Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ладыгина-Котс Н.Н., Дитя шимпанзе, дитя человека.pdf
Скачиваний:
71
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
27.53 Mб
Скачать

Сравнение инстинктов человека и шимпанзе

оборот, эти последние будировали Иони к преследованию их. С другой стороны, выпущенный впервые в лес Иони держал себя более настороженно, чем Руди; последний лишь боялся потерять из вида близкого человека и не хотел отходить от него ни на шаг. Иони при тех же обстоятельствах, даже идя рядом с человеком, непрерывно оглядывался, привставал в вертикальное положение, озирался и после каждых 3—4 пройденных шагов производил предварительное осматривание местности, прежде чем продвигаться далее. Он как бы не вполне доверялся человеческой опытности, желал сам убедиться в безопасности, прежде чем продолжать начатый путь.

Очень характерен один случай: человеческое дитя, боясь изображенного циклопа, подобно Иони стремится повторно воспроизвести пугающее его впечатление, но, характерно, оно воспроизводит его не для себя, а для других; боясь взглянуть на рисунок циклопа, мой Руди настойчиво приглашает меня смотреть на этот рисунок, закрывая его от себя. Преодоление страха он осуществлял не самостоятельно, а с посторонней помощью. Дитя человека не так быстро, как шимпанзе, осваивается в общении с посторонними людьми и не так развязно держит себя с ними, как шимпанзе.

Таким образом и этот сравнительно-психологический анализ инстинкта самосохранения, эмоции страха приводит нас к мысли о большей биопсихической приспособленности дитяти шимпанзе по сравнению с дитятей человека. Инстинкт самосохранения шимпанзе сильно расширяет сферу и диапазон распространения пугающих стимулов, он заставляет шимпанзе бояться большего количества стимулов, пугаться более сильно, выражать страх более экспрессивно, чем то свойственно человеческому дитяти. Вопреки этому шимпанзе имеет более сильную тенденцию к самостоятельному преодолению чувства страха путем тесного ознакомления и соприкосновения с пугающим предметом.

2. Злоба.

У ребенка человека, как и у дитяти шимпанзе, эмоция страха зачастую вызывает и реакцию злобы, то как бы в виде протеста за пережитое неприятное чувство, то в форме самообороны, то мести.

Уже 3½-месячный ребенок инстинктивно самообороняется, зажмуривая глазки всякий раз, как слышит звук приближаемой к нему погремушки; уже 4-месячное дитя пытается отбиваться, отмахиваться ручками, отстраняет чужие руки, ощущая неприятные прикосновения к нему или даже чувствуя такое легкое касанье, как например ползание по личику мухи.

Однажды моему 2-летнему малышу подарили большую лошадку, обтянутую настоящей звериной шкурой.

В первый момент мальчик с опасением стал приглядываться к ней, не решаясь подойти, повидимому принимая ее за живую, — но едва он опознал ее неподвижность, как тотчас же стал наступать на нее, топая ножкой (Табл. B.67, рис. 4) и делая сердитые возгласы.

Оборонительный жест ребенка — прижимание к груди кулачка руки — можно определенно рассматривать как подготовительный жест к вынужденному нападению.

Что касается выражения лица злобящегося ребенка, то в основном оно совпадает с таковым шимпанзе; у того и у другого мы наблюдаем напряженное оттягивание в стороны губ, обнажение плотно стиснутых зубов и десен, сморщивание верхней части лица, сужение наружных уголков глаз19 .

Мой мальчик, окруженный постоянной заботой и лаской, никогда не был доведен до приступа ярости и даже сильной злобы и видимо не испытал их, но однажды (когда ему было 5 лет) мне удалось закрепить подобие этого выражения при следующих обстоятельствах: вооружившись шашкой и пистолетом, надев каску, мальчик сел на лошадь и стал энергично целиться пистолетом в мнимого врага, при этом он несколько оттянул в стороны губы и обнажил стиснутые зубы. Но так как натиск был мнимый, то это и сказалось в том, что глаза Руди были смешливо сжаты, верхние зубы слегка призакрыты, почему и лицо имело игри- во-агрессивное выражение (Табл. B.67, рис. 1).

Сравнивая мимику злобы ребенка с таковой шимпанзе, мы легко усматриваем, что в то время как у человека зубы плотно сжаты, углы рта оттянуты в стороны и десны закрыты, у шимпанзе мы видим между

19 Очень красочная иллюстрация этого выражения дана в вышеупомянутой книге проф. Krukenberg'a на стр. 310, рис. 273 («Ярость»).

