Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ладыгина-Котс Н.Н., Дитя шимпанзе, дитя человека.pdf
Скачиваний:
71
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
27.53 Mб
Скачать

Описание внешнего облика шимпанзе

В обоих этих случаях, как нам показывают прилагаемые фотографии, позы шимпанзе совершенно соответствуют таковым ребенка человека, и только сутулость обезьянника, обусловленная способом прикрепления головы к туловищу, говорит нам, что это другой отпрыск из ordinis primatum.

Следует подчеркнуть еще, что нога шимпанзе обладает необычайной подвижностью не столько в коленном, сколько в вертлужном суставе: оказывается, что сидящий шимпанзе легко может закинуть свою согнутую в колене ногу так высоко кверху, что подошва приходится выше уровня его плеча (Табл. 1.5, рис. 3), а стоящий на одной, совершенно выпрямленной ноге шимпанзе может поднять вторую ногу кверху так сильно, что последняя становится под тупым углом по отношению к первой; правда, чтобы длительно удержаться в этом положении, шимпанзе должен зацепиться одной ногой за какой-либо устойчивый предмет и переменить положение оси тела из вертикального в наклонное (Табл. 1.5, рис. 4).

2. Стояние.

Обращаясь к более естественным позам стоящего шимпанзе, мы должны упомянуть в первую очередь об одной наиболее обычной и стереотипной позе. Шимпанзе стоит, опираясь о землю подошвами и распластанными пальцами полувыпрямленных ног и согнутыми (вторыми фалангами) пальцами опущенных вниз и вытянутых рук (Табл. B.3, рис. 1, 3, 4).

В это время его туловище имеет наклонное положение, ноги дугообразно раздвинуты от срединной оси тела, руки симметрично приближены к этой оси и поставлены впереди ног. Эта поза чрезвычайно устойчива, но она мало удобна для столь инициативного и сангвиничного животного, каким является дитя шимпанзе; она слишком связывает его движения.

Неудобство состоит, во-первых, в том, что и без того сутулый шимпанзе в это время горбится еще больше, его голова так низко опускается, что наивысшая точка головы приходится на начало затылка, а глаза приходятся на уровне плечей, так что его зрительный кругозор чрезвычайно суживается и ограничивается лишь сферой того, что непосредственно близ него и под ним. Когда, как бы скованный этой позой, шимпанзе хочет расширить сферу своего зрительного обследования, он поднимает глаза кверху, и неслучайно на обеих фотографиях, относящихся к иллюстрации этой позы, мы наблюдаем у шимпанзе взгляд исподлобья (Табл. B.3, рис. 3, 4).

При малейшей психической настороженности шимпанзе уже не ограничивается лишь подниманием глаз, а весь выпрямляется в более вертикальное положение, отрывает руки от земли, поднимает голову, вскидывает вверх взгляд (Табл. B.4, рис. 1, 2, 3).

В это время он должен сильно согнуть ноги в коленях, чтобы удержаться в устойчивом положении; но все же и теперь он не может долго так выстоять и скоро вынужден прибегнуть к помощи хотя бы одной из рук; он часто ставит опущенную и слегка согнутую в локте руку как раз посредине между ступнями ног, опять несколько наклоняет туловище и, опираясь на согнутые пальцы руки, может стоять длительно, освободив другую руку для движений дотрагивания, схватывания, притягивания и др. (Табл. B.3, рис. 2).

Только в исключительных случаях и кратковременно шимпанзе может стоять и в совершенно вертикальном положении, не касаясь руками почвы, при полном отсутствии поддержки с помощью рук, опираясь исключительно на свои почти предельно выпрямленные, но все же кривые дугообразно растопыренные ноги, плотно касаясь земли прилегающей подошвой, распластанным большим пальцем ноги и кончиками слегка сгорбленных 4 остальных (2—4) пальцев ноги (Табл. B.4, рис. 1, 2, 3; Табл. 1.6, рис. 2).

Эта его поза отличается таким неустойчивым равновесием, что он каждую секунду готов припасть на руки или покачнуться в сторону; чтобы хотя кратковременно устоять на месте в этой явно неудобной и искусственной для него позе, подобно человеку, непривыкшему к стоянию на цыпочках, он вынужден балансировать руками и туловищем, чтобы не упасть (Табл. B.4, рис. 2, 3, 4).

Вот почему для большей устойчивости он нередко переносит центр тяжести тела на наружную часть одной из ног, отчего вынужден то в большей, то в меньшей степени отвести от земли большой палец ноги, а иногда и всю внутреннюю часть стопы (Табл. B.4, рис. 2).

Теперь его вертикальная поза получает большую устойчивость, он может сильнее выпрямиться, выше приподнять голову, дальше окинуть взглядом поле своего зрительного обследования (Табл. B.4, рис. 1, 2).

40