Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие по патопсихологии.doc
Скачиваний:
514
Добавлен:
10.05.2015
Размер:
1.45 Mб
Скачать

5.6.3.Снижение целенаправленности, активности поведения

Гипобулия — ослабление воли (в просторечии — «лень») — недостаток энергии, по­буждений и интересов, что сопровождается и регрессом мотивов. Степень снижения ак­тивности может быть разной — от незначительного, переживаемого лишь субъективно, до граничащего с аспонтанностью. Больной не способен мобилизовать себя, начать и довести до конца выполнение различных задач, что распространяется также и на контроль мысли, речи и движений. Ограничивается общение, и снижается уровень произвольного внимания. Подобный симптомокомплекс часто приводит к снижению социального уровня больных, что выражается в неопрятности, гигиенической запущенности (больной не следит за сво­ей внешностью, неряшлив, одет не по сезону, редко моется, не чистит зубы и т.п.). Все это сопровождается физической анергией и физической инертностью (больной подолгу лежит, не проявляя никакой активности — гиподинамия), иногда маскируемой какой-то бессмысленной и непродуктивной деятельностью (типа просмотра телепередач). Падает социальная и профессиональная продуктивность больного, ухудшается выполнение про­фессиональных обязанностей и навыков, перестают реализовываться социальные роли, обеспечивающие статус человека в обществе.

Крайней степенью прогрессирующей гипобулии является абулия — полное отсутствие желаний и побуждений к деятельности, полная безучастность к окружающему, невозмож­ность выполнения не только сложных, но и простых волевых актов даже в опасных для себя ситуациях, обездвиженность (акинезия). На фоне резко сниженной экспрессивности, без­различия и отсутствия энергетического потенциала могут минимально сохраняться лишь некоторые автоматизированные действия (апашбулический синдром).

Гипо- и абулия — симптомы, широко встречающиеся при различных заболеваниях. Они характерны для соматических заболеваний, могут являться следствием органических, травматических повреждений головного мозга, характерны для шизофрении, старческих психозов, для некоторых психопатий и невротических расстройств, для депрессий, воз­можны при слабоумии и наркомании.

5.6.4. Некритичность поведения

Гипербулия — патологическое повышение волевой активности, усиление интенсивно­сти разнообразных влечений и желаний. Встречается в двух формах.

При первом варианте присутствуют быстрая изменчивость побуждений, стремление к немедленному достижению целей (больной не считается с внешними условиями, не учиты­вает собственные возможности), что поведенчески выражается избыточной инициативно­стью, порывистостью, импульсивностью, подвижностью, говорливостью, часто сочетающи­мися с отвлекаемостью, непоследовательностью, недоведением начатого до конца и, сле­довательно, общей слабой продуктивностью (реальная жажда деятельности отсутствует). Исключения составляют относительно легкие случаи. В тяжелых случаях может возникать хаотическое психомоторное возбуждение.

Усиление волевых функций здесь скорее должно характеризоваться приставкой «псев-до», поскольку оно носит лишь внешний характер при преобладании ситуативных реакций (при маниакальных состояниях, бредовых расстройствах, при психопатических синдромах, в состоянии наркотизации). В некоторых случаях подобный вариант гипербулии может опи­сываться как суетливая псевдоделовитость.

При втором варианте вся жизнь больного действительно начинает подчиняться реали­зации его гипертрофированных патологических побуждений — проявляется необычайное упорство в достижении целей любыми средствами, обнаруживается инертность нервных процессов и затруднения при необходимости в переключении внимания (при паранойяль­ных состояниях, при эпилепсии).

Среди детского контингента признаки гипербулии наблюдаются в рамках синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), основная симптоматика которого наблю­дается в промежутке от 1,5 до 15 лет, становясь особенно яркой в конце дошкольного и начале школьного возраста. Поведение таких детей характеризуется чрезвычайной подвижностью, бесцельной избыточной моторной активностью, импульсивностью, обилием лишних движений, неусидчивостью и общим беспокойством, которые могут сочетаться с моторной неловкостью, несформированностью мелкой моторики и праксиса, повышенным риском травматизма.

В соответствии с классификацией психических расстройств DSM-IVразработанной Американской ассоциацией психиатров, ребенок может считаться гиперак­тивным, если в его поведении встречаются 6 из 18 признаков, в число которых входят: ребенок совершает суетливые движения руками и ногами; часто вскакивает со своего ме­ста; гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема; не может играть в «тихие» игры; всегда находится в движении; очень много говорит, отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца и др. Результатом становятся нарушения семейной и школьной адаптации.

Считается, что гиперактивность является своеобразным следствием утомления — сла­бым контролем хаотического подкоркового возбуждения на почве преимущественно ран­них повреждений ЦНС (ретикулярной формации) в период беременности и родов.