Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие по патопсихологии.doc
Скачиваний:
514
Добавлен:
10.05.2015
Размер:
1.45 Mб
Скачать

6.4.3. Психопатии

Общее понятие психопатии. В процессе индивидуального развития под влиянием конституциональных факторов и социального опыта у каждого человека формируются характерные для него особенности поведения, в том числе и стереотипы реагирования на психогенные и другие воздействия.

Индивидуализация подобных механизмов обеспечивает успешность общей адаптации и, в частности, регуляции поведения в межличностных контактах. Но в ряде случаев, как уже отмечалось в медицинской науке с конца XVIII в., встречаются индивиды, стиль жизни и си­стема отношений которых с другими препятствуют приспособлению в социальной среде («моральные» помешательства, «мания без бреда»). Подобное психологическое явление получило название психопатии — склада личности, от которого, по определению немец­кого психиатра и психолога Курта Шнайдера (1887-1967), страдает или сам больной, или общество.

На протяжении многих лет в отечественной медицине психопатии рассматривались как продукт дисгармонического развития личности, наблюдаемый у взрослого человека, в силу чего психопатия не может в полной мере трактоваться как классическая болезнь, которая должна иметь такие необходимые процессуальные атрибу­ты, как начало, закономерная смена симптомов и синдромов и исход. В то же время, у ре­бенка и подростка всегда сохраняется надежда на возрастное дозревание и выравнивание качеств, исходно послуживших основанием для отнесения субъекта к категории психопатов.

В настоящее время в связи с пересмотром клинического содержания и приобретением термином «психопатия» нарицательного значения в современных классификациях психи­ческих расстройств, в том числе и в МКБ-10, используется новый термин «специфические расстройства личности», которые обозначают стойкие врожденные или приобретенные характерологические расстройства при общей сохранности интеллекта, приводящие к на­рушениям межличностных отношений и адаптации к окружающему.

Смысл подобного определения почти полностью совпадает с тремя обязательными характеристиками, предложенными в 1933 г. П.Б. Ганнушкиным и окончательно сформулированными 0.В. Кербиковым (1971):

  • тотальностью охвата личности, всего ее психического склада, а не отдельных черт характера: в когнитивной сфере (то есть характер восприятия и интерпретации пред­метов, людей и событий; формирование отношений и образов Я и «другие»), в эмоциональной сфере (диапазон, интенсивность и адекватность эмоциональных реакций), в контролировании влечений и удовлетворение потребностей, в отношениях с другими и манере решения интерперсональных ситуаций;

  • стабильностью проявлений (однотипностью реагирования, при которой патологиче­ские черты актуализируются везде и всегда, в слабой зависимости от благоприятности или неблагоприятности ситуации, на протяжении всей жизни, то есть не ограничиваясь одним «пусковым механизмом»), что, впрочем, не исключает наличия довольно длительных периодов компенсации;

  • социальной дизадаптацией (нарушение нормальных взаимоотношений с окружающими).

Оценка вышеперечисленных критериев должна основываться на как можно большем количестве источников информации.

Таким образом, болезненные состояния личности (личностные расстройства) пред­ставляют собой глубоко укоренившиеся и постоянные модели поведения, отличающиеся негибкостью реагирования на широкий диапазон различных социальных ситуаций.

В.Я. Гиндикин, В.А. Гурьева (1999), анализирующие современное состояние учения о психопатиях, указывают на три основные источника противоречий и несогласованности в их интерпретации.

  1. Постепенное расширение сферы психиатрии и вовлечения в нее того, что еще не­давно относилось к области нормы, из-за чего клинические критерии теряют свою опре­деленность. (Существует и противоположная тенденция — избыточно расширительного толкования нормы.)

  2. Тесная связь позиции исследователя с его мировоззрением, формирующимся в условиях конкретных общественных отношений.

  3. Наличие разнообразия личностных расстройств и их динамики — от состояний, трудно отличимых от нормы, до психотического уровня нарушений, при том, что часть исследователей говорят о патологических характерах, а другие — о патологии личности.

К. Ясперс (1997), часто подчеркивающий синонимичность понятий «психопатия» и «расстройство личности», вообще считал, что в психопатии и неврозах, равно как и в психозах, раскрываются не только отклонения от здоровой нормы, но и истинные источ­ники человеческих возможностей, проявление глубочайшей человеческой сущности.

Наличие стабильности в проявлениях психопатий не означает невозможности их из­вестной вариативности на протяжении жизни.

Ю.А. Александровский (2000) выделяет два типа динамики расстройств личности (психопатий), отличая такую динамику от течения заболевания (в противовес которой сохраняется единство строя личности и коренного из­менения характера не происходит).

Первый соответствует возрастным кризам, и его про­явления напоминают те сдвиги в характере людей, которые происходят у гармоничных, здоровых личностей в пубертатном и климактерическом периодах. Можно отметить лишь большую остроту таких заострений характера у патологических личностей.

