Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
85.74 Mб
Скачать

440 Глава 7. Частная психиатрия

в интеллектуальной сфере, ранее выделяемые в пограничную умственную отсталость. Данные явления важны при проведении судебно-психиатрической экспертизы, признании годности к военной службе.

В подростковом возрасте происходит также декомпенсация олигофрений, установленных ранее, особенно осложненных форм. Наиболее часто это проявляется церебрастеническими состояниями в виде усиления головных болей, головокружениями, расстройствами сна, колебаниями настроения, повышенной утомляемостью, расстройствами внимания и памяти. У подростков с торпидными чертами усиливается адинамия и вялость, с эретичными - повышается моторная расторможенность. Нередко у данной группы возникают и расстройство влечений, невротические расстройства, синдром уходов и бродяжничества, эпизодические психозы - бредовые, галлюцинаторные, с преобладанием аффективных или психомоторных расстройств.

Принципы терапии психических расстройств в подростковом возрасте

Основными принципами лечения подростков являются:

принцип специфичности - модификация метода по отношению к конкретному психическому расстройству: выбор адекватного метода, практически осуществимого и эффективного.

принцип адекватности метода возрасту и уровню развития пациента.

принцип вариабельности и практической осуществимости при лечении в различных условиях - стационарных, амбулаторных, «на дому».

принцип оценки и проверки эффективности.

По направленности используют: личностно-ориентированные методы -

психофармакологию, индивидуальную психотерапевтическую работу и тренинги; семейно-ориентированные и групповые методы работы.

Индивидуальная терапия используется для подростков, чьи проблемы выражаются в эмоциональном конфликте и неопасном поведении, а сам конфликт является скорее внутриличностным, отражающим влияние индивидуального травматического прошлого. Пациент способен находиться вне больницы, и его окружение не препятствует лечению.

Групповая терапия в этом возрасте является очень эффективной, что обусловлено типичными психологическими особенностями данных пациентов, так как подростки чувствуют себя более комфортно в группе сверстников, чем со взрослыми. Подростку легче выслушать интерпретации своего состояния и критику из уст сверстников, чем от терапевта. Показана подросткам с проблемами в межличностной сфере, трудностями, касающимися нынешнего момента.

Семейная терапия проводится тем подросткам, чьи трудности отражают проблемы в семье - побеги, школьные фобии. Иногда семейные конфликты являются неизбежным следствием нормального развития подростка, например формирования сексуальности и достижения независимости от родителей. В более тяжелых случаях конфликты вызываются насилием, в том числе сексуальным, над подростками, наличием у подростка тяжелого психического или соматического заболевания.

Однако терапевтическая работа на практике редко ограничивается использованием какого-либо одного подхода. Например, в начале терапии подростка с наркотической зависимостью используется интенсивная индивидуальная терапия, далее подключается семейная терапия, осуществляется коррекция внутрисемейных отношений и зачастую проблем, приведших к началу употребления наркотика. Далее проводится реабилитационная работа, подросток включается в терапевтическую группу, чаще всего сверстников, переживших подобные проблемы, формируется новое микросоциальное окружение, новая сфера интересов.

7.11. Психопатология подросткового возраста

441

В начале работы с подростком необходимо выяснить, какие специфические задачи подросткового возраста уже решены, а по отношению к каким возникли затруднения. Примерные вопросы могут быть: В какой степени подросток независим от родителей? Насколько устойчиво его самосознание и положение в обществе? Как он относится к проблемам, пережитым в детстве? Является ли он ответственным за собственное развитие или всего лишь пассивно принимает то, что делают для него родители? Каким он видит себя в будущем, и как он воспринимает свои будущие обязанности? Может ли он прогнозировать последствия различных жизненных стратегий? Как он выражает свои сексуальные и эмоциональные интересы? Важно также выяснить отношение к родителям - воспринимает и понимает ли подросток их хорошие и плохие стороны: видит ли себя и своих сверстников как независимых личностей с собственными потребностями или как средство для удовлетворения каких-либо потребностей родителей? Многие подростки не рассказывают самостоятельно о проблемах с наркотиками и суицидальных тенденциях, однако отвечают честно при прицельном, внимательном и дружелюбном расспросе. Депрессивные переживания рассматриваются многими подростками как проявление слабости

имаскируются антисоциальным поведением, злоупотребелением наркотиков и стремлением к опасным видам спорта и развлечения. Также следует учитывать, что подросток и врач зачастую «говорят на разных языках». Врач должен использовать собственный язык и быть корректен, однако знание жаргона или сленга тоже необходимо в работе с молодежью, и врач может попросить разъяснить значение неизвестных слов.

Особенность позиции психотерапевта в работе с подростком состоит в том, что для успешной работы необходимо создать подростку реальные отношения с реальной фигурой, которая становится «правильным» родителем подростку, стандартом, на который он может ориентироваться. Отстраненная, личностно нейтральная позиция терапевта вызывает недоверие, неискренность

иагрессию. Такой «анонимный» терапевт служит менее ценной поведенческой моделью чем тот, кто может принять и рационально отвечать на агрессивные провокации или конфронтировать без страха или ложного примирения, может устанавливать границы и контроль там, где подросток потерпел фиаско, может допускать ошибки и незнание, открыто выражать свои эмоции.

