Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
к зачету УР.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
674.53 Кб
Скачать

10.6. Продовольственные ресурсы мирового океана

Морские экосистемы играют огромную роль в жизни че­ловека: в морях добывают рыбу, составляющую важную ста­тью в питании, а также другие дары моря - кальмаров, кра­бов, креветок, морские водоросли (в первую очередь ламина­рию). Средний житель планеты получает с морепродуктами 16% животного белка, но примерно для 1 млрд человек (в пер­вую очередь в Азии) море дает 30% белка.

Исчерпание морских ресурсов. Если в 1933 г. британский уче­ный-философ Т. Хаксли на открытии в Лондоне Междуна­родной выставки рыбного хозяйства заверял, что все важней­шие места рыбной ловли в морях неисчерпаемы, то сегодня очевидно, что это далеко не так. В январе 1998 г., который ООН объявлен годом океана, более 1600 ученых со всего зем­ного шара - океанологов, ихтиологов и других специалистов по охране морских ресурсов - огласили совместное заявле­ние под названием «Воды под угрозой». В заявлении подчер­кнуто, что неумеренный хищнический лов рыбы, нарушение естественных местообитаний, общее загрязнение окружаю­щей среды, интродукция чуждых биологических видов (био­логическое загрязнение, см. разд. 3.5), а также изменение кли­мата ведут к истощению ресурсов океана.

Улов рыбы, в период с 1950 по 1970 гг. выросший с 8 до 15 кг на одного жителя планеты, в результате чрезмерно интенсив­ной эксплуатации стал снижаться и к 2000 г. составил около 10 кг. При этом 83% рыбы импортируется в промышленно развитые страны. Популяции 70 основных промысловых ви­дов рыб находятся под угрозой, истощены 11 из 15 наиболее важных рыбопромысловых зон и популяции основных про­мысловых видов рыб (трески, тунца, пикши, макрели, сель­ди, хека, сардин, мойвы и др.). Ежегодная добыча трески с 1980 по 2000 гг. упала в 6 раз (с 300 тыс. т до 50 тыс. т). Чис­ленность атлантического голубого тунца упала на 94%, даже если полностью прекратить его лов, то на восстановление его популяции уйдут многие годы [9].

В 1980-х гг. три четверти прироста мирового улова дости­галось за счет пяти малоценных видов рыб, обитающих в от­крытом море - перуанского анчоуса, японской сардины, южно-американского сардинопса, чилийской ставриды и минтая. В Черном море из 26 видов промысловых рыб, кото­рые вылавливались 30 лет тому назад, сегодня осталось толь­ко пять видов. При сохраняющейся интенсивности вылова можно ожидать, что в ближайшие годы чрезмерный промы­сел подорвет и их популяции. Это заставляет рыбаков пере­ключаться на новые объекты лова, которые раньше считались «мусором». Так, близ атлантического побережья Канады на­чат промысел катрана (разновидности акулы) и морского чер­та, а в южной части Тихого океана на 70% увеличился вылов оранжевого австралийского ерша. Пагубно сказывается на биологических ресурсах океана его непродовольственное ис­пользование, вызывающее загрязнение (см. разд. 2.2.1).

Острейшей проблемой обеспечения населения мира мореп­родуктами является установление предельных норм вылова, в этом случае международное сотрудничество сталкивается с немалыми трудностями. Как отмечает JI. Браун [9], даже чле­нам Европейского союза, которые привыкли к совместной ра­боте, было трудно прийти к соглашению. В 1977 г. в Брюсселе было принято решение на 30% сократить добычу трески, сель­ди, камбалы и палтуса в Северном море, на 20% - трески в Балтийском море, голубого тунца и меч-рыбы вблизи Пире­нейского полуострова. В 2001 г. Европейский союз пошел еще дальше, запретив лов трески, пикши и мерлана на 12 недель во время весеннего нереста рыбы. После принятия этих зап­ретов европейский флот направился к западному побережью Африки и приобрел лицензию на вылов рыбы у берегов Се­негала, Мавритании, Марокко и Гвинеи-Бисау, где столкнул­ся с острой конкуренцией с флотами Японии, Южной Кореи, России и Китая.

Антиэкалогичность современного морского промысла. В мор­ских экосистемах начиная с 1960-х гг. превышались норма­тивы вылова рыбы, что особенно пагубно сказывалось на эко­системах северных морей. Настоящая экологическая катаст­рофа разразилась в Баренцевом море, где в 1960-е гг. было выловлено много трески и сельди. Когда уловы этих видов рыб снизились, рыбаки начали лов мойвы и сайки. Вылов этой мелкой рыбы, которая служит пищей трески, сельди и морс­ких птиц (чаек и кайр), окончательно подорвал продуктив­ность популяций ценных промысловых видов рыб и привел к снижению численности птиц. Исчезли птичьи базары. От чрезмерной добычи пострадала и популяция гренландского тюленя в северных морях. Ежегодно у берегов Мозамбика гиб­нет до 5000 морских черепах, которые попадают в гигантские 25-километровые тралы, усеянные крючками с наживкой для акул. Эта трагедия разыгрывается на территории националь­ного парка Базарут, но у местных властей нет быстроходных катеров для борьбы с браконьерами.

Промысел морепродуктов остается расточительным. По оценкам ФАО, отбраковка одной только рыбы (без учета по­падающих в сети морских млекопитающих, птиц и черепах) составляет 20 млн т, т. е. 1 /4 объема современного морского промысла. Еще более удручающей выглядит картина промыс­ла креветок, на каждый килограмм которых из морских глу­бин извлекается 5 кг посторонних видов. В Южной Азии практикуется антиэкологичный метод рас­пыления цианистого натрия для оглушения рыб и облегче­ния их вылова в живом виде. И хотя концентрация яда слиш­ком мала, чтобы навредить людям, употребляющим рыбу, этот варварский метод может превратить коралловые рифы из пло­дородной колонии в кладбище [61].

Акклиматизация морских животных. Еще в 1930-1950-х гг. для улучшения ситуации с промыслом морепродуктов в СССР широко проводились работы по акклиматизации видов рыб и беспозвоночных, которые являются кормом для рыбы. В Кас­пийском море успешно акклиматизирована черноморская ке­фаль двух видов, в Аральском - каспийская севрюга. Из Азов­ского моря в Каспий были успешно перенесены один из ви­дов многощетинковых червей и один вид моллюска. В 1956 г. на шлейфе Кольского полуострова была акклиматизирована дальневосточная горбуша. Попытки размножить там камчат­ского краба дали неожиданный результат: краб переместился и освоился в более теплых водах Норвежского моря, где те­перь его промышляют норвежские рыбаки.