Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УЧЕБНИК БАТУЕВ.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
3.3 Mб
Скачать

174 :: 175 :: Содержание

175 :: 176 :: Содержание

Генетика свойств нервных процессов.

Первым, кто обратил внимание на необходимость изучить генетическую природу свойств основных нервных процессов (их силы, уравновешенности и подвижности), был И.П. Павлов в процессе разработки им физиологической базы для определения типов нервной системы животных.

175

В дальнейшем отечественные ученые (Л.В. Крушинский, 1946; В.К. Красусский, 1963) доказали генетическую детерминированность силы возбудительного процесса, а В.К. Федоров (1971) показал зависимость от генотипа материнского организма такого свойства, как подвижность нервных процессов.

М.Е. Лобашев обратил внимание на наследование такого фундаментального свойства нервной системы, как возбудимость, которая определяет действие генов, детерминирующих отдельные поведенческие акты.

Ученики М.Е. Лобашева создали стройную систему взглядов на нейрохимическую и молекулярную детерминацию поведения (Н.Г. Лопатина, В.В. Пономаренко, 1987).

Исследования позволили вычленить эффект отдельного гена, вносящего основной вклад в формирование порога нервно-мышечной возбудимости, а также установить его идентичность с определенным локусом хромосомы. Более того, эти же гены участвуют в наследственной детерминации пороговых характеристик нервной системы в целом. У видов, пород и рас животных, имеющих высокую нервно-мышечную возбудимость, наблюдали и более высокую пищевую возбудимость и более высокие показатели силы возбуждения. Основой такой общности генетических механизмов могут быть функциональные или структурные особенности клеточных мембран и связанных с ними ферментов, определяющих характер протекания внутриклеточных процессов (В.В. Пономаренко, 1970).

176

175 :: 176 :: Содержание

176 :: 177 :: 178 :: Содержание

Генетическая детерминация особенностей обучения.

Выведены линии крыс, различающихся по обучаемости в сложном лабиринте: способные крысы ориентировались лучше по пространственным ориентирам, а неспособные - по зрительным. Большое значение при этом имеет характер мотивации: способные крысы сильнее мотивируются голодом, а неспособные - в защитно-оборонительных ситуациях.

Вклад каждой из скрещиваемых линий в свойства обучаемости конкретного поколения и особи неодинаков. М.П. Садовникова-Кольцова (1928) предположила наличие у крыс трех групп генов, детерминирующих способность

176

к обучению: гены двигательной активности, гены эмоции страха и гены ориентировочно-исследовательского инстинкта. Однако корреляция этих свойств со способностью к обучению не всегда проявляется, и в настоящее время рассматривают эти комбинации признаков как носящие фенотипический характер.

Наследственную основу различий в обучении М.Е. Лобашев предполагал искать в генетически детерминированных особенностях безусловных рефлексов, и прежде всего в уровне пищевого рефлекса как основного модулятора функциональной активности нервной системы. Показано наличие генетических корреляций между уровнем функциональной активности нервной системы и способностью к выработке условных рефлексов (В.В. Пономаренко).

Ю.С. Дмитриевым (1981) было установлено, что порог возбудимости и скорость образования оборонительных условных рефлексов проявляют сходный характер наследования (рис. 25). Вероятно, в основе лежит множественный эффект какой-то общей группы генов.

Рис. 25 Корреляции между порогом возбудимости нервно-мышечного аппарата и способностью к образованию условного рефлекса активного избегания у мышей 16 инбредных линий (по А.С. Дмитриеву, 1983) А - порог возбудимости при раздражении икроножной мышцы одиночными электрическими импульсами длительностью 2 мс; Б - количество условных рефлексов активного избегания в %; по горизонтали - линии мышей.

177

В число контролируемых им признаков поведения следует отнести ориентировочно-исследовательскую активность, общую двигательную активность и уровень эмоционального статуса. Последние могут участвовать в наследственной обусловленности условнорефлекторных форм поведения. Ген, контролирующий вышеназванные признаки, идентичен гену, определяющему содержание биологически активных соединений в плазме крови, серотонина и норадреналина в тканях гипоталамуса (А. Оливерио и др., 1973; Ю.С. Дмитриев, 1981).

Таким образом, множественное влияние одного и того же гена может заключаться в контроле порога возбудимости нервной системы, содержания нейроактивных соединений и способности к обучению (образованию оборонительных условных рефлексов).

178