Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Б.Раушенбах Геометрия картин и зрительное восприятие.docx
Скачиваний:
131
Добавлен:
28.03.2016
Размер:
5.18 Mб
Скачать

59. Помпейская фреска tVстиля из дома Эпидия Сабина. Фрагмент. Прорись

нейная структура потолка в каждом углу продолжала казаться составленной параллельными линиями. Во- вторых, очевидно, что центральная (ренессансная) перспектива художнику не известна, иначе, увеличив схождение прямых, образующих структуру верхнего потолка, он смог бы избавиться от геометрического не- соответствия образовавшейся центральной трапеции и ее соседних элементов. Это еще один довод в защиту разделяемого многими мнения, что во времена анти- чности не знали центральной перспективы.

Интересно отметить, что суммарное действие ло- кальных аксонометрий (на рис. 58 —четырех, а на показанном нарис. 59фрагменты фрески — двух) создает интегральную схему изображения интерьера в прямой перспективе. Таким образом, использо- вание нескольких точек зрения при сохранении в

60. Барнаба да Модена. Сретение. Вторая половина XIV в. Мзви. Прорись

отдельных частях картины локальной аксонометрии как основы изображения приводит к своеобразному перспективному эффекту, к появлению прямой пер- спективы для картины в целом.

С проблемой согласования локальных аксоно- метрий при изображении интерьеров сталкивалось не только античное искусство. Приведем здесь в качестве примера прорись итальянской пределлы XIV в., на которой изображена композиция на тему «Сретение» (рис. 60).Левая и правая части потолка переданы в системе локальных аксонометрий, и их взаимное несоответствие художник замаскировал

тем, что в средней части потолка показал некое шес- тигранное углубление, помещенное строго над пре- столом. Это заставило и престолу придать необыч- ную форму, в основе которой лежит шестиугольник. Такая композиция могла решить проблему лишь частично, и, чтобы зрительно оправдать шестиуголь- ное углубление в потолке, капители тончайших ко- лонн, показанных на переднем плане, несут некие элементы конструкции непонятного назначения, ко- торые зато оказываются параллельными соответст- вующим участкам границ этого углубления. Само собой разумеется, что стоявшая перед художником задача решена лишь зрительно. Если попытаться пе- рейти к объективному пространству, то сразу ста- новится ясным, что левая и правая части потолка на самом деле образованы параллельными досками и поэтому углубление над престолом может быть лишь прямоугольным, а это в системе локальных аксонометрий показанного типа передать невозмож- но. Следовательно, изображенные пространствен- ные образования геометрически абсурдны, но ском- понованы так, что не только не воспринимаются как абсурдные, но, напротив, придают картине кажу- щуюся геометрическую убедительность.

В рассмотренных случаях описывались перспек- тивные эффекты, которые возникают при обращении к локальным аксонометриям для изображения инте- рьеров (взгляд «изнутри»). Что произойдет, если надо показать предметы «снаружи», при условии, что левая и правая части изображаемого симметричны и одина- ково важны? Тогда может оказаться естественным ис- пользовать две точки зрения (верхняя часть рис. 61), а «склейка» двух показанных аксонометрических ку- бов даст параллелепипед, изображенный в сильней- шей обратной перспективе (нижняя часть того же ри- сунка).

Не следует думать, что такая «склейка» иллюстри- рует лишь абстрактную возможность возникновения эффекта сильнейшей обратной перспективы (заведо- мо ничего общего не имеющего с обратной перспек- тивой естественного зрительного восприятия). Рас- смотрим два примера изображений, где различные обстоятельства побуждают художника «склеивать» две локальные аксонометрии. На рис. 62дана прорись иконы «Иоанн Богослов и Прохор на острове Пат- мос», на которой изображены диктующий Иоанн и пишущий Прохор. Каждый из них написан в своей аксонометрии: Иоанн — при виде слева, а Прохор — при виде справа, каждый на своем сиденье (на про- риси не показаны), однако их ступни оказывают- ся настолько сильно сближенными, что нарисовать каждому отдельное подножие представляется невоз- можным. Иконописец совмещает эти два подножия, «склеивает» их, и в результате это ставшее единым подножие оказывается изображенным в противоре- чии со всем геометрическим строем иконы. Это, ко- нечно, прием не перспективный, а возникший из ком- позиционных побуждений (обусловленных подвиж- ностью точки зрения) перспективный эффект.

Другим примером может служить икона «Новоза- ветная Троица» (рис. 63).Здесь еще более очевидно,