Желательно при первой встрече побеседовать как с подростком, так и с его семьей, причем с подростком лучше поговорить с первым, чтобы не служить

вего глазах «агентом родителей». У старших подростков общение терапевта с родителями в процессе лечения происходит редко, так как это может препятствовать установлению открытых и доверительных отношений.

Во время психотерапевтической работы следует отмечать явления контрпереноса: с кем в большей степени ассоциирует себя врач - с подростком

ипроблемами, которые сам переживал в этом возрасте, или с родителями и трудностями в воспитании собственных детей. Цели терапии должны быть четко ограничены, позиция терапевта должна быть более директивна, чем при работе со взрослыми. С младшими подростками уместно использовать методы игровой терапии для более быстрого раскрытия внутриличностных проблем и установления доверительных отношений.

Неадекватность терапии психических расстройств в детском и подростковом возрасте может привести к: устойчивой низкой самооценке: снижению качества межличностных отношений: школьной неуспеваемости, что зачастую служит самым весомым показателем качества терапии: исключению из школы; злоупотреблению психоактивными веществами; правонарушениям.

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

442

Глава 7. Частная психиатрия

Особенности психофармакотерапии

Особенности фармакокинетики:

процесс, метаболизма и выведения лекарств происходит быстрее, чем у взрослых:

дети и подростки более чувствительны к терапевтическому и побочному действию препаратов:

необходимо начинать с минимальных доз препарата и стремиться достичь минимальной эффективной дозировки:

большинство психотропных препаратов липофильны, а относительная величина жировой ткани у детей и подростков значительно меньше, чем у взрослых, поэтому объем накопления тканями препарата и продолжительность пребывания препарата в организме иной, чем у взрослых (чаще - меньше):

интенсивность процессов выведения жидкости почками такая же, как у взрослых, однако объем потребляемой жидкости больше, поэтому период полувыведения и клиренс препаратов несколько выше, чем у взрослых.

Факторы, влияние которых следует учитывать при фармакотерапии

подростков: мощные нейроэндокринные изменения, происходящие у подростка: прибавка в весе у девочек: прибавка мышечной массы у мальчиков: нарушенное пищевое поведение; употребление алкоголя, никотина: коморбидное злоупотребление наркотиками; продолжающееся психологическое и физическое развитие. То есть психофармакология этого возраста направлена, в первую очередь, на развитие.

Особенности применения антипсихотических препаратов:

препараты могут вызывать явление «психической токсичности» - снижение активности, апатию, замкнутость и недоступность, интеллектуальное снижение, седацию;

дети и подростки в большей степени подвержены седативному действию препаратов:

они часто не предъявляют жалобы на подобные осложнения, поэтому требуется повышенное внимание для их выявления:

данные осложнения могут иметь отдаленные последствия в виде снижения способности к обучению, негативного влияния на психологическое развитие:

мальчики-подростки больше подвержены дистоническим реакциям, чем больные зрелого возраста;

поскольку дети и подростки более толерантны к гипотензивному действию препаратов и клинические проявления могут возникнуть раньше колебаний давления, то необходимо проводить регулярное измерение давления в период подбора препарата:

большая опасность возникновения поздней и транзиторной дискинезии (до 51 % подростков), акатизии (более 30 % подростков).

Особенности применения антидепрессантов:

преимущества применения селективных ингибиторов обратного захвата серотонина - высокая эффективность, лучшая переносимость у подростков, простота дозировки и низкая токсичность, активирующий эффект:

период полувыведения лития короче, а клиренс быстрее, нежели у взрослых,

выраженная реакция на плацебо,

выраженная неспецифическая терапевтическая реакция при госпитализации и интенсивной психотерапевтической работе, иногда превышающая реакцию на трициклики.

Вопрос о назначении транквилизаторов подросткам является весьма спорным ввиду высокой вероятности злоупотребления ими.

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

В.А. Мельников

В.Л. Агния-Родригес

445

ЭПИЛЕПСИЯ (G40)

Эпилепсия - хроническое заболевание головного мозга различной этиологии, характеризующееся повторными припадками, возникающими в результате чрезмерных нейронных разрядов и сопровождающееся разнообразными клиническими и параклиническими симптомами.

Этиология

Несмотря на многообразие этиологических факторов, а также синдромологическую неоднородность, эпилепсия остается хотя и собирательной, но единой нозологической единицей, где главным обобщающим клиническим критерием является наличие повторяющихся приступов. Одиночные или случайные эпилептические приступы не могут рассматриваться как эпилепсия, а являются - при понижении порога судорожной готовности - разновидностью реакций мозга и могут возникнуть в определенных условиях у любого человека.

