Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
к зачету УР.docx
Скачиваний:
27
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
674.53 Кб
Скачать

8.3. Возможности управления демографическим процессом

Регулирование численности народонаселения, как считал Т. Мальтус, возможно лишь за счет болезней и войн. Более того, он писал о необходимости ухудшать условия жизни для бедных слоев населения, для которых большие семьи были правилом. Именно эти рекомендации снискали Мальтусу пе­чальную славу человеконенавистника. Современные подхо­ды к управлению ростом народонаселения более гуманны, хотя среди них есть жесткие силовые, достаточно радикаль­ные, и более умеренные, цивилизованные. Совершенно оче­видно, что при разработке стратегии управления демографи­ческим процессом могут быть приняты только цивилизован­ные методы.

«Опыт» Индии. Наиболее жестким «медицинским» мето­дом пыталась поставить под контроль рост народонаселения Индии Индира Ганди, которая в 1976 году приступила к реа­лизации своей программы контроля рождаемости. Насиль­ственной стерилизации подлежали все мужчины, у которых есть уже трое (штат Махараштра) или даже двое детей (штаты Пенджаб и Хараяна). Аналогично насильственно прерывалась беременность у женщин с тремя или двумя детьми. Только за апрель 1976 - январь 1977 гг. процедуре стерилизации под­верглись 8 млн человек.

Для выполнения этой программы была разработана систе­ма поощрений не только для тех, кто дал согласие на стери­лизацию или аборт, но и для информаторов. Власти преми­ровались за выполнение квоты на стерилизацию. Итог этой акции был плачевным: Индира Ганди провалилась на выбо­рах, а население Северной Индии просто взбунтовалось. Пра-- вительство ушло в отставку в 1977 г., а когда в 1980 г. Индира Ганди вновь вернулась к руководству страной, то она уже от­казалась от столь жесткой демографической политики. Тем не менее опыт стерилизации был продолжен. В 1980-е гг. доб­ровольно подверглись стерилизации еще 5 млн человек. Од­нако это не остановило высоких темпов прироста народона­селения.

Опыт Китая. Программа планирования семьи в Китае на­чалась с 1960-х гг. В 1970-1980-е гг. был принят ряд мер для поощрения поздних браков, ограничения числа детей в семье с реализацией принципа «каждая семья должна иметь только одного ребенка». Эта политика подкреплялась экономичес­кими стимулами. Семьи, давшие согласие иметь только од­ного ребенка, получали субсидии, которые выдавались до до­стижения ребенком определенного возраста. Единственный ребенок вне очереди принимался в детский сад и школу, льго­ты распространялись на возможность получения образования, работы, квартиры, лечение в государственных медицинских учреждениях и т.д.

В то же время за рождение «неразрешенного» ребенка были установлены экономические санкции: дополнительный налог на родителей, который возрастал по мере появления новых «неразрешенных» детей, полная оплата расходов на образо­вание и лечение и т.д. Наиболее успешно этот принцип реа- лизовывался в семьях государственных служащих и партий­ных работников, однодетная семья была правилом партий­ной этики и дисциплины. Возможности определения пола ребенка до рождения позволили избирательно прекращать беременность (нередки были случаи убийства родившихся девочек), что привело к катастрофическому снижению доли женщин в населении, возникла «проблема дефицита невест»).

Эта программа, тем не менее, плохо работала в сельской местности, где родившийся ребенок быстро включался в тру­довой процесс. При незначительных затратах на ребенка его появление было экономически обоснованным и рациональ­ным для семьи с небольшим доходом. К слову, «сельский фак­тор» действует во всех бедных странах, где «безопасная» ста­рость связана с количеством детей, которые будут заботиться о родителях. В Индии считается, что «безопасная» старость возможна лишь при 5-6 детях.

Китай достиг бесспорного успеха в регулировании роста народонаселения - за счет жестких экономических санкций удалось снизить СКР с 6 в 1960-е гг. до 1,8 в 2000 г., хотя в настоящее время обсуждаются возможности либерализации демографической политики. Это совершенно необходимо, так как правительства ряда стран прекратили финансирование китайских программ по планированию семьи именно из-за жестокости «китайского варианта» (убийство новорожденных девочек было частым явлением в семьях, где до этого уже ро­дилась девочка). В 1995 г. Китай принял так называемый карт-

^ Устончипое ражитие. внолный курс бланш по планированию семьи, в котором призвал семейные пары «свободно и с ответственностью выбирать количество детей и время их рождения».

