Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие по патопсихологии.doc
Скачиваний:
514
Добавлен:
10.05.2015
Размер:
1.45 Mб
Скачать

5.2.3. Нарушения опосредованной памяти (парамнезии)

Парамнезии (псевдомнезии) – общее название различных обманов памяти, ее искажений по типу ложных воспоминаний или феноменов смещении настоящего и прошлого, реального и воображаемого. Это качественные нарушения памяти, которые могут встречаться как самостоятельно, так и в сочетании с количественными.

Выделяют несколько типов парамнезий.

Псевдореминисценции (по С.С. Корсакову – «иллюзии памяти») – воспоминания о действительно имевших место событиях, которые начинают переноситься больным в другой временной период (обычно из прошлого в настоящее): больные, давно находящиеся в больнице, в больнице говорят о том. Что недавно «пришли с работы». Это расстройство локализации события во времени.

Конфабуляции (по С.С. Корсакову – «галлюцинации памяти») – ложные воспоминания, вымыслы, связанные с событиями прошлой жизни, которые заполняют пробелы в памяти. Содержание конфабуляций может носить внешне правдоподобный характер, быть фактическим или обращенным в далекое прошлое. Больной просто уверен, что сообщаемые им факты и события действительно происходили. Конфабуляции отличаются псевдореминисценций большей продуктивностью, разнообразием, необычайностью, элементами ирреальности, наличием патологической деятельности воображения.

Криптомнезии – тип парамнезии, при котором происходит присвоение воспоминаний. У больного исчезают различия между событиями происходившими в действительности, и теми, о которых больной слышал, читал, или которые видел во сне, либо событиями, вообще ранее известными.

Например, увиденное в кино вспоминается как пережитое или продуманное больным. Бывает, больной присваивает себе авторство каких-либо научных открытий, произведений искусства. Это явление получило название - «неумышленный плагиат». Такие криптомнезии называют истинными, а при ложных их вариантах, напротив, реальные события из жизни больного начинают ему представляться как происходившие в кем-то иным. И в первом и втором случае имеет место нарушение способности идентифицировать источник воспоминаний.

Эхомнезии – обманы памяти, при которых новые события воспринимаются как уже происходившие, но обычно без способности указать, где и когда. В подобных случаях больной воспринимаемое одновременно проецирует и в настоящее, и в неопределенное прошлое. Другое название этого вида парамнезий — уже упоминвшийся в разделе расстройств восприятия феномен «уже виденного» (deja vu), «уже слышанного» или «уже обдуманного». При этом событие воспринимается как полностью повторяющее происходившее в прошлом. В других случаях возможна такая разновидность воспоминания «уже пережитого», когда человек только отмечает некоторое сходство ситуации, но понимает, что оно не идентично прошлому событию.

В другой трактовке эхомнезии — это субъективное переживание повторяемости одних и тех же событий или одного и того же воспоминания. В это время человек несколько раз подряд ощущает себя в одной и той же ситуации, которой соответствует повторяющееся воспоминание, и в течение небольшого времени (нескольких минут) как бы отключается от текущего восприятия.

Феномены никогда не виденного (jamais vu), не слышанного, не пережитого и др. Зна­комое, известное, привычное воспринимается как новое, ранее не встречавшееся, возни­кает переживание непредсказуемости предстоящих событий.

В современной медицинской психологии установлена связь парамнезий с некоторыми пограничными состояниями (стресс, острое и хроническое переутомление), с психастенией, а также рядом психических расстройств и органических поражений мозга.

Нарушение памяти как проявление низменной мотивационной сферы (псевдоамнезия) — нарушение памяти как деятельности. Возникает при массивных по­ражениях лобных долей мозга, когда грубо нарушается процесс формирования намерений, планов и программ поведения, следствием чего становится расстройство произвольного за­поминания. Сама память как таковая почти не страдает. Например, больной не в состоянии полноценно даже после нескольких проб воспроизвести предложенные для запоминания слова, но легко узнает их в более объемном списке.