Эпилептический припадок представляет собой приступ с внезапным началом, стереотипный по клиническим проявлениям, возникающий в результате нейронных разрядов, обнаруживаемых с помощью ЭЭГ, и проявляющийся в форме сенсорных, двигательных, аффективных, когнитивных и вегетативных симптомов. Наиболее важным основанием для классификации припадков является характер их начала. При генерализованных припадках приступ начинается с внезапной потери сознания, и на ЭЭГ очаг не обнаруживается. Парциальные (фокальные, локальные) припадки начинаются вследствие импульса из очага (фокуса) в ограниченной части одного полушария мозга. Они подразделяются на простые и комплексные. Первые отличаются от вторых отсутствием во время приступа нарушений сознания. Парциальные припадки могут распространяться и переходить в генерализованные - вторичная генерализация.

Это заболевание может быть вызвано множеством экзогенных и эндогенных факторов. Принято считать, что основными причинами являются индивидуальная предрасположенность конституционального или наследственного характера, наличие эпилептического повреждения в мозге и локальных или генерализованных электрических изменений. При этом, чем интенсивнее представлены одни из них, тем меньшая выраженность других достаточна для проявления эпилепсии. Лишь отдельные синдромы жестко детерминированы только генетическими или исключительно экзогенными причинами. Дети примерно в 4 раза чаще болеют эпилепсией, чем взрослые. Наиболее частыми причинами являются перинатальная патология и родовые травмы, врожденные пороки развития, метаболические нарушения, нарушения питания, инфекции. В среднем и пожилом возрастах в этиологии большую роль играют черепно­ мозговые травмы, сосудистые и дегенеративные заболевания мозга, опухоли. Почти в половине случаев причину эпилепсии установить не удается даже при самом тщательном обследовании. Эти идиопатические эпилепсии связаны, главным образом, с наследственным предрасположением, имеют, помимо других отличий, типичный возраст заболевания и в большинстве случаев хорошо реагируют на терапию. В остальных случаях припадки представляют вторичное явление по отношению к какому-либо уточненному заболеванию головного мозга. При этих симптоматических эпилепсиях (эпилептических синдромах) эндогенное предрасположение выступает в роли фактора риска. В случаях, когда при анализе особенностей клинического синдрома и данных исследования предполагается вероятность отнесения эпилепсии к симптоматической, но причины остаются невыясненными, принято говорить о криптогенной эпилепсии.

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

446

Глава 8. Эпилепсия

Распространенность

Распространенность эпилепсии в общей популяции составляет 7-10 случаев на 1000 человек. Риск развития эпилептических припадков на протяжении жизни составляет до 10 %. Заболевание может развиваться в любом возрасте, однако в 75 % эпилепсия начинается до 20-летнего возраста. Показатели заболеваемости среди мужского и женского пола практически одинаковы. Как минимум у 30 % пациентов со временем возникают психические расстройства

инаиболее часто - при симптоматичеких формах.

Вдиагностике эпилепсии большое значение имеют: семейный анамнез, возраст развития, анамнез приступов, исключение неэпилептических заболеваний, психические нарушения, эффекты проводимой терапии.

Международная классификация эпилепсий и эпилептических синдромов (Нью-Дели, 1989)

Эта классификация по отдельным формам эпилепсии не всегда согласуется с МКБ 10, так как в последней нет жесткого разграничения на идиопатические, криптогенные и симптоматические формы. Достижения генетиков за последнее десятилетие позволили выделить много новых идиопатических форм, картировать гены, определяющие программы развития болезни, ответственные за ее возникновение, а также прогнозы, специфичные для этих форм. С другой стороны, развитие методов нейрорадиологии и приемов визуализации мозга, обобщение и классификация этих многочисленных данных, сопоставление их с клиническими проявлениями разных эпилепсий постепенно сокращают объем криптогенных форм и дают уточнение в этиологии синдромов.

1.Локадизационно обусловленные формы

(очаговые, фокальные, локальные, парциальные)

1.1.Идиопатические (с возраст-зависимым дебютом):

доброкачественная эпилепсия детского возраста с центрально­ височными пиками (роландическая);

эпилепсия детского возраста с затылочными пароксизмами;

первичная эпилепсия чтения.

1.2.Симптоматические (с известной этиологией и верифицированными морфологическими нарушениями):

хроническая прогрессирующая парциальная эпилепсия Кожевникова;

приступы, характеризующиеся специфическими способами провокации;

другие формы эпилепсии с известной этиологией или органическими изменениями в мозге (лобная, височная, теменная, затылочная).

1.3.Криптогенные

2.Генерализованные формы эпилепсии

2.1.Идиопатические (с возраст-зависимым дебютом):

доброкачественные семейные судороги новорожденных;

доброкачественные судороги новорожденных;

доброкачественная миоклоническая эпилепсия младенческого возраста;

детская абсансная эпилепсия (пикнолепсия);

юношеская абсансная эпилепсия;

юношеская миоклоническая эпилепсия;

эпилепсия с генерализованными судорожными приступами пробуждения;

другие идиопатические генерализованные эпилепсии, не названные выше;

формы, характеризующиеся специфическими способами провокации (чаще фотосензитивная эпилепсия).