232

Сравнение инстинктов человека и шимпанзе

зубами просвет, а углы рта загнуты кверху и десны обнажены (Табл. B.67, рис. 2); и это прямым образом указывает на то, что шимпанзе больше и скорее, чем ребенок, подготовлен к тому, чтобы куснуть раздражающий его объект.

Шимпанзе, злясь, снижает кожу внутренних концов бровей к переносью, вздергивает кверху нос20 и сморщивает верхнюю часть лица. На предложенных вниманию читателя фотографиях с агрессивно настроенных детей мы этого не наблюдаем, но я определенно замечала у своего мальчика при неожиданной неприятности (например при запрещении ему выполнения какого-либо сильного желания, как и при отвергании им нежелательного стимула, при отказе от невкусной пищи, при внезапном неприятном температурном ощущении21 ) неизменное быстрое вздергивание крыльев носа и наморщивание кожи в переносице22 . При этом поперек основания его носика обычно ложится глубокая горизонтальная морщинка, а с боков от нее к основанию мягкой части носа направляются по две косо идущих морщины, почти сходящихся на оси переносицы. Зачастую я замечала у Руди при злобном раздражении нахмуривание бровей и резкое усиление тона голоса.

Совершенно аналогичное сморщивание переносицы обычно сопровождало у Руди и ощущение вкусового отвращения (Табл. B.54, рис. 4), причем в данном случае (как то было уже отмечено) присоединялось еще выразительное вжимание внутрь углов рта, придающее четырехугольное оформление разверстой ротовой щели, сильное сужение глаз и обильное слюноотделение, стекание слюны через край нижней губы23 .

Других внешних атрибутов злобы, отмеченных у шимпанзе, — как например кривление губы, обнажение клыков, вскидывание вверх верхней губы (Табл. B.24, рис. 2, 3), оскаливание зубов, щелкание зубами, трясение головой и отвисшей нижней губой, перепрыгивание с ног на руки, как то наблюдается у агрессивно возбужденного и угрожающего Иони, — мне никогда не приходилось наблюдать у своего ребенка, но я предполагаю, что другие наблюдатели детей и взрослых могли бы привести многие аналогичные параллели в выразительных агрессивных движениях и мимических выражениях злобных чувств шимпанзе и людей.

Мы наблюдаем много сходства у дитяти человека и шимпанзе и в отношении агрессивной жестикуляции при процессе пугания. Уже было отмечено, что самое стремление пугать свойственно ребенку человека не менее, чем дитяти шимпанзе.

Кто из нас ни видел у детей их угрожающих жестов намахивания, хлопания руками и взятыми в руки орудиями (прутьями, палками, камнями), детскими оружиями (игрушечными саблями, шашками, пистолетами, ружьями) для повышения эффективности угрозы и нападения!

Кто из нас ни замечал, как часто дети при взаимном общении при малейшем несогласии друг с другом пускают в ход кулаки и тузят ими друг друга, щиплются, царапаются, кусаются, схватываются вплотную и дерутся «не на живот, а на смерть», всячески истязая друг друга.

Громадное большинство детских любимейших игр — азартные игры борьбы, драки, войны, неизменно включающие в явном, или в скрытом или в сдержанном виде неприязненные, злобные, а порой и яростные чувства (Табл. B.68).

Даже мой «мягкосердный» Руди (в возрасте 5 лет), просмотрев воинские маневры, так воспламенился воинственным чувством, что в течение 1½—2 лет собирал только военные картинки, радостно читал только книги с военными сюжетами, играл с особенным энтузиазмом в военные игры, просил покупать и сам делал себе только военные игрушки (сабли, шашки, пистолеты, бесконечные, разнообразные типы ружей), украшался военными атрибутами (шпорами, касками, металлическими поясами) не только дома, но и выходя на улицу, и отдавался этой страсти с маниакальным фанатизмом до тех пор, пока ее не вытеснила другая страсть (к карикатурам).

Я полагаю, что в данном случае сдерживаемые нами агрессивные злобные чувства мальчика вместе с тем притормаживали и проявления инстинктивных чувств силы, власти и превосходства, которым не в чем было выявиться, не над чем было показать себя и поупражняться, и естественно, что у темпераментного ре-

20Это еще выразительнее наблюдается у хищных млекопитающих, озлобленных волков и собак.

21Например однажды при накладывании на теплую ножку холодного компресса.

22Одна моя знакомая, чрезвычайно сдержанная и рассудочная женщина, неизменно вздергивала кверху нос при всяком неприятном раздражающем ее впечатлении.

23Как уже было упомянуто, эта мимика была нарочно вызвана мной и закреплена в рельефных фотографиях при естественном эксперименте, когда я подсыпала мальчику в просимую им сахарную пудру горького ревенного порошка.