Второй тип динамики расстройств личности обусловлен стрессовыми, главным образом психотравмирующими воздействиями. Наиболее общий механизм такого рода динамики — сменяющие друг друга компенсация и декомпенсация личностных особенностей. Декомпен­сация проявляется в заметном обострении всех присущих личности черт. Компенсация есть более или менее адекватное, хотя в данном случае и хрупкое, приспособление личности к микросоциальной среде. Причем столь же очевидно, что большую часть своей жизни, несмо­тря на наличие патохарактерологических черт, такие субъекты остаются адаптированными к окружающей жизни. Они работают, получают образование, создают семьи и т.д.

К числу проблем, возникающих в области изучения психопатий, необходимо отнести и такие, как соотношение между врожденным и приобретенным в их генезе. Например, не­смотря на то, что в подавляющем большинстве работ, посвященным психопатиям, имеются прямые или косвенные указания на врожденный, конституциональный характер их проис­хождения, на врожденную неполноценность нервной системы, в иных случаях решающую роль начинают играть прижизненные социальные факторы типа грубых ошибок в вос­питании. Характерны и специфические интеллектуальные недостатки, например слабость или отсутствие критичности и снижение прогностических функций.

Психические расстройства при психопатиях. Больных специфическими расстройствами личности отличает значительно большая (по сравнению с осталь­ными людьми) ранимость, чувствительность к влиянию ряда соматогенных и психогенных факторов. В.М. Бехтерев еще в 1886 г. в определение психопатии включал наличие лабиль­ности эмоций и импульсивности, а С.С. Корсаков — чересчур резкое развитие одной какой-нибудь стороны душевной сферы в ущерб другой, несоответствие между мыслями и поступками (повышенная эмоциональная возбудимость при отсутствии контроля за поведением и реакциями, вызываемыми аффективными стимулами; тревож­ность, неуверенность и подозрительность при недостаточности адекватной оценки окру­жающего и чувства реальности; эгоцентризм, чрезмерные притязания на свою значимость при отсутствии способностей, возможностей и т. д.), другими словами, выраженные при­знаки расстройства эмоционально-волевой сферы.

Самим человеком фактическая дисгармоничность личности индивидуально приемлема и не воспринимается как чуждая, требующая специализированного вмешательства и пси­хиатрической помощи.

В последние годы наиболее обоснованной выглядит концепция полиэтиологичности происхождения личностных расстройств.

Помимо клинической, существенную роль в характеристике психопатий играет ее опи­сание с позиции социальной оценки. В качестве критериев расстройств личности выступают «плохая школьная характеристика с прогулами уроков, плохая характеристика трудовой деятельности, неблагоприятная история семейной жизни, злоупотребление наркотиками, алкогольными напитками, неоднократные аресты, агрессивность или драчливость, половая распущенность или половые извращения, попытки к самоубийству, импульсивное поведе­ние, жизнь за чужой счет, бродяжничество, патологическая лживость, отсутствие сознания вины при преступлениях, безрассудные поступки», жестокость по отношению к людям и животным, эгоизм, отсутствие чувства со­страдания, наклонность к воровству.

В МКБ-10 эта позиция представлена формулировкой: «Внутренние переживания и поведение индивидуума в целом существенно отклоняются от культурально ожидаемого и принимаемого диапазона (или «нормы»)».

Важную роль здесь играют дезадаптивные механизмы психологической защиты, с по­мощью которых индивид пытается преодолевать конфликты, возникающие между основ­ными параметрами его психической жизни, но которые, на самом деле, лишь снижают эффективность приспособительного поведения. С другой стороны, те же самые защитные механизмы оказываются полезными для поддержания внутренней устойчивости субъекта, что и обусловливает их повторяемость во времени.

По мнению Л.М. Балабановой (1998), для лиц, страдающих психопатией, важной состав­ляющей являются расстройства, относящиеся к тревожному ряду, сужающие возможности адекватного реагирования на ситуации, выделения главных, существенных факторов. Такое состояние представляет собой, по существу, фрустрацию, угрожающую целостности и само­идентичности субъекта, приводящую к накоплению аффекта и, естественно, порождающую потребность освободиться от тревоги. Последнее возможно либо с помощью интрапсихической адаптации (перестроить себя), либо путем изменения ситуации до удовлетворения потребности. Ни один из этих вариантов по указанным причинам для лица с психопатическими чертами невозможен, из-за чего в ряде случаев единственным приемлемым и наиболее простым путем разрешения конкретных жизненных ситуаций становится совершение антисоциальных поступков и преступных действий (это не означает, что все лица с диагнозом «специфическое расстройство личности» обречены на со­вершение преступлений). В МКБ-10 это расстройство личности называется диссоциальным.

Подобные девиантные (делинквентные) проявления могут видоизменяться, то есть уси­ливаться или, напротив, оказываться в определенном возрасте менее выраженными. В связи с этим возникает проблема отграничения специфических расстройств личности от таких вариантов характерологической нормы, наблюдаемых в подростковом возрасте, которые при­обретают форму акцентуаций. При внешней схожести, в отличие от психопатий, при акцентуациях характера может не быть ни одного из признаков психопатий: ни относи­тельной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дизадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим признакам сразу.