Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Леонтьев Д. А. - Психология смысла.doc
Скачиваний:
121
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
3.66 Mб
Скачать

Глава 4. Динамика и трансформации смысловых структур

ма неразработанном виде. Мы здесь ограничимся пока первичной постановкой этой проблемы для будущих исследований.

Третий конструкт — соотношение ценностной и потребностной регуляции в рамках смысловой регуляции или, иначе, соотношение личностных ценностей и потребностей как источников смыслооб-разования. На первый взгляд этот конструкт носит более частный характер по сравнению с первым; его выделение опирается на тео­ретические соображения о соотношении потребностей и личност­ных ценностей, изложенные в публикациях (Леонтьев ДА., 1996 б; 1997 б), а также в разделах 3.6. и 4.3. Он непосредственно связан с выделенной в предыдущем разделе линией развития смысловой сферы в направлении прогрессирующей ее социализации, опосре­дования индивидуальной жизнедеятельности социальными регуля­торами.

Человек с доминирующей ценностной регуляцией будет в боль­шей мере подчинять свое поведение принципам, «абсолютным», устойчивым, внеситуативным ориентирам, для него будет более зна­чима социальная идентичность, он будет в большей мере склонен рассматривать интересы своей социальной группы (групп), к кото­рой (которым) он принадлежит, как свои кровные интересы. Чело­век с доминирующей потребностной регуляцией будет в большей мере подчинять поведение своим сиюминутным желаниям, будет мало считаться с окружающими, мало учитывать отдаленные по­следствия своих поступков и решений. Важно, однако, при этом учитывать, что, хотя прогрессивная социализация, постепенное замещение потребностей как смыслообразующих источников лич­ностными ценностями представляет собой общее направление раз­вития, в конкретных случаях социализация может приводить и к заметным искажениям в развитии, о чем в свое время с большим пафосом писал К.Роджерс (Rogers, 1963). Социализация, научение соотносить свои индивидуальные желания и цели с желаниями и целями значимых других и социальных общностей является необ­ходимым компонентом развития личности, но когда это соотнесе­ние превращается из «служебного» социального навыка в самоцель, подчиняет себе всю логику поведения и не оставляет места для ав­тономных действий, оно превращается в тормоз для развития отно­шений с миром и личности в целом.

Более внимательный взгляд позволяет увидеть, что в этом кон­структе отражается неоднократно описывавшаяся феноменология. В частности, правомерно, на наш взгляд, было бы рассматривать классификацию смыслов Б.С.Братуся (1988) как отражение осо­бенностей ценностно-потребностного баланса, связав «эгоцентри­ческие» смыслы с потребностями как их смыслообразующими

4.4. индивидуальные особенности смысловой регуляции 297

источниками, «группоцентрические» смыслы — с ценностями ма­лых групп, и «просоциальные» смыслы — с ценностями больших социальных общностей и общечеловеческими ценностями. В клини-ко-экспериментальных исследованиях И.А.Сапаровой (1989; 1990) было введено и эмпирически прослежено различение двух уровней смысловой регуляции, высший из которых связан, в частности, с ценностным опосредованием бытия. Было показано, что ипохонд­рическая симптоматика у психически больных разной нозологии, а также здоровых людей, связана с неполноценным развитием имен­но этого уровня регуляции. Последнее рассматривается автором как основная причина, способствующая развитию ипохондрических состояний вне прямой зависимости от нозологии. «Особенности смысловой регуляции, приводящие к ипохондризации, связаны с обедненностью, суженностью связей личности с миром, невозмож­ностью ценностно-смыслового опосредования бытия, негибкостью, ригидностью позиций, ценностей, смыслов, мнений» (Сапарова, 1990, с. 78).

Четвертой характеристикой индивидуальных особенностей смыс­ловой регуляции является структурная организация смысловых систем. Это не единичный параметр, который можно однозначно измерить, а комплексное качественно-количественное описание структурной организации смысловой сферы, включающее в себя це­лый ряд параметров. Прежде всего можно назвать три параметра, по которым А.Н.Леонтьев (1977) характеризовал личность, определя­емую им как иерархию мотивов: широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую структуру, структурный профиль личности. Практически те же три параметра применимы и для структурной характеристики динамических смысловых систем (см. раздел 3.7.). Следует, впрочем, отметить, что А.Н.Леонтьев, го­воря об иерархии мотивов, и мы, говоря о динамических смысло­вых системах, имели в виду практически одно и то же — изменилась не столько базовая модель, сколько терминология, язык ее изложе­ния. Эти параметры получили операционализацию в разработанной нами методике предельных смыслов или МПС (Леонтьев, Бузин, 1992; Леонтьев, Филатова, 1999; см. также раздел 4.5.). Широте связей соответствуют такие структурные показатели МПС как коли­чество предельных смыслов и продуктивность, степени иерархизи­рованности — количество узловых категорий и индекс связности, а общую структуру позволяет содержательно охарактеризовать каче­ственный анализ МПС.

Пятой характеристикой индивидуальных особенностей смыс­ловой регуляции является степень ее осознанности. Мы ранее рас­сматривали осознанность в более широком контексте личностной

298