Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ладыгина-Котс Н.Н., Дитя шимпанзе, дитя человека.pdf
Скачиваний:
71
Добавлен:
19.03.2016
Размер:
27.53 Mб
Скачать

Игры шимпанзе

За большие провинности Иони принимает наказание совершенно стоически: напомню хотя бы случаи наказания его за кусание им детей (кусание, осуществлявшееся после многократных словесных запрещений и осязательных отстранений Иони от совершения нежелательного акта).

Как то уже было отмечено, после этих укусов Иони жестоко бьют плеткой, — он встречает каждый удар, кривя судорожно край губы, вздрагивая, но совершенно не пытаясь сняться с места и убегать (экзекуция происходит на широкой открытой террасе, окруженной обширным двором, куда Иони мог бы убежать в каждую минуту и на котором ввиду быстроты его бега его можно было бы догонять целыми часами). Ясно, что Иони принимает наказание как должное, заслуженное.

Я имею основание предполагать, что Иони знает силу своих укусов; случается, что, разыгравшись, он укусит кого-либо из нас больнее того, чем это допускается игрой; Иони сразу приостанавливает игру, пристально в упор заглядывает в глаза пострадавшему и, если видит на лице его гримасу страдания, беспокоится, сам пытается найти место укуса, повертывает и рассматривает руку и пальцы, где приложил свои зубы, и, видя малейшее повреждение, тихо дотрагивается до него своими пальцами, боязливо, осторожно касается языком, присасывается (как это делает он по отношению к своим болячкам) и выказывает все признаки участливого внимания. Если обиженный воспроизводит звук плача, Иони и сам волнуется и издает протяжный низкий ухающий звук.

Как уже было не раз подчеркнуто, когда Иони загорается желанием что-либо сделать, его не могут остановить от этого ни угрозы, ни окрики, ни даже телесное наказание, так как он настолько сильно возбуждается при сопротивлении, что не поддается ни на какие меры воздействия и оказывается как бы совершенно нечувствительным к самым жестоким ударам плетки. Иногда удар бывает так силен, что обезьянчик заерзает на месте, принимая удар, съеживается весь в комок в ожидании нового удара и все же не уступает.

Втаких случаях только психический страх — запугивание каким-либо устрашающим предметом — или переведение внимания на другой объект заставляют Иони отступиться от своих притязаний.

Внекоторых случаях просительный ласковый тон голоса оказывает на шимпанзе большее направляющее воздействие, нежели требовательный тон.

Например Иони не хочет выполнять какую-либо самую простую просьбу, на него кричат, ему грозят, он не исполняет; ему скажут ласковым тоном то же самое пожелание, — и он немедленно осуществляет просимое!

2. Капризы.

Но в некоторых случаях волевая направленность поступков Иони принимает такой характер, что может быть всецело подведена под рубрику капризов.

Например, получив вечером свою обычную порцию еды, вместо того чтобы пойти в клетку, Иони стоит у порога, не желая ни на шаг вдвинуться внутрь клетки из боязни быть закрытым; он засовывает руки под дверь, чтобы ее нельзя было закрыть, отчаянно ревет при малейшей попытке заставить его сесть и целые полчаса с напряжением всех своих сил, при посредстве всяческих способов оказывает сопротивление засаживанию; чем больше я настаиваю, тем более растет его упорство; но вдруг в его психике что-то меняется, и при абсолютно тех же внешних обстоятельствах он покорно отходит от двери и садится в свой уголок на кровать.

Даже не верится, что за минуту перед тем тот же самый акт вхождения в клетку сопровождался бурными протестующими криками и телодвижениями шимпанзе.

Аналогичное явление наблюдается и при утреннем моем приходе.

Если Иони замкнут в клетку и я вхожу в комнату, при малейшем моем намерении выйти обратно из комнаты он рвется из клетки, готов разразиться криком, секунда-другая моего инертного пребывания, — и те же мои попытки выхода из комнаты осуществляются без всякого протеста со стороны Иони.

───────

168