«Цивилизованные» методы. В целом регулирование роста народонаселения в демографически неблагополучных стра­нах является крайне сложной задачей, так как силовые мето­ды оказываются малоэффективными. Улучшает демографи­ческую ситуацию лишь общее повышение уровня жизни и образования населения [84]. Этим объясняются успехи демо­графической политики в ряде стран Латинской Америки. Л.Браун считает, что на демографическую ситуацию в этих странах влияли СМИ, особенно телевидение. В Мексике были созданы специальные сериалы демографического содержания, в которых пропагандировались медицинские методы контра­цепции. Не последнюю роль сыграли и обычные сериалы (так называемые мыльные оперы), так как простые женщины ви­дели в красивой жизни героинь с малым числом детей при­мер для подражания [9].

Большую роль в регулировании роста народонаселения иг­рает степень доступности препаратов контрацепции. В насто­ящее время наиболее популярным является препарат RU 486, который вызывает выкидыш. Однако этот способ регулиро­вания состава семьи становится эффективным при повыше­нии уровня жизни и образования женщин. Тем не менее в некоторых странах этот фактор «сработал» на фоне сохраня­ющейся бедности населения. Пример тому - Бангладеш, где СКР снизился с 7 до 3,3, хотя в определении демографиче­ской ситуации в этой стране сохраняется роль высокой дет­ской смертности и невысокой продолжительности жизни из- за болезней.

Разумеется, повышение уровня образования женщин тре­бует значительных средств, которые богатые страны должны выделять для помощи бедным странам. Однако поскольку каждый дополнительный год обучения женщин сверх сред­нестатистического уровня уменьшает количество рождаемых ими детей на 10%, то затраты быстро окупаются улучшением демографической ситуации. Это делает вложения средств в образование женщин развивающихся стран самой эффектив­ной формой содействия повышению уровня жизни их насе­ления [9].

В последние годы в лидеры демографической политики вырвался Иран. Если после исламской революции в 1979 г. и прихода к власти аятоллы Хомейни программы в области пла­нирования семьи были упразднены и лидер призвал «множить ряды солдат ислама», то к концу 1980-х гг. ситуация резко из­менилась. Религиозные лидеры заговорили о том, что нали­чие в семье небольшого количества детей означает социальную ответственность. До 80% расходов на планирование семьи покрывается за счет государственного бюджета. Уровень гра­мотности женщин повысился с 17 до 90%. В течение 15 лет темпы роста населения Ирана упали с 4% до 1%. Л.Браун счи­тает, что демографическая политика Ирана является приме­ром для других стран третьего мира.

Фактором, снижающим скорость роста народонаселения, является урбанизация (см. разд. 13.1), так как городские се­мьи всегда меньше, чем сельские. По этой причине города были названы «черными демографическими дырами».

Особый вклад в разработку реалистической системы уп­равления ростом народонаселения внесла Третья Междуна­родная конференция по народонаселению и развитию, ко­торая была организована ООН в 1994 г. в Каире. По словам К. Флейвина [79], в Каире был установлен «мост над пропа­стью» и подчеркнуто, что замедление роста народонаселе­ния в бедных странах возможно только путем решения со­циальных вопросов. Каирский план призвал расширять права женщин, сокращать бедность и гарантировать доступ к об­разованию, медицинскому обеспечению и экономической деятельности.

Все сказанное не распространяется на развитые страны, где имеет место «нулевой» прирост населения или, наоборот, оно уменьшается. Численность населения снижается и в России. Одна из причин тому - неблагоприятная социально-эконо­мическая ситуация, порождающая неуверенность молодежи в завтрашнем дне, молодые семьи не спешат заводить детей. Пагубно сказываются высокие нормы потребления спиртно­го. Отрицательную лепту вносит и телевидение, пропаганди­рующее секс как развлечение. В этом случае система мер по управлению демографическим процессом должна иметь об­ратную направленность и включать экономические и соци­альные меры, способствующие повышению рождаемости (льготы и пособия для многодетных матерей, создание благо­приятного социального климата для семей, имеющих детей и т.д.). Положительным примером может служить Япония, в которой при рождении третьего ребенка выплачивается 1 млн иен (около 9600 долларов). Достаточно высокие выплаты про­водятся в дальнейшем вплоть до достижения ребенком воз­раста 11 лет. Меры по стимулированию роста народонаселе­ния принимает и Украина: размер выплат при рождении ре­бенка увеличен в 11 раз. Теперь родители новорожденных будут получать 1500 долларов (600 долларов выплачивается сразу, а остальная часть - равными долями в течение года).

Роль религии. Во многих странах фактором, препятствую­щим разумной демографической политике, является религия. Во всех конфессиях акт рождения нового человека считается священным и не подлежащим внешним вмешательствам. Эко­логические требования рано или поздно должны будут выз­вать реформу религии с изменением взгляда на меры сниже­ния деторождаемости (как отмечалось, это уже произошло в Иране).