Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие по патопсихологии.doc
Скачиваний:
514
Добавлен:
10.05.2015
Размер:
1.45 Mб
Скачать

5.3. Нарушение мышления

5.3.1. Нарушения операциональной стороны мышления

Сложность и разнообразие форм мышления приводят к столь же большому раз­нообразию форм его расстройств.

Следует иметь в виду, что в большинстве случаев основным индикатором нарушенного мышления (помимо собственно поведения) является речевая продукция больного челове­ка, рассматриваемая со стороны ее формальных и содержательных характеристик.

Существенно огрубляя понимание расстройств мышления, их можно разделить на две группы — количественные (без принципиальных потерь смысловой составляющей мышления) и качественные (нецеленаправленность ассоциаций, расстройства содержания мысли, невозможность осознания собственного поведения в целом), причем к последним обоснованно относят и патологию мыслительной продукции, интерпретируемую как пато­логию мотивационной сферы. Возможны и другие подходы к классификации. Например, Б.В. Зейгарник [1986] выделяет три вида патологии мышления: нарушения операционной стороны, расстройства динамики, нарушения мотивационного компонента мышления.

Ни одна из классификаций не может претендовать на линейную четкость и исчерпы­вающую полноту описаний, поскольку один и тот же психический феномен может рассма­триваться под разными углами зрения.

Нарушения операционной стороны мышления:

  • снижение уровня обобщения;

  • искажение процесса обобщения.

Снижение уровня обобщенности. Как уже указывалось, к основным мыслительным операциям относят: сравнение, анализ, синтез, абстракцию, обобщение, конкретизацию, при­чем наиболее распространенной и весьма чувствительной к влиянию патогенных факторов является обобщение, которое само производно от других мыслительных операций.

При снижении уровня обобщения в суждениях больных доминируют непосредствен­ные, конкретные представления о предметах и явлениях, заметен недостаточный уровень абстрагирования, склонность к использованию поверхностных, «бытовых» связей между объектами и явлениями, конкретно-ситуационный тип решения задач, не понимается пере­носный смысл. Например, решение задачи на классификацию может оказаться вообще недоступным, поскольку все предметы слишком различаются по конкретным свойствам (либо создается большое число мелких групп), не понимается переносный смысл пословиц и поговорок, больной в силу преобладания конкретно-ситуационных связей не может подо­брать пиктограмму для обобщенных понятий. Эти нарушения встречаются при умственной отсталости, тяжелых формах энцефалита, а также при органических поражениях головного мозга с деменцией.

Искажение процесса обобщения характеризуется преобладанием формальных, слу­чайных, избыточных ассоциаций, уходом от содержательной стороны задачи, которая вы­тесняется суждениями с опорой на неосновные, чрезмерно общие, латентные, побочные признаки вместо существенных. (Например, в опыте на классификацию предметов больной объединяет карточки следующим образом: лыжник и свинья, объясняя: «Это означает про­тивоположность зимы и лета; зима — это мальчик на лыжах, а свинья — на зелени» [Зейгарник, 1986].) Подобные нарушения мышления встречаются у больных шизофренией.