233

Сравнение инстинктов человека и шимпанзе

бенка, каким был наш мальчик, эти чувства и находили свой разряд в разного рода воинских упражнениях и забавах, которым он предавался так страстно.

Восторженно и целостно отдаваясь воинским играм, входя «в раж», дети зачастую наносят друг другу фактические тяжкие повреждения, ибо в них пробуждаются злобные инстинкты, которых они еще не умеют и не могут подавить.

Подобно шимпанзе не только дети, но и взрослые люди при наличии бессильной злобы воспроизводят различные стуки, топают ногами, стучат кулаками, делают резкие движения, бросают вещи в стороны, рвут и разрушают попавшиеся под руку объекты, а иногда и самоистязаются (кусают себе губы, стукаются головой о стены), падают на пол и бьют ногами, убивают других, а иногда даже кончают жизнь самоубийством.

Гаркающий звук «а», обычно сопровождающий злобное возбуждение шимпанзе, мы в виде исключения наблюдаем у дитяти и у взрослого человека, но, как все мы знаем, озлобленный человек говоря зачастую усиливает голос, порой резко кричит.

Матери хорошо знают, что даже у младенца есть особенный так называемый злобный плач, включающий дребезжащие раздражительные ноты. Он представляет собой однообразные рявкающие залпы, многократно воспроизводимые через равные промежутки времени и на один и тот же тон. Этот плач я замечала у Руди в том случае, когда он (3 м. 4 д.) хотел есть, при этом он производил царапающие движения пальчиками ручек, или позднее (в возрасте 5 м. 25 д.) ударял, махал ручками, судорожно дергал ножками.

У своего 7-месячного голодного малютки я не раз наблюдала бурчащий, ворчащий звук при моём промедлении с подачей ему уже принесенной кашки. Аналогичный ворчащий звук издавал он всякий раз, когда его не пускали дотрагиваться до какой-либо запретной для него вещи. У Руди (в возрасте 1 г. 0 м. 2 д.) появился резкий жест отстранения рукой, когда ему настойчиво совали нежелательную еду.

Стимулы, вызывающие злобу.

Каковы же стимулы, вызывающие злобные чувства ребенка? В общем они те же, что и у шимпанзе: все, что вызывает страх, а вместе с тем и неприязненное чувство, как ответную противоборствующую реакцию, возбуждает и злобу.

Злобный плач дитяти зачастую связан с неудовлетворением его физиологических потребностей в отношении еды, питья, сна; его агрессивные жесты и телодвижения в подавляющем большинстве случаев — способы отстранения и воздействия на неприятно-раздражающий объект.

Например наш Руди (в возрасте 1 г. 0 м. 16 д.) одно время в случае противодействия тому или другому его желанию (например стремлению к выходу из комнаты) имел манеру хлопать рукой меня или няню, держащую его на руках. Иной раз при аналогичных обстоятельствах он резко схватывал ту или иную из нас ручкой за лицо, делал рукой намахивающие жесты, а при явном невыполнении его просьбы припадал ротиком к рукаву своей кофточки и рвал ее своими зубками, вцепляясь особенно крепко и настойчиво при отстранении его от этого дела (в возрасте 1 г. 3 м. 4 д.).

Однажды во время кормления мальчика (в возрасте 1 г. 6 м. 9 д.) кашей я нарочно подсунула ему на ложке жидкое нелюбимое им яйцо, думая, что он «заодно» съест и его; едва мальчик взял ложку в рот и ощутил неприятный ему вкус яйца, он тотчас же ударил меня по лицу рукой, а когда вслед за тем я отстранила его от себя, он стал топать о пол ногами.

Одно время мальчик (в возрасте 1 г. 4 м. 27 д.—1 г. 8 м. 12 д.) заведомо самостоятельно24 изобрел и употреблял манеру кусаться и щипаться при наличии агрессивных чувств, в ответ на противодействие ему в чем-либо или из-за чувства мести за его наказание, причем он кусал не того, кто его ударил, а другое пассивно ведущее себя лицо, как бы вымещая свое чувство на первом встречном.

Однажды (в возрасте 1 г. 5 м. 21 д.) он подбежал и хлопнул меня рукой после того, как отец шлепнул его самого за какую-то провинность.

Вообще надо сказать, что злобная реакция моего дитяти всегда оказывалась в основе своей связанной с чувством мести. Например Руди (в возрасте 2 г. 1 м. 12 д.) ударился о каменное крыльцо, он начинает

24 Так как не имел случая видеть и испытывать это по отношению к себе со стороны других людей.

234