», полагая повидимому, что все окружающее вовлечено в водоворот его кружения. Как любил Руди взбегать на высокие горы и безудержно низвергаться с них вниз, рискуя расшибиться!

Бег, сопровождаемый прыганием, особенно воодушевляет ребенка, и для моего малютки (в возрасте 1 г. 6 м. 14 д.—2 г. 7 м. 6 д.) было громадным удовольствием, когда я разрешала ему бегать из комнаты в комнату и вспрыгивать на находящиеся там мягкие диваны и подпрыгивать на них вверх и вниз.

Позднее (в возрасте 2—3 лет) дитя радостно занималось спрыгиванием со ступенек лестницы, перепрыгиванием через плюшевого мишку, через невысокие им же установленные барьеры из деревянных брусочков (Табл. B.47, рис. 4, 5), прыганием через веревочку; но конечно в этих, как и в других физических упражнениях дитя уступало шимпанзе, который легко и бесстрашно прыгал на землю (с высоты 2—3 м) с ворот и заборов, на которые он забирался.

245

Игры человека и шимпанзе

Всем известно, как дети любят игру в «классы», включающую прыгание на одной ноге или перепрыгивание через нарисованные на земле клетки.

Мой Руди с трудом и не ранее 4—5 лет выучился прыгать на одной ноге и обычно осуществлял это прыгание на короткое расстояние; у моего Иони я вообще никогда не наблюдала способности прыгания на одной ноге, но у того и у другого малыша я замечала непреодолимое стремление к прыганию на одном месте, что особенно энтузиастично осуществлялось при наличии под ногами слабопружинящей поверхности (диванов, кроватей), прогибать которые было им так радостно.

Сколько борьбы приходилось мне выдерживать со своим малышом, одно время настолько пристрастившимся к прыганию на мебели, что его приходилось стаскивать с нее насильно из боязни, что все имеющиеся в мебели пружины будут перепорчены этим неистовым и систематическим их продавливанием.

3. Подвижные игры (с животными).

Всем известно, какие оживленные и многообразные игры осуществляют ребята с молодыми щенками. Для моего 4—5-летнего Руди было громадным удовольствием «баловаться», как он говорил, с маленькой собачкой: то он бегал взапуски с ней, то наскакивал на нее, то тискал ее, то боролся с ней как со сверстни- ком-мальчуганом.

Подобно Иони и своей маленькой собачке, преследующим всякое движущееся на их глазах живое существо, одержимым неодолимой силой, заставляющей их догонять убегающее, и маленький Руди (в возрасте от 1 г. 4 м. до 2 лет) очень любил развлекаться самодовлеющим преследованием, гоньбой воробьев, ворон, дворовых кошек, кур, собак, поросят.

Руди, как и Иони, очень охотно вовлекал в свое сообщество живых животных; он играл с ними даже более непосредственно, развязно и оживленно, чем со сверстниками детьми, причем в этих играх не было и следа того издевательского отношения к животным, которое было так характерно для Иони. В то время как шимпанзе, чувствуя свое физическое превосходство над животными, тотчас же пытается выявить над ними свой произвол и власть, преследуя их, тиская, стараясь ущипнуть, колотя, всячески истязая их, — Руди (уже в возрасте 2½ лет) пытается вовлечь живое животное в круг его человеческих, идейных интересов; так например, когда ему показали большую живую кошку, мальчик то подносил ей к носу маленькую игрушечную кошку, предлагая первой поцеловать вторую, то уже (в возрасте 2 г. 9 м. 13 д.) демонстрировал кошке чучело белочки, давал посмотреть ей свою резиновую куколку, то совал ей ко рту дудочку, предлагая подудеть, то приносил кошке разные игрушки и объяснял, как с ними играть, причем порой это объяснение было весьма несовершенное: например, показывая коту колечко от пирамиды и поясняя больше жестами, чем словами, Руди говорит: «Это такая, чтобы так делать», и, не дождавшись от него ответа, сам отвечает за кота и таким образом поддерживает разговор и общение.

Конечно дитя особенно охотно бегает вместе с домашними животными, устраивая всевозможные подвижные игры, догоняя, ловя, убегая от них, борясь с ними. По мере вырастания дитяти конечно осложняются и формы игры с живыми животными.

Мой 5-летний Руди, заполучив в сообщество трех котят, мог играть с ними целыми днями, без конца изобретая самые разнообразные игры: то он делал из колышков подобие клетки и сажал их в так называемую тюрьму, то он катал их на игрушечном автомобильчике, то он побуждал их прыгать через обруч, все время разговаривая с ними и за них, заставляя их вступать друг с другом во взаимное общение. Я никогда не замечала у Иони иной формы общения с живыми животными кроме гоньбы, жестокого тисканья их и драки с ними.

Если нет под рукой живого животного, игрушечное в полной мере могло его заменить. Из несметного количества развлечений сына с бесчисленными игрушечными животными возьму хотя бы забавы с его любимцем товарищем «получеловеком, полузверем» по определению мальчика1 — плюшевым мишуком.

Чего-чего Руди с ним ни выделывает! То он (в возрасте 2—2½ лет) сажает мишку в игрушечные авто, или поезд, и возит его (Табл. B.46, рис. 1), то (в возрасте 3—3½ лет) он затевает с ним борьбу, наваливается на него, тискает и как бы побеждает, то он берет на себя роль врача и, вооружившись резиновой трубкой,

1 Определение было дано при следующих условиях: однажды я спросила Руди: «Как ты думаешь, твой плюшевый мишук — человек или зверь?» Он ответил: «Получеловек, полузверь» и пояснил: «лицо человечье, руки и ноги мишучиные».

246

Игры человека и шимпанзе

приставляет ее к груди усаженного на диванчик мишки и как бы выслушивает его (Табл. B.72, рис. 6, Табл. B.106, рис. 6), то он угощает его так называемой рыбой, пойманной в так называемом пруде — в луже. Летом он катается с ним на велосипеде, дрезине (Табл. B.77, рис. 5), зимой — на санках (Табл. B.73, рис. 5, 6); сконструировав из диванных валиков так называемый аэроплан, в качестве пассажира мальчик берет своего мишука (Табл. B.114, рис. 5). С ним он охотнее всего качается на качелях, лазает с ним по трапециям

(Табл. B.73, рис. 2—4).

Будучи в возрасте 4½ лет, Руди сам придумывает и конструирует уже сложную игру поимки мишука — игру, состоящую из 6 этапов (Табл. B.72, рис. 1—6):

1.Мальчик собирает ягодки шиповника (прикорм мишука).

2.Мальчик делает на земле веревочную петлю и сыплет в нее: корм.

3.Расположив петлю над прикормом, просит бросить в петлю мишука и сам готовится затянуть петлю, настороженно присев поодаль.

4.Затянув петлю, подтаскивает мишку к себе.

5.Как добычу, уносит на спине висящего в петле мишку.

6.Привязывает мишку к дереву, чтобы он не убежал.

Как видно, эта игра имеет уже ряд последовательно развертывающихся целенаправленных действий, связанных с мнимым овладеванием животным, — представляет собой прототип игры-охоты.

Позднее, в возрасте 5 лет, попав в стадию увлечения войной, Руди постоянным и неизменным своим товарищем по оружию делает того же мишука, снабжая его противогазом, вооружая снарядами, ружьями и пушками, вовлекая его в разнообразнейшие игры в войну, то заставляя мишука быть в стане неприятеля и прислоняя его к пушке, побуждая нападать на себя (Табл. B.68, рис. 5), то беря медвежонка в свой лагерь и, по-товарищески обнявшись с ним, нападая на мнимых противников.

Не только любимец плюшевый мишук, но и другие игрушечные животные (зайцы, кошки, собачки, лошадки), точно так же как и куклы, настолько одушевляются малюткой, что он пытается ввести их в круг самых разнообразных своих развлечений. Забавляясь сам бренчанием клавиш на игрушечном пианино (в возрасте 4 лет), Руди побуждает ударять лапой и своих игрушечных любимцев (мишука, зайчика и кошечку

— Табл. B.72, рис. 5); играя с ними, он (в возрасте 2 г. 8 м. 23 д.) непрерывно разговаривает с ними как с товарищами.

Конечно формы игры с одушевляемыми игрушками осложняются в зависимости от возраста ребенка. Если в более раннем возрасте игровой контакт с одушевляемой игрушкой сводится к воспроизведению како- го-либо единичного действия, взятого из человеческого обихода, то в более позднем возрасте (3 лет) дитя осуществляет целую серию действий, иллюстративно конкретизирующих сложное явление, требующих участия целого коллектива неодушевленных сотоварищей. Так например (в возрасте 3 лет) Руди устанавливает длинные цуги из различных игрушечных экипажей, рассаживает в них кукол и зверей и «путешествует» с ними по садику (Табл. B.75, рис. 1); то он вмещает массу зверей в грузовой автомобильчик и заставляет меня везти их, а сам, нацепив барабан, идет впереди, говоря, что едем «на демонстрацию» (Табл. B.75, рис. 3); то он делает так называемый аэроплан, сам садится за летчика, а меня заставляет быть пассажиром и дает мне в компанию чуть не всех своих неодушевленных сотоварищей (Табл. B.75, рис. 2).

Иногда мальчик собирает всех игрушечных зверей, полузарывает их в песок, или делает забор, устраивая зоосад (Табл. B.118, рис. 2—3); иногда он усаживает зверей и кукол за стол, расставляет посуду и разливает им чай; иногда он собирает коллектив из многочисленных игрушечных кошек и, показывая им любимую картинку («кошка удирает в окно от собак»), подробно и точно объясняет ее содержание. Таким образом он с воодушевлением и отчетливостью выполняет то руководящую роль возницы, то летчика, то демонстранта, то любезного хозяина, то лектора.

Вы часто можете услышать от дитяти, как он, уходя из садика, делает серьезный наказ игрушечной кошке, сажая ее в сани с остающимися игрушками: «Стереги, кто придет — отшлепай, а потом зубами так — тррык», — при этом подносит руку ко рту, как бы кусает ее. Другой раз он (2 г. 11 м. 1 д.) говорит: «У петушка слезы так и катятся», внезапно спохватываясь, заметив, что забыл посадить резинового